Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Приходные и расходные кассовые ордера: порядок оформления, правила заполнения и образец
  • Фундаментальные исследования
  • 03 02 специальность кем можно работать
  • Как поступить в МВД: полное руководство
  • Исковое заявление о защите прав потребителей, связанных с оказанием услуг ненадлежащего качества Исковое заявление о нарушении прав потребителя пример
  • Что такое профессиональная переподготовка?
  • Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой. «Пакет Яровой» остается регрессивным актом, который будет провоцировать рост тарифов на услуги связи Закон о хранении данных провайдерами

    Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой. «Пакет Яровой» остается регрессивным актом, который будет провоцировать рост тарифов на услуги связи Закон о хранении данных провайдерами

    «Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

    Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

    Авторы поправок

    Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

    Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

    Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

    Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

    • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
    • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

    Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

    Суть поправок

    Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

    Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

    • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
    • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
    • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

    Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

    • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
    • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

    Изменения в закон о связи

    Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

    Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

    • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
    • один год – данные об электронной переписке россиян.

    Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

    Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

    • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
    • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
    • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

    Поправки в УК РФ

    Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

    • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
    • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

    В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

    • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
    • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
    • несообщение о преступлении (ст.205.6);
    • акт международного терроризма (ст.361).

    Когда вступает в силу «закон Яровой»?

    В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

    1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

    По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

    Которое разъясняет нормы «пакета Яровой» в отношении интернет-сайтов, мессенджеров и других сервисов. В документе уточняется, что все организаторы распространения информации обязаны хранить трафик пользователей в течение шести месяцев. Речь идёт о голосовой информации, изображениях, звуках, видеозаписях и электронных сообщениях интернет-пользователей.

    Это серьёзное ужесточение «пакета Яровой» с учётом того, что от интернет-провайдеров требуется хранить трафик пользователей только в течение 1 месяца.

    Но если вы пользуетесь зарубежным VPN, то на вас правила могут не распространяться. В этом случае сайты и мессенджеры не обязаны хранить ваши сообщения.

    Постановление № 728 имеет достаточно длинное название «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

    Но суть его формулируется вполне лаконично.

    В первом пункте перечисляется информация, на которую распространяется постановление. Она же перечислена в названии подзаконного акта: это голосовая информация, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей.

    Во втором пункте сообщается, что организатор распространения информации (ОРИ) обязан хранить эту информацию на территории России «и предоставлять электронные сообщения в установленном порядке уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

    Второй пункт разъясняет, на кого распространяются данные правила (если вкратце - только на россиян):

    1. На пользователей, зарегистрировавшихся с использованием сетевых адресов, определяемых организатором распространения информации как используемые на территории Российской Федерации.
    2. На пользователей, авторизовавшихся с использованием сетевых адресов, определяемых организатором распространения информации как используемые на территории Российской Федерации.
    3. На пользователей, указавших при регистрации или использовании функций коммуникационного интернет-сервиса документ, удостоверяющий личность, выданный органом государственной власти Российской Федерации (основной документ или иной документ, удостоверяющий личность).
    4. На пользователей, использующих для доступа к коммуникационному интернет-сервису устройства и (или) программы для ЭВМ, передающие географические данные (метаданные), указывающие на нахождение на территории РФ.
    5. На пользователей, о которых ОРИ проинформирован уполномоченными госорганами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, о том, что пользователи находятся на территории РФ.
    Наконец, в третьем пункте указывается срок хранения: 6 месяцев с момента окончания приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений.

    Очевидно, под определение «иных электронных сообщений» пользователей попадают сообщения на форумах и в социальных сетях, в том числе личные сообщения, комментарии к статьям, сообщения в мессенджерах и так далее. Труднее всего придётся владельцам мессенджеров, которые поддерживают передачу видео- и звуковых сообщений (Skype, Hangout). Потому что им придётся или открывать собственные дата-центры в России, или договаривать с владельцами существующих, а затем хранить тут довольно существенные объёмы трафика. Разумеется, нужно выделить специальный персонал, который будет следить за соблюдением правил, то есть корректным хранением данных. В этом смысле нормы российского законодательства напоминают европейский GDPR, за одним отличием: европейское законодательство нацелено на защиту персональной информации граждан и предусматривает несколько процедур, в соответствии с которыми пользователь может потребовать удаления своих данных. Более того, оператор обязан удалять персональные данные пользователей через определённый промежуток времени. Российское законодательство подходит к вопросу с другой стороны. Да, здесь оператор тоже обязан хранить данные в местной юрисдикции, но вовсе не для защиты персональных данных пользователя, а для упрощения оперативно-разыскных мероприятий. Российское законодательство никак не требует обязательного удаления данных через определённый срок, устанавливает только минимальный, но не максимальный срок их хранения.

    Предупреждение по просьбе администрации сайта: «При комментировании этого материала просим соблюдать правила. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения. В комментариях работает постмодерация».

    Правительство РФ утвердило окончательные параметры резонансного закона для операторов мобильной связи

    Правительство определилось со сроками хранения данных по «закону Яровой»: операторы связи будут обязаны хранить СМС-сообщения и разговоры на протяжении полугода, а интернет-трафик - в течение месяца. «Реальное время» связалось с представителями «большой четверки», а также экспертами в телеком-отрасли и выяснило, как данное решение отразится на стоимости услуг связи (прогнозируемый рост тарифов - до 90%), какие затраты понесут операторы за 5 лет исполнения закона и не остановит ли «пакет Яровой» развитие мобильных сетей в России.

    Закрытая встреча с Никифоровым и молчание «большой четверки»

    Об утверждении окончательных параметров «закона Яровой» для операторов связи и интернет-компаний в части определения объемов и сроков хранения данных стало известно в минувшие выходные. Издание РБК , ссылаясь на источники на телекоммуникационном рынке, сообщает, что итоговый вариант реализации закона был представлен лично министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым на закрытой встрече с представителями МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома».

    Итоговые параметры таковы: с 1 июля 2018 года СМС-сообщения и записи телефонных разговоров будут храниться операторами в течение полугода, а интернет-трафик, включающий в себя переписку в мессенджерах, электронную почту, историю браузера и не только - в течение одного месяца, начиная с 1 октября текущего года. Отметим, что изначально сроки были иными : полгода на хранение интернет-трафика и год на сообщения и звонки. Собеседники РБК утверждают, что новая схема уже оформлена как проект постановления правительства, однако опубликуют его только после президентских выборов.

    «Реальное время» поинтересовалось у операторов, известно ли им об утверждении итогового варианта реализации закона, и не распространялись ли внутри компаний новые инструкции после закрытой встречи «большой тройки» с Николаем Никифоровым. В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»), «МТС» и «Теле2» нам сообщили, что они не комментируют «закон Яровой». Пресс-служба ПАО «МегаФон» прислала данные по затратам компании на реализацию закона (об этом чуть ниже), проигнорировав все вопросы об окончательных параметрах «пакета». Ответ от пресс-службы Минкомсвязи РФ на момент публикации в редакцию не поступал.

    Александр Смирнов: «Мы не считаем возможным обсуждать законодательство РФ, обязательное для исполнения субъектами, тем более что закон все-таки существенно скорректирован в меньшую сторону по срокам хранения информации. Теперь нашей компании предстоит детальное изучение и выработка технических моделей хранения данной информации». Фото Максима Платонова

    «Минкомсвязи приняло во внимание некоторые опасения операторов связи»

    Одним из немногих участников рынка, не побоявшимся прокомментировать ситуацию (используя очень осторожные формулировки), стал директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов: «Мы не считаем возможным обсуждать законодательство РФ, обязательное для исполнения субъектами, тем более что закон все-таки существенно скорректирован в меньшую сторону по срокам хранения информации. Теперь нашей компании предстоит детальное изучение и выработка технических моделей хранения данной информации».

    О послаблениях для операторов также говорит куратор рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ Ирина Левова: «Надо отметить, что Минкомсвязи приняло во внимание некоторые опасения операторов связи, высказанные ранее. В частности, в новом проекте министерство отказалось от использования понятия «монтированной емкости» при определении объема хранилищ информации - его применение значительно увеличивало финансовые затраты операторов на реализацию ФЗ №374. Вместе с тем, была исключена обязанность хранения операторами транзитного трафика, что также позволяет сократить объем хранимой информации. Также малым операторам позволено использовать ресурсы крупных операторов связи вместо создания собственных хранилищ».

    «Люди пострадают, так как им придется платить больше»

    По словам директора регионального отделения телекоммуникационной компании «ОБИТ» Михаила Марковича, сокращение сроков хранения данных, которое внесено в новый проект, обнадеживает, и теперь они «выглядят более разумными и реалистичными, чем в первоначальном варианте». Однако Маркович считает, что внесенные изменения недостаточно радикальны: «Закон Яровой» по-прежнему остается регрессивным актом, который не будет способствовать развитию телекоммуникационной индустрии в стране, зато, скорее всего, будет провоцировать рост тарифов на услуги связи».

    К слову о тарифах: Ирина Левова утверждает, что при описанной выше схеме реализации закона может произойти значительный (от 12 до 90%) рост стоимости услуг связи. Михаил Маркович, в свою очередь, обозначает «вилку» в 20-50%.

    Ирина Левова утверждает, что при описанной выше схеме реализации закона может произойти значительный (от 12 до 90%) рост стоимости услуг связи. Фото bangbangeducation.ru

    Пока до регулятора не удается донести то, что люди пострадают, так как им придется платить больше. Лично я не знаю, готовы ли граждане оплачивать все это. Ведь никто не спрашивал, насколько они считают эффективной реализацию такого рода мер и готовы ли они платить из своего кармана за все это, - заявляет Ирина Левова.

    Немного под иным углом на ситуацию смотрит директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов: «На рост тарифов в большей степени оказывает влияние конкуренция между операторами, и я не думаю, что операторы сегодня готовы затраты по «закону Яровой» напрямую переносить на своих клиентов, которые очень чувствительны к ценам на услугу. Однако нельзя отрицать, что данный закон сыграет свою роль в уменьшении прибыли телеком-компаний».

    «Инвестиционный бюджет операторов будет полностью поглощен»

    Велика вероятность того, что в перспективе телеком-компаниям придется столкнуться не только с уменьшением прибыли, о котором упомянул представитель «Таттелекома».

    По предварительным расчетам, за 5 лет реализации закона по той схеме, которая сейчас предлагается, операторы связи понесут следующие затраты: ПАО «МТС» - около 43 млрд рублей, «Вымпелком» - не менее 63 млрд рублей, «МегаФон» - около 40 млрд рублей (данные подтверждают в пресс-службе компании), «Эр-Телеком» - около 50 млрд рублей. В таких объемах это фактически означает прекращение развития сетей связи в стране, поскольку инвестиционный бюджет операторов будет полностью поглощен, - констатирует Левова.

    С этим утверждением согласен представитель «ОБИТ» Михаил Маркович: эксперт считает, что операторы действительно будут вынуждены перенаправить инвестиционные бюджеты на выполнение требований закона вместо модернизации сетей, развития собственной инфраструктуры и освоения новых стандартов и технологий.

    Михаил Маркович считает предложение рабочей группы «Связь и IT» вполне адекватным и заявляет, что «даже удлинение этого срока (в трое суток) до недели было бы приемлемо для операторов, по сравнению с нынешними требованиями». Фото Максима Платонова

    По оценке рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ, максимально приемлемый срок хранения по «закону Яровой» составляет трое суток. Куратор группы Ирина Левова считает, что можно было бы начать с этого отрезка времени, а уже затем разработать системы архивирования, которые позволят сократить и объемы, и затраты. Эксперт уточнила, что на данный момент в России таких систем нет, как нет и «необходимого оборудования, которое, как известно, по поручению президента должно быть отечественным».

    В свою очередь, Михаил Маркович считает предложение рабочей группы «Связь и IT» вполне адекватным и заявляет, что «даже удлинение этого срока (в трое суток) до недели было бы приемлемо для операторов, по сравнению с нынешними требованиями».

    «Основная цель нового регулирования - получение денег теми, у кого есть дата-центр»

    Отвечая на наши вопросы о закрытой встрече Николая Никифорова с «большой тройкой», на которой были утверждены окончательные параметры «закона Яровой», Ирина Левова все же усомнилась в том, что на минувшей неделе прозвучало действительно итоговое решение по срокам.

    Надо смотреть на эту ситуацию прямо: у нас сейчас нет возможности забюджетировать те средства, которые необходимы на реализацию закона. Можно сделать вид, что мы действительно сейчас начнем что-то реализовывать, но в реальности этого не будет. Да сейчас тот же СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий, - прим. ред. ) в реальности работает процентов на 50, - заявляет эксперт. - С моей точки зрения, было бы хорошо сделать так, чтобы СОРМ нормально работал, вместо того, чтобы придумывать новое регулирование, основной целью которого, по всей видимости, является то, чтобы тот, у кого есть дата-центр, получил деньги. В данном случае смысл хранения трафика, который является зашифрованным, с точки зрения обеспечения национальной безопасности от меня несколько ускользает.

    Ирина Левова: «С моей точки зрения, было бы хорошо сделать так, чтобы СОРМ нормально работал, вместо того, чтобы придумывать новое регулирование, основной целью которого, по всей видимости, является то, чтобы тот, у кого есть дата-центр, получил деньги». Фото wikipedia.org

    Говоря об «обогащении» на «законе Яровой», стоит упомянуть одну любопытную вещь: сразу несколько представителей российского телекоммуникационного рынка заявили РБК, что закон «позволит увеличить выручку холдингу «Цитадель», который занимается производством СОРМ, необходимых для снятия информации с каналов связи». Сообщается, что основным владельцем «Цитадели» является Антон Черепенников - партнер мажоритарного акционера «МегаФона» Алишера Усманова по нескольким проектам. Собеседник федерального издания предполагает, что именно с этим связано то, что «оператор больше не является яростным критиком положений «закона Яровой».

    Лина Саримова

    МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. В России с 1 июля вступили в силу антитеррористические поправки, известные как "пакет Яровой", они касаются операторов связи и интернет-сервисов и обязывают их хранить данные о содержании разговоров и переписки пользователей, включая фото и видеоматериалы.

    Пакет антитеррористических законов (так называемый "пакет Яровой") был подписан президентом в июле 2016 года. Он, в числе прочего, обязывает операторов связи и интернет-компании хранить информацию о содержании разговоров и переписки пользователей, включая фото-, видео- и звуковые файлы, чтобы предоставлять их по запросу спецслужб.

    Изначально норма должна была заработать в полном объеме с 1 июля текущего года, однако затем было решено смягчить ее для операторов связи. Правительство в апреле утвердило правила хранения операторами связи пользовательского трафика по "пакету Яровой". Согласно этому документу, операторы с 1 июля 2018 года обязаны хранить голосовой трафик и текстовые сообщения пользователей в течение 6 месяцев. С 1 октября операторы обязаны будут хранить интернет-трафик пользователей в течение 30 суток, а далее в течение 5 лет наращивать емкости для хранения на 15% ежегодно.

    Затраты

    Затраты на реализацию "пакета Яровой" операторы оценивали в несколько триллионов рублей и предупреждали, что это вызовет рост тарифов. В частности, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считал, что рост составит до 90%. В связи с этим РСПП настаивал на существенном сокращении сроков и объемов подлежащей хранению информации. По мнению экспертов, также следовало исключить из подлежащего хранению трафик услуг передачи данных, которые оказываются корпоративным пользователям, а также трафик сетей связи специального назначения, замыкающийся внутри таких сетей.

    Благодаря апрельскому решению правительства предполагаемые затраты снизились до десятков миллиардов рублей. В "Мегафоне" отметили, что уточненные правила учитывают мнение отрасли и являются компромиссом.

    Так, МТС за пять лет планирует потратить на эти цели около 60 миллиардов рублей, "Мегафон" — 40 миллиардов, "Вымпелком" (бренд "Билайн") — 45 миллиардов. Tele2 прогнозирует, что расходы составят десятки миллиардов рублей за два-три года.

    "Ростелеком" пока не смог оценить затраты, однако, по словам главы компании Михаила Осеевского, у оператора большое количество хранилищ данных и пока инвестиции в 2018 году могут не потребоваться. В то же время международное рейтинговое агентство Fitch, напротив, считает, что максимальные издержки от принятия "пакета Яровой" среди телекоммуникационных компаний придется понести "Ростелекому".

    "Мы посчитали, сколько примерно объявленные затраты представляют собой от тех цифр, которые уже озвучены. По нашим оценкам, "закон Яровой" потребует увеличения капекса (капзатрат — ред.) для разных операторов на 14-23%, что довольно существенно", — добавляли в агентстве. Затраты на исполнение закона, по оценкам Fitch, составят 2,5-3,3% от общей выручки и 2,7-3,4% от выручки от услуг компаний.

    При этом "пакет Яровой" не разъясняет порядок хранения информации, содержащей персональные данные, сведений, являющихся тайной, объектов авторского права и многого другого, указывает Казарян.

    Оборудование для хранения

    Постановление кабмина предусматривает, что оператор может хранить данные как в своем хранилище, так и, с разрешения ФСБ, у другого оператора.

    Требования к "средствам накопления информации", устанавливаемые Минкомсвязью и ФСБ, еще не опубликованы.

    "Перечень производителей оборудования в целом сформирован. Поставщики оборудования будут определяться в рамках конкурсных процедур. Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с ответственными органами государственной власти", — сказали РИА Новости в пресс-службе "Вымпелкома".

    Остальные операторы "большой четверки" также приступили к закупке оборудования, несмотря на отсутствие требований.

    Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

    Что предписывает «закон Яровой»

    Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

    В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

    Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

    По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

    Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

    По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

    Дорогая скорость

    В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

    По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

    Законопослушные иностранцы

    Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

    В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

    Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.