Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Власти раскрыли расходы на первое за шесть лет повышение выплат военным
  • Десктопные CRM: дегустация бесплатного сыра Общие и личные отчеты
  • Бизнес-стратегия, примеры планирования, определение вариантов, как разработать стратегию бизнеса, как она вияет на лидерство и на конкурентов, как проводить ее аудит, как воплощать планы Стратегия развития компании пример
  • Как принять правильное решение?
  • Консультация как одна из форм работы с педагогами Как правильно вести консультации психолога
  • Как сдать экзамен в техникуме и колледже: рекомендации экспертов Как сдать физику если тупой
  • Приобретение автомобиля юридическим лицом бухгалтерский учет. Поступление автотранспорта на предприятие

    Приобретение автомобиля юридическим лицом бухгалтерский учет. Поступление автотранспорта на предприятие

    1. Причины выбытия автотранспорта

    В любом случае в первичных документах, которыми оформлено выбытие объекта, должны содержаться данные о количестве и стоимости выбывающих активов, а также о причинах выбытия с их обоснованием (особенно в случае выбытия за непригодностью).
    Порядок оформления первичных документов по учету основных средств установлен постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документацией по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

    Для учета всех видов основных средств, в том числе и автотранспортных средств, находящихся в организации, применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-1). При выбытии основного средства в карточку вносятся сведения:

    О документе на выбытие (номер и дата накладной или акта приемки-передачи основного средства);
    - о причинах выбытия;
    - о сумме выручки от реализации;
    - о начисленной амортизации на момент выбытия.

    Продажа, безвозмездная передача, передача организацией автотранспортных средств по договору мены, внесение в уставный капитал и в общее имущество по договору простого товарищества оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1).

    На основании акта бухгалтерская служба организации делает запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает эту карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. В инвентарной книге делается запись об изъятии карточки на выбывшее транспортное средство.

    На основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением соответствующего договора и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого транспортного средства производится списание стоимости этих объектов.

    При выбытии автотранспортных средств у организации возникают доходы и расходы. Доходы - это сумма выручки от продажи автомобиля или автобуса. А расходы - это остаточная стоимость объекта, НДС, а также затраты, связанные с выбытием транспортного средства. Предварительно эти затраты (заработная плата, ЕСН и взносы во внебюджетные фонды, стоимость использованных материалов и др.) собираются на счете 23 «Вспомогательное производство».

    Остаточная стоимость транспортного средства определяется на счете 01 субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации (также с учетом переоценок).

    Доходы и расходы от выбытия транспортных средств относятся на финансовые результаты организации и включаются в состав прочих операционных доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). По кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы» отражается выручка от реализации объекта, а по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» - списываются расходы от его выбытия.
    В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания основных средств надо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся.

    Сумма дооценки или уценки транспортных средств, которая возникает при переоценке этих объектов, учитывается на счете 83 «Добавочный капитал». При выбытии автомобиля или автобуса сумма дооценки (уценки) по объектам основных средств переносится на нераспределенную прибыль, не затрагивая счета учета финансовых результатов (п. 15 ПБУ 6/01): ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84.

    2. Продажа авто: бухучет

    Продажа автотранспортных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи.

    Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

    При продаже транспортного средства продавцом является организация – собственник объекта основных средств, а покупателем – лицо, приобретающее этот объект.

    Как известно, что перед тем как продать транспортное средство, собственник или владелец транспортного средства должен снять его с учета в ГАИ. Об этом говориться в абзаце 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств» и в пункте 3.1 приказа МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

    Однако Решением Верховного суда РФ от 2 декабря 2003 г. № КАС-03-563 указанные положения этих документов признаны недействительными.

    Как расценила кассационная коллегия Верховного суда РФ, эти нормы, по сути, запрещают переход права собственности на транспортное средство, когда оно не снято с учета. А, следовательно, препятствуют свободному обороту этого имущества, чем нарушают статью 129 Гражданского кодекса РФ. Ведь переход права собственности по гражданскому законодательству не нуждается в регистрации. Поэтому автовладельцы могут продавать свой транспорт и без снятия его с учета в ГАИ.

    К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

    Пример

    ООО «Гренада» решило продать микроавтобус, восстановительная стоимость которого составляет 600 000 руб. На момент реализации сумма начисленной амортизации составляет 330 000 руб. Сумма дооценки микроавтобуса, которая образовалась в результате переоценки по состоянию на 1 января 2006 года, составляет 60 000 руб.

    В соответствии с договором продажная стоимость микроавтобуса составила 300 000 руб.

    ООО «Гренада» освобождено от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

    В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

    600 000 руб. - списана первоначальная стоимость микроавтобуса;

    330 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

    270 000 руб. (600 000 руб. - 330 000 руб.) - списана остаточная стоимость микроавтобуса;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

    300 000 руб. - отражен доход от продажи микроавтобуса;

    ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 99

    30 000 руб. (300 000 руб. - 270 000 руб.) - отражен финансовый результат от продажи основного средства;

    ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

    60 000 руб. - списана сумма дооценки по проданному микроавтобусу.

    3. Налоговый учет

    В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств иной. Они учитываются как доходы и расходы от реализации (ст. 249, 268 Налогового кодекса РФ).

    При этом доход от реализации транспортного средства определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью, а также затратами по его реализации.

    В налоговом учете цена продажи автомобиля или автобуса, согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой, пока не доказано обратное (ст. 40 Налогового кодекса РФ). А вот остаточная стоимость транспортного средства определяется на основании пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Она равна разнице между восстановительной или первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При этом необходимо учесть проведенные переоценки. Однако здесь есть одна тонкость.

    Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 года, следует использовать восстановительную стоимость, то есть первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок. Причем последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 года) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость транспортного средства более чем на 30%. Последующие же переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    К прочим расходам по реализации автомобилей и автобусов относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества;

    Суммы НДС и налога с продаж в состав расходов не входят.

    Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Если же организация использует кассовый метод, то доходы от продажи основного средства она будет определять на день получения денежных средств от покупателя (п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

    Прибыль, полученная в результате выбытия транспортного средства, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа этого амортизируемого имущества.

    Пример

    Вернемся к условиям предыдущего примера. Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации по микроавтобусу, и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают.

    Для расчета налоговой базы по налогу на прибыль проверим, не превышает ли сумма переоценки 30% от первоначальной стоимости микроавтобуса: 60 000 руб. : (600 000 руб. - 60 000 руб.) * 100 = 11%. Доходы от реализации составят 30 000 руб., а расходы будут равны нулю.

    В бухгалтерском учете ООО «Гренада» следует сделать проводку:

    7 200 руб. (30 000 руб. * 24%) - начислен налог на прибыль.

    В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости транспортного средства и расходов по его реализации, то полученная разница - убыток - будет учитываться в целях налогообложения. Но в особом порядке.

    Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 Налогового кодекса РФ). Впоследствии он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 Налогового кодекса РФ).

    В результате продажи 26 июля 2006 года прицепа ООО «Строймонтажтрест» был получен убыток в размере 3 000 руб. Срок полезного использования прицепа был установлен в размере 37 месяцев. Срок фактической эксплуатации, включая месяц реализации, составил 31 месяц.

    Сумма полученного убытка следует отнести к расходам будущих периодов, а затем ежемесячно в течение 6 месяцев (37 мес. - 31 мес.) включать в прочие расходы от реализации по 500 руб. (3 000 руб. : 6 мес.).

    4. Если бухгалтерская стоимость автомобиля отличается от налоговой

    Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают по четырем причинам.
    Причина первая. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость транспортного средства больше, чем в налоговом. На сумму разницы между бухгалтерской и налоговой стоимостью автомобиля в соответствии с ПБУ 18/03 в бухгалтерском учете формируется отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое погашается в процессе начисления амортизации в течение всего срока использования автомобиля. В случае продажи этого объекта оставшаяся сумма ОНО списывается.

    Пример

    В январе 2006 года ЗАО «Валенсия» приобрело грузовой автомобиль стоимостью 424 000 руб. без учета НДС. Расходы на регистрацию автомобиля в ГАИ в размере 1 000 руб. организация включила в первоначальную стоимость автомобиля в целях бухгалтерского учета. А в целях налогообложения эти расходы были учтены в составе текущих расходов. В результате этого первоначальная стоимость грузовика составила:

    В бухгалтерском учете - 425 000 руб.;
    - в налоговом учете - 424 000 руб.

    На сумму расходов на регистрацию в ГАИ бухгалтер сформировал отложенное налоговое обязательство:

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 77

    240 руб. (1 000 руб. * 24%) - отражена сумма сформированного ОНО.

    ЗАО «Валенсия» установила одинаковый срок полезного использования автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете - 85 месяцев. Сумма ежемесячной амортизации составила:

    В бухгалтерском учете - 5 000 руб. (425 000 руб. : 85 мес.);
    - в налоговом учете - 4 988, 24 руб. (424 000 руб. : 85 мес.).

    Каждый месяц бухгалтер гасит часть отложенного налогового обязательства:

    ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогам и сборам"

    2,82 руб. ((5 000 руб. - 4 988,24) * 24%) - списана часть ОНО.

    Предположим, в сентябре 2004 года организация продала грузовой автомобиль. Сумма начисленной амортизации за период с февраля по сентябрь (10 мес.) составила:

    В бухгалтерском учете - 50 000 руб. (5 000 руб. * 10 мес.);
    - в налоговом учете - 49 882,4 руб.(4 988,24 руб. * 10 мес.).

    Часть отложенного налогового обязательства, которые было сформировано в размере 240 руб., была погашена на сумму 28,2 руб. (2,82 руб. * 10 мес.). Оставшаяся часть ОНО составила 211,8 руб. (240 руб. - 28,2 руб.). В момент продажи грузового автомобиля бухгалтер полностью погасил ОНО:

    ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам»

    211,2 руб. - списана оставшаяся часть ОНО.

    Вторая причина заключается в том, что по автотранспортному средству были установлены различные сроки полезного использования . Предположим, что первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая.
    Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет больше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения бухгалтер будет ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 77.

    При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

    В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:
    ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам».

    Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался меньше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет меньше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения бухгалтер будет ежемесячно формировать ОНА следующей проводкой:

    ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам».

    После того, как в бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации будет равна первоначальной стоимости автомобиля, начислять амортизацию организация будет только в налоговом учете. Одновременно сформированный ОНА будет погашаться на сумму «налоговой» амортизации, умноженной на 24%.

    При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется больше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет больше, чем в целях бухгалтерского учета.

    В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНА полностью погашается обратной проводкой:

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 09.

    Третья причина состоит в том, что по транспортному средству организация может применять разные способы начисления амортизации . Если сумма амортизации больше в бухгалтерском учете, то формируется ОНА. Если же больше окажется сумма амортизации, начисленная в целях налогообложения, то формируется ОНО. В случае продажи транспортного средства ОНА или ОНО полностью погашаются обратными проводками.

    И, наконец, остаточная стоимость автомобиля может быть разной в бухгалтерском и налоговом учете, если в целях налогообложения организация применяет понижающий или повышающий коэффициенты . В зависимости от того, в каком учете сумма амортизации больше, бухгалтер формирует либо ОНА, либо ОНО. При продаже транспортного средства ОНА или ОНО, сформированные в процессе использования объекта, списываются обратными проводками.

    На практике случаются запутанные случаи, когда данные бухгалтерского учета полностью не совпадают с данными налогового учета. Это может быть, когда первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, а сумма амортизационных отчислений, наоборот, больше в налоговом учете. Бывает, что на момент продажи бухгалтер сформировал по автотранспорту и ОНА, и ОНО.

    Чтобы окончательно не запутаться в создавшейся ситуации, мы советуем бухгалтеру поступить следующим образом.
    Сначала нужно списать все ОНА и ОНО, сформированные по продаваемому объекту, на счет 99 «Прибыли и убытки»:
    ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 99

    Списана сумма ОНО;

    ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 09

    Списана сумма ОНА.

    Затем нужно определить остаточную стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете и сравнить их.

    Предположим, что «бухгалтерская» остаточная стоимость транспортного средства оказалась больше, чем «налоговая». Рассчитайте сумму разницы между ними, умножьте ее на 24% и отразите в бухгалтерском учете полученный результат такой проводкой:

    ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

    Сформировано постоянное налоговое обязательство.

    Если же «налоговая» остаточная стоимость автомобиля будет больше «бухгалтерской», то, умножив разницу на 24%, отразите ее в бухгалтерском учете другой проводкой:

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99

    Сформирован постоянный налоговый актив.

    5. НДС

    Продавая автотранспортное средство, нужно начислить налог на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Порядок расчета налога определяется в зависимости от того, как реализуемый объект был учтен при его принятии на баланс: с налогом на добавленную стоимость либо без налога на добавленную стоимость.

    Пример

    В январе 2005 года ООО «Старт» приобрело легковой автомобиль стоимостью 150 000 руб., в том числе НДС – 22 881 руб. Сумма уплаченного НДС была возмещена из бюджета.

    В феврале 2006 года ООО «Старт» продало автомобиль. Его продажная цена согласно договору купли-продажи составляет 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). За время эксплуатации легкового автомобиля была начислена амортизация в размере 54 000 руб.
    Согласно учетной политике ООО «Старт» выручка для целей обложения налогом на добавленную стоимость определяется «по оплате».

    При продаже легкового автомобиля в бухгалтерском учете ООО «Старт» были сделаны следующие записи:

    ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

    127 119 руб. – списана первоначальная стоимость легкового автомобиля;

    ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

    54 000 руб. – списана начисленная амортизация;

    ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

    73 119 руб. (127 119 руб. - 54 000 руб.) – списана остаточная стоимость автомобиля;
    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

    118 000 руб. – отражена выручка от реализации легкового автомобиля;

    ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по отложенным налогам»

    18 000 руб. – отражена сумма НДС;

    ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 99

    26 881 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб. - 73 119 руб.) – списан финансовый результат от реализации объекта основного средства;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

    118 000 руб. – поступила оплата от покупателя по договору купли-продажи;

    ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по отложенным налогам» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    18 000 руб. – отражено обязательство перед бюджетом по НДС.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Какие расходы включаются в стоимость приобретенного транспортного средства
    • Обязательно ли нормировать затраты на ГСМ
    • Нужно ли платить транспортный налог с арендованных автомобилей

    Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Во-первых, если вы купили транспортное средство, то его нужно правильно поставить на баланс — в нужной стоимости и в нужный момент. Во-вторых, необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по ГСМ: нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все автовладельцы платят за автостраховку, учет которой тоже может вызвать сложности. В-третьих, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, может быть поручено рассчитывать транспортный налог. В таком случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа.

    В данной статье мы представили ряд неочевидных правил, которые помогут вам разобраться во всех этих налоговых проблемах.

    Чтобы принять к учету транспортное средство, не нужно дожидаться его госрегистрации

    Автомобиль — это, как правило, дорогостоящая покупка, и принимается она к учету в качестве основного средства. Поэтому важно правильно сформировать его первоначальную стоимость в бухгалтерском учете. Именно эту стоимость можно будет списать на расходы и в учете налоговом по правилам, установленным для основных средств. То есть после оплаты автомобиля и ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

    При этом факт государственной регистрации транспортного средства на учет не влияет. Дело в том, что условие госрегистрации должно соблюдаться, только если речь идет об объектах, права на которые подлежат госрегистрации. Как, например, в случае с недвижимостью (ст. 131 ГК РФ). В случае же с транспортным средством речь идет о регистрации самого имущества, а не прав на него (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196ФЗ). Права на него вы и так уже получили по факту подписания договора купли-продажи. И если вы ввели автомобиль в эксплуатацию и стали на нем ездить, не дожидаясь регистрации и госномера, можете принимать авто к налоговому учету. И первую часть стоимости списывать на расходы в налоговом учете в этом же квартале.

    Для учета автомобиля в бухгалтерском учете государственная регистрация транспортного средства также значения не имеет (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому, купив автомобиль, вы сразу можете отразить его в составе основных средств по цене, которая указана в договоре купли-продажи. В стоимость объекта включите понесенные к этому моменту затраты (п. 8 ПБУ 6/01). Например, расходы на его доставку. Кроме того, вы можете успеть оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства, внести плату за прохождение техосмотра. На эти суммы также увеличьте первоначальную стоимость основного средства.

    После того как учтете авто в составе основных средств, его стоимость уже не меняйте. Изменение допустимо только в строго определенных ситуациях. Например, в случае дооборудования (п. 14 ПБУ 6/01). Поэтому если, например, регистрацию транспорта и технический осмотр вы оплатили позже постановки авто на учет, отразите эти затраты как обычный расход в бухгалтерском учете (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете — аналогично. Государственную пошлину можно показать как отдельный расход на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А плату за технический осмотр списать по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

    В налоговом учете при УСН стоимость полиса КАСКО учесть нельзя

    В процессе эксплуатации машины автовладелец несет расходы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также по добровольному страхованию самого транспортного средства (КАСКО). В налоговом учете при «упрощенке» вы можете списать только стоимость обязательного страхования, то есть ОСАГО. Учитывать нужно всю стоимость полиса сразу после его оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А вот стоимость полиса КАСКО на расходы отнести не разрешается. Дело в том, что расходы на уплату такой страховки не поименованы в закрытом перечне затрат, которые можно учитывать при «упрощенке» (п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

    До госрегистрации автомобиля отражайте его на отдельном субсчете счета 01

    Факт госрегистрации автомобиля для бухучета значения не имеет. То есть вы можете принять к учету в составе основных средств даже незарегистрированный транспорт, если соблюдаются все необходимые условия для принятия его к учету (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом рекомендуем завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отражения на нем незарегистрированных машин. Такой аналитический учет удобен, поскольку по незарегистрированным авто транспортный налог не платится (абз. 1 ст. 357 НК РФ). Поэтому у вас всегда будет под рукой информация о том, какие объекты точно в расчет транспортного налога включать не нужно. Как только регистрация транспорта завершается, делайте внутреннюю проводку по счету 01.

    Что касается бухгалтерского учета, то в нем отражайте все суммы, уплаченные на страхование, в полном объеме. При этом списывать стоимость страховки на расходы вы можете либо единовременно на дату оплаты (п. 18 ПБУ 10/99), либо равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 19 ПБУ 10/99). Выбранный способ закрепите в бухгалтерской учетной политике.

    Пример 1. Учет расходов на автострахование

    ООО «Пульс» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 5 мая 2015 года общество оплатило полис ОСАГО на один год в размере 8000 руб. А 7 мая приобрело еще полис КАСКО также на год, заплатив за него 40 000 руб. Согласно учетной политике компании стоимость страховки учитывается в бухгалтерском учете единовременно. Автомобиль, для которого приобретаются страховки, используется для перевозки товаров.

    — 8000 руб. — отражена уплата страховой премии по ОСАГО;

    — 8000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по ОСАГО.

    ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» КРЕДИТ 51

    — 40 000 руб. — отражена уплата страховой премии по КАСКО;

    ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

    — 40 000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по КАСКО.

    На расходы при УСН бухгалтер отнес только стоимость полиса ОСАГО в размере 8000 руб., сделав 5 мая 2015 года соответствующую запись в Книге учета доходов и расходов. Затраты на полис КАСКО в размере 40 000 руб. в налоговом учете не отражаются.

    Обратите внимание : если вы понесли расходы на страховку до принятия авто к бухучету, то включать уплаченные суммы в первоначальную стоимость объекта, считаем, оснований нет. Подобные траты в будущем вы будете нести регулярно, поэтому не совсем правильно считать их расходами, непосредственно связанными с приобретением автомобиля. А ведь именно такие траты разрешено включать в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 8 ПБУ 6/01. Поэтому учитывайте страховку ОСАГО и КАСКО как обычные расходы так, как мы рассказали выше, не забывая, что стоимость полиса КАСКО в налоговом учете не отражается.

    Нормирование бензина

    До недавнего времени Минфин России полагал, что для целей налогового учета необходимо нормировать стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ). Для этого предлагалось использовать нормы и порядок, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Однако в последнее время финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на топливо.

    Поэтому в налоговом учете при УСН стоимость ГСМ (бензина, масел и т. п.) вы можете учитывать на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в полном объеме либо в пределах норм. Выбранный вариант утвердите учетной политикой для целей налогообложения. При этом, если вы решили нормировать стоимость ГСМ, не обязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы можете применять данные технической документации завода-изготовителя авто либо разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.

    Принимая решение о том, нормировать расходы на ГСМ или нет, учитывайте, что налоговые органы на местах могут по-прежнему требовать от вас списания топлива в пределах нормативов. Поэтому, если вы решили учитывать такие расходы без ограничений, будьте готовы к тому, что придется спорить и отстаивать свою позицию.

    В бухгалтерском учете все приобретенное топливо приходуйте на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И списывайте его на основании данных путевых листов и чеков на покупку топлива в полном объеме по факту на счета учета затрат (20, 26, 44, 91 и т. п.). Даже если вы нормируете расходы, в бухучете это никак не отражается. Нормы вы применяете только для целей налогообложения. Единственно, вы можете завести для отражения сверхнормативных расходов на покупку ГСМ отдельный субсчет.

    Пример 2. Учет расходов на ГСМ

    На балансе ООО «Темп», применяющего УСН с объектом доходы минус расходы, числится легковой автомобиль. 12 мая 2015 года на этом авто водитель А.Е. Петров был отправлен на служебное задание. Под отчет А.Е. Петрову выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

    Согласно учетной политике для целей бухучета ООО «Темп» списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

    31 мая водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

    • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;
    • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;
    • пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

    Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л). Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

    Бухгалтер сделал следующие записи:

    ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

    — 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

    ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

    — 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо»

    — 660 руб. (20 л × 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

    В налоговом учете ООО «Темп» списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

    • базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;
    • поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;
    • нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

    Итого нормативный расход топлива за май составляет 19,046 л (0,089 л/км × 200 км × 1,07). Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. × 19,046 л). Эту сумму бухгалтер ООО «Темп» записал в Книгу учета доходов и расходов 31 мая. Не учтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

    Транспортный налог платит собственник машин, а экологический сбор — тот, кто их использует

    Платить транспортный налог должны лица, на которых зарегистрирован транспорт (абз. 1 ст. 357 НК РФ). То есть собственники машин. Поэтому если какие-то машины вы арендуете, не нужно рассчитывать и уплачивать по ним транспортный налог. Делайте это только по собственным машинам. Исключение — если вы лизингополучатель и на вас временно зарегистрирован транспорт.

    А вот экологический сбор за загрязнение атмосферы автомобилями, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивает тот, кто пользуется транспортным средством. Значит, даже если ваши машины арендованы, включите их в расчет такого сбора.

    Вам понадобится

    • Паспорт, свидетельство регистрации устава предприятия, его копия, заявление на регистрацию, информационное письмо от Госкомстата, свидетельство о наличии помещения (собственного или арендуемого), а также выписка из приказа «О постановке авто на баланс организации».

    Инструкция

    Помните, что для постановки на учет нужно иметь полные сведения об организации, включая ФИО руководителя, ответственного лица, бухгалтера, рабочие телефоны всех указанных лиц. Естественно, вы должны иметь при себе паспорт, свидетельство регистрации устава, его копию, заявление на регистрацию, информационное письмо от Госкомстата, свидетельство о наличии помещения (собственного или арендуемого), а также выписку из приказа «О постановке авто на баланс организации».

    После этого можете ставить автомобиль на баланс, то есть вводить в эксплуатацию. Все расходы на государственную регистрацию транспортного средства включите в первоначальную , то есть отнесите на счет 08 в балансе предприятия. После регистрации переведите автомобиль на счет 01, в котором находятся основные средства в . Помните, что по закону запрещается эксплуатировать без государственной регистрации.

    На балансе организации автомобиль должен находиться до тех пор, пока он используется в процессе ее деятельности. Помните, что он подлежит тем же налогам и оплатам, что и другие имущественные средства на счетах предприятия, поэтому просто так вводить машину в баланс не стоит.

    Чтобы продать автомобиль организации , вам необходимо будет заключить с ней договор купли-продажи. Но в данном случае договора в простой письменной форме скорее всего будет недостаточно. Вам придется оформить большее количество документов.

    Инструкция

    Если организацию устроит договор в простой письменной форме, заключите сделку. Потребуйте у представителя доверенность на право купли-продажи и паспорт. При подписании договора покупатель должен свою печать. Документ оформляется в двух экземплярах. Один остается у покупателя, другой – у продавца. Стандартную форму вы можете из интернета.

    Покупатель может потребовать от вас заключения сделки у нотариуса. В этом случае, оформите договор купли-продажи непосредственно в нотариальной конторе. Там вам помогут составить договор. Если снята с учета, вам потребуются ваш паспорт и паспорт технического средства. Для оформления , не снятой с учета, нужно будет еще регистрационное транспортного средства. В этом случае, после оформления сделки, покупатель сам снимет с учета на основании договора купли-продажи и тут же зарегистрирует ее на себя.

    При невозможности придти к договоренности о цене или по условиям покупателя, проведите оценочную стоимость транспортного средства. Она вносится в договор наряду с договорной. Так же представитель организации может потребовать от вас нотариально удостоверенного согласия супруга (супруги) на . Если согласие не получено, сделка может быть признана недействительной на основании ст. 35 Семейного кодекса.

    Полезный совет

    Если вы продаете машину, стоимость которой превышает 125000 рублей и она находится у вас в собственности менее трех лет, вам придется заплатить подоходный налог.

    Для того чтобы грамотно отражать хозяйственную деятельность предприятия и иметь возможность анализировать информацию о наличии и использовании ресурсов, необходимо своевременно учитывать все поступающие в организацию основные средства.

    Вам понадобится

    • - договор купли-продажи;
    • - акт приемки-передачи основных средств;
    • - журнал бухгалтерских операций;
    • - ПБУ (Положение по бухгалтерскому учету).

    Инструкция

    Согласно Положению о бухгалтерском , автомобиль относится к категории основных средств. А все объекты основного фонда принимаются к учету в на основании Акта приемки-передачи основных средств. Акт должен быть оформлен по форме N ОС-1, утвержденной Госкомстатом и подписан руководителем организации. На основании данного документа, откройте на автомобиль инвентарную карточку по форме N ОС-6 и присвойте ему инвентарный номер. Поместите карточку в картотеку, предназначенную для учета основных средств.

    Во втором разделе - «Права и обязанности сторон», закрепите взаимные обязательства участников договора по отношению к и друг к другу. Укажите, кто должен осуществлять текущий и капитальный ремонт, кто будет управлять и технически эксплуатировать автомобиль (договор аренды может быть с экипажем или без), нести расходы на содержание членов экипажа, страховать автомобиль и ответственность за ущерб, который причинен в связи с его эксплуатацией и т.д. Здесь же определите, может ли арендатор сдавать в субаренду. Порядок передачи автомобиля арендатору и обратно, закрепите в одноименном разделе. Передача автомобиля , как правило, осуществляется по акту приема-передачи. Составьте его двух экземплярах и подпишите либо самими сторонами, либо их уполномоченными представителями.

    Кроме этого, оформите в договоре такие разделы как «Арендная плата» (сколько составляет, как уплачивается и изменяется), «Ответственность сторон» (в случаях форс-мажора, причинения убытков автомобилю, третьим лицам и т.д.), «Досрочное расторжение договора » (например, когда арендатор использует автомобиль не в соответствии с его назначением), «Разрешение споров» (вы можете предусмотреть переговоры, направление претензий или только судебное разбирательство).И наконец, оформите заключительный раздел «Адреса и платежные реквизиты сторон» и приложения к договору (акт приемо-передачи обязателен).

    Источники:

    • как составить договор аренды автомобиля в 2019

    Получите ПТС, где в графе «Владелец» написано полное и верное наименование вашей организации. Обратите внимание, что для оформления автомобиля на юридическое лицо, то есть фирму , гражданская ответственность владельца на момент постановки на учет должна быть . Без страхового полиса осуществить регистрацию транспортного средства не получится.

    В каждом крупном мегаполисе существует большое количество автосалонов, которые предлагают широкий выбор автомобилей для своих клиентов. Многие покупатели, неспешно прогуливаясь по таким магазинам, втайне мечтают обладать собственным салоном.

    Вам понадобится

    • - Инвестиции;
    • - Дилерское соглашение;
    • - Помещение в 600-700 квадратных метров.

    Инструкция

    Первый и ключевой момент при открытии магазина по продаже автомобилей – выбор места. Идеальный вариант – салон вдоль одной из самых оживленных улиц города. Можно расположиться даже на окраине, если весь город, в котором вы живете, можно объехать за три четверти часа.

    Кроме того, необходимо выбрать марку, чью продукцию вы будете представлять в своем магазине. Нужно заключить дилерское соглашение с правообладателями марки, тогда вы сможете беспрепятственно заниматься продажей автомобилей .

    Эксперты рекомендуют не ограничиваться лишь организацией салона по продаже автомобилей . Гораздо больший эффект произведет крупный центр, в котором клиенты смогут также воспользоваться услугами сервис-центра и приобрести необходимые запчасти. Потенциальным покупателям будет гораздо удобнее осуществлять все операции со своим автомобилем в одном месте, нежели посещать несколько мест.

    Для создания современного необходимо около 650-700 квадратных метров, 250 из которых будет отведено под шоу-рум (место для показа моделей), 300-350 – под , и оставшуюся площадь займут помещения для администрации. Для шоу-рума необходимо выделять много места (в среднем 35 кв.м.), чтобы потенциальный покупатель мог беспрепятственно ознакомиться с предлагаемым товаром.

    Минимальные затраты на строительство могут колебаться от 600 тысяч до полутора миллионов долларов. В среднем, срок окупаемости предприятия составляет пять-шесть лет. Размер вложений может колебаться в зависимости от того, какую марку вы представляете. Если вы являетесь дилером раскрученного брэнда (BMW, Volkswagen, Lexus и т.д.), то вероятен вариант того, что концерн может отправить к вам собственного архитектора, который спроектирует дизайн вашего салона. Как правило, его услуги оплачиваются из фонда . А вот услуги дизайнера придется оплачивать уже вам.

    Помимо этого, на бюджет строительства повлияют технические условия. Если необходимо достроить некоторые дополнительные помещения или же перестроить вход, то на это может уйти до трехсот тысяч долларов. Если же автосалон нужно строить «с нуля», то счет может пойти на миллионы долларов.

    Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля - это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять - вы или продавец - зависит от того, новая машина или нет.

    Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

    Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае - если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

    В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

    Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

    Определите первоначальную стоимость автомобиля

    В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

    Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

    Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

    Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

    Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

    Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются - например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

    Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

    Начисление амортизации

    Главный вопрос по амортизации машин - с какого числа ее начислять?

    В бухучете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п. 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

    В налоговом учете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

    Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

    По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью - выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

    Срок полезного использования легковушек

    Срок полезного использования грузовиков

    Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
    Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
    Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
    Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 - 15 3410197
    Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 - 15 3410216

    * Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

    Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

    Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом - 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

    Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

    Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

    Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

    Пример
    Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, - 37 месяцев, период эксплуатации транспорта - 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 - 12).

    В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

    ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
    - 200 000 руб. - отражено приобретение основного средства;

    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    - 36 000 руб. - учтен НДС со стоимости автомобиля;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
    - 2000 руб. - перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

    ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
    - 2000 руб. - включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
    - 202 000 руб. (200 000 + 2000) - автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
    - 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    - 236 000 руб. - уплачены денежные средства продавцу.

    С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

    ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
    - 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) - начислена амортизация.

    Заплатите транспортный налог

    По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

    Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

    Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

    По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Пример
    Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

    В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

    ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

    816 руб. - начислен транспортный налог;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

    816 руб. - перечислен в бюджет транспортный налог.

    Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

    Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

    Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

    Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, – то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

    При покупке автомобиля его стоимость равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности машины к использованию. Факт готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В случае с машиной такой бумагой будет акт (накладная) приемки-передачи ОС, составляемый на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    Начисление амортизации

    Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Обратите внимание

    Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором.

    Амортизация по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» – для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

    Срок использования машины

    Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

    Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).

    Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

    Налоговый вычет

    После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным статьей 169 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

    Счет-фактура регистрируется в части два журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).


    ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

    Организация по договору купли-продажи приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль. Его стоимость составила 236 000 руб., в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Оплата продавцу была произведена в безналичной форме в июле. Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев. В соответствии с учетной политикой компании начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом.

    Для целей налогообложения учет ведется методом начисления. В этом случае бухгалтерская и налоговая амортизация составит 4000 руб. (200 000 руб. / 60 мес.). Операции, связанные с приобретением автомобиля, следует отражать следующими проводками:

    В месяце приобретения автомобиля

    Дебет 08   Кредит 60
    - 200 000 рублей – отражены вложения организации в приобретение объекта ОС;

    Дебет 19-1   Кредит 60
    - 36 000 рублей – выделен НДС;

    Дебет 01   Кредит 08
    - 200 000 рублей – легковой автомобиль принят к учету в составе ОС;

    Дебет 68/НДС   Кредит 19
    - 36 000 рублей – НДС предъявлен к вычету из бюджета;

    Дебет 60   Кредит 51
    - 236 000 рублей – перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль.

    Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования

    Дебет 26(44)   Кредит 02
    - 4000 рублей – отражена сумма начисленной амортизации.

    Аренда автомобиля

    Арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

    Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).