Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Синхрофазотрон - что это: определение, принцип действия, применение
  • Бухучет инфо 4 фсс за полугодие сроки
  • Материнский капитал: на что можно потратить
  • Как попасть на прием к иранскому целителю
  • Консультация юриста по жилищным вопросам Кому обратиться помощью жилищному вопросу
  • Вынесен приговор оперативнику уголовного розыска, подросившему часы бизнесмену
  • Управление «К» МВД России. Структура МВД России. Структура подразделений МВД Отделение к мвд рф

    Управление «К» МВД России. Структура МВД России. Структура подразделений МВД Отделение к мвд рф

    Структура МВД России, схема которой состоит из нескольких уровней, формируется таким образом, чтобы реализация функций этого института осуществлялась максимально эффективно. К основным задачам системы относятся разработка и выполнение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних, в том числе миграционных, дел. Рассмотрим далее, что собой представляет структура МВД России. Схема расположения ее элементов, задачи и функции, которые исполняет система, - далее в статье.

    Общие сведения

    Из каких элементов состоит структура МВД? Схема включает в себя:

    1. Главные управления по федеральным округам.
    2. Министерства ВД республик.
    3. Главные управления иных субъектов страны, в том числе городов федерального значения.
    4. Отделы ВД на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
    5. Управления в административно-территориальных образованиях закрытого типа, режимных и особо важных объектах.
    6. Воинские части и соединения ВС.
    7. Представительства за рубежом.
    8. Прочие организации и штабные подразделения МВД, сформированные в порядке, определенном законодательством для реализации соответствующих задач.

    Ключевые принципы

    Они оказывают влияние на порядок, в соответствии с которым формируется структура МВД. Схема расположения элементов института обеспечивает постоянное внутреннее взаимодействие. Это, в свою очередь, способствует наиболее эффективной реализации поставленных задач. Структура МВД РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

    1. Соблюдения и уважения свобод и прав личности и гражданина.
    2. Гуманизма.
    3. Законности.
    4. Сочетания негласных и гласных средств и методов.
    5. Взаимодействия с государственными, региональными системами власти, местными органами, общественными организациями и представительствами зарубежных стран.

    Задачи

    Структура МВД РФ сформирована для:

    1. Разработки и реализации стратегии в рамках общей государственной внутренней политики.
    2. Совершенствования нормативного регулирования.
    3. Обеспечения защиты свобод и прав личности и гражданина в рамках своих полномочий.
    4. Предупреждения, выявления, пресечения правонарушений административного характера.
    5. Обеспечения охраны правопорядка, безопасности движения на дорогах.
    6. Осуществления контроля над оборотом оружия.
    7. Государственной защиты имущества.
    8. Управления ОВД, внутренними войсками, организации их работы.

    Характеристика института

    Понятие "внутренние дела" страны можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В перовом случае они предполагают работу органов госвласти в политической, социальной, экономической и прочих сферах жизни страны. В узком смысле под внутренними делами понимают обеспечение общественного порядка, безопасности граждан, охрану существующих форм собственности, борьбу с преступностью. Структура МВД - федеральный исполнительный институт власти. Он находится в подчинении президенту по вопросам, которые отнесены к его ведению, а также правительству страны. В своей деятельности институт руководствуется конституционными положениями, нормами иных законов, указами, распоряжениями высших органов власти, общепризнанными принципами, международными договорами. Ключевым актом, определяющим порядок, по которому формируется организационная структура МВД, ее задачи, полномочия и функции, выступает Положение о Министерстве ВД.

    Руководящий состав

    Структура МВД включает в себя высших должностных лиц. Ими выступают министр, первый и другие заместители. Указанные лица назначаются на посты и освобождаются от должностей по представлению правительства президентом страны. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач, которые выполняет структура МВД. Руководство сферой внутренних дел осуществляется непосредственно и централизованно. Последнее представляет собой управляющее влияние на само министерство, ГУ МВД и региональные управления и через них - на районные и городские отделы. Непосредственное руководство и координация деятельности осуществляются в отношении органов, служб, находящихся в подчинении. К ним, в частности, относятся органы ВД на транспорте, научно-исследовательские учреждения, окружные управления военного и материально-технического снабжения, прочие подразделения МВД РФ.

    Основные направления работы

    Руководствуясь объективными законами развития общества, учитывая экономическую и социальную, а также криминогенную обстановку в стране, можно сказать, что структура МВД состоит из органов:

    1. Определяющих стратегию работы всего института в целом и отдельных его элементов в частности.
    2. Реализующих мероприятия, направленные на совершенствование нормативной основы, организационной структуры, кадровой деятельности, исследования, обобщения и использования научных рекомендаций и передового опыта.
    3. Разрабатывающих методику несения службы.
    4. Анализирующих оперативную обстановку и прогнозирующих ее состояние.
    5. Разрабатывающих мероприятия превентивного (предупреждающего) характера.
    6. Обеспечивающих координацию работы органов ВД, служб и отделов.

    Штатная численность

    Как и структура института, она утверждается президентом. В частности, Указом главы страны от 19.07.2004 г. допускается иметь в министерстве двух замминистра, один из которых может являться первым заместителем. Также разрешено формировать до 15 департаментов, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям, Следственный комитет, а также Главное командование ВД. Изменение структуры МВД также находится в ведении президента. Более детальный состав и штатное расписание для каждого управления и пр., положения о департаментах и прочих элементах системы утверждаются в приказах министра.

    Центральный аппарат

    Он имеет ключевое значение в сфере управления системой. Центральный аппарат осуществляет выработку основных направлений работы всех элементов министерства. Здесь же формируются основные звенья системы, определяются их цели и задачи, а также пути их достижения и реализации. В соответствии с приказом министра ВД № 730 от 10.11.2004 г., структура МВД образуется следующими департаментами:

    1. Административным.
    2. Госзащиты имущества.
    3. Кадрового обеспечения.
    4. Обеспечения безопасности на дорогах.
    5. По борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
    6. Обеспечения правопорядка на режимных и закрытых объектах.
    7. Собственной безопасности.
    8. Обеспечения правопорядка на транспорте.
    9. Тыла.
    10. По охране общественного порядка.
    11. Уголовного розыска.
    12. Экономической безопасности.
    13. Организационно-инспекторский.
    14. Правовой.
    15. Финансово-экономический.

    МВД выступает в качестве юридического лица. Организация имеет печать, на которой изображен государственный герб и ее наименование.

    Структура ГУ МВД

    Формирование президентом федеральных округов вызвало преобразования во всей системе исполнительной власти. Реформы, соответственно, повлекли изменение структуры МВД. № 644 от 4.06.2001 г., в частности, определено, что окружными отделениями министерства являются Главные управления по ФО. Глава страны определил, что основными задачами ГУ МВД выступают:

    1. Контроль, анализ и координация работы органов ВД в соответствующих округах.
    2. Организация работы ОВД по борьбе с преступностью, носящей организованный и межрегиональных характер.
    3. Обеспечение взаимодействия органов ВД с Главы государства в соответствующих округах.

    Министр указа президента утвердил положения, в соответствии с которым установлена структура подразделений МВД в каждом ФО.

    Системные элементы Главных управлений

    Структура подразделений МВД включает в себя руководящий аппарат. В него входят начальник управления и сформированные при нем:

    1. Секретариат.
    2. Группа взаимодействия с Министерством ВД.
    3. Пресс-служба.
    4. Группа юридического обеспечения.
    5. Отдел кадров.

    Административный аппарат

    Начальнику Главного управления разрешено иметь 3 заместителя. Первому подчиняются следующие подразделения МВД по ФО:

    1. По координации анализа.
    2. По взаимодействию с общественными организациями и органами власти.
    3. По контролю и взаимодействию с ОВД.

    В состав включены также:

    1. Организационно-плановый отдел.
    2. Дежурная часть.
    3. Информационно-аналитический отдел.

    Второй заместитель является начальником оперативно-разыскной службы. Ему подчиняются отделы:

    1. Анализа и информации.
    2. По противодействию межрегиональным преступным группам.
    3. По борьбе с террористическими проявлениями и похищениями людей.
    4. По противодействию экономическим преступлениям.

    Третий заместитель - замначальника по тылу. Он отвечает за деятельность отделов хозяйственного, финансово-экономического и материально-технического обеспечения, автохозяйство и комендантское отделение.

    Важный момент

    Кандидаты на руководящие должности Главных управлений ВД по ФО утверждаются по представлению министра президентом страны. Аналогичный порядок действует и в отношении процедуры снятия с постов. Формирование ГУ осуществляется в рамках общей численности штата органов ВД.

    Городские и районные органы

    Осуществляя свою деятельность, каждый линейный отдел руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и прочими отраслевыми нормативными актами региональных органов госвласти, местного самоуправления и прочими документами. Функции районных и городских органов выступают как основные направления их работы. Реализуя их, они обеспечивают решение задач, возложенных на систему ВД. В структуру подразделений входят:

    1. Начальник и его заместители.
    2. Службы, осуществляющие обеспечивающие и основные функции.
    3. Штаб, выполняющий задачи по управлению.

    Последний осуществляет сбор и обобщение сведений о состоянии оперативной обстановки в пределах подведомственной территории, подготовку проектов планов работы, административных решений, контроль исполнения законодательных положений и ведомственных актов. Отраслевые функции выполняют:

    1. Криминальная полиция МВД России.
    2. Уголовный розыск.
    3. Служба по противодействию экономическим преступлениям.
    4. ГИБДД.
    5. Служба по лицензионно-разрешительной работе и контролю осуществления охранной и частной детективной деятельности.
    6. Подразделения общественной безопасности.
    7. Службы обеспечения и координации деятельности уполномоченных участковых.

    В качестве самостоятельных служб выступают следственные отделения. Функции обеспечения возлагаются на кадровые, обслуживающие и тыловые группы, техническое отделение, финансовую часть. При ОВД формируется служба вневедомственной охраны. Она выступает в качестве юридического лица и имеет собственную печать с государственным гербом, расчетный счет в банковской организации, самостоятельный баланс.

    Полномочия министерства

    В ведении МВД находится:

    1. Формирование ключевых направлений реализации госполитики в сфере миграции, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.
    2. Разработка и представление правительству и президенту проектов ФЗ, актов и прочих документов, для которых необходимо соответствующее утверждение.
    3. Принятие решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
    4. Определение основных направлений работы ОВД и внутренних войск, координирование их деятельности.
    5. Обобщение практики применения законодательных положений, выполнение анализа реализации госполитики, разработка мер по повышению эффективности функционирования системы МВД.
    6. Участие в создании целевых федеральных программ в рамках своей компетенции.
    7. Подготовка проектов отзывов и заключений на законодательные и прочие нормативные акты.
    8. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы охраны порядка на территории страны.

    Практическая деятельность

    МВД организует и выполняет в соответствии с правилами, установленными законодательством:

    1. Производство предварительного следствия и дознания.
    2. Оперативно-розыскную деятельность.
    3. Розыск похищенного имущества и лиц.
    4. Экспертно-криминалистическую деятельность.
    5. Контроль оборота служебного и гражданского оружия, сохранности и технического состояния огнестрельных средств, находящихся во временном использовании у юрлиц, выполняющих особые уставные задачи, соблюдения положений соответствующего законодательства.
    6. Лицензирование определенной категории деятельности.
    7. Выдачу разрешений на приобретение, ношение, хранение и использование оружия и патронов, их транспортировку, ввоз на территорию страны и вывоз с нее.
    8. Контроль частной охранной и детективной деятельности.
    9. Выдачу разрешений на транспортировку всеми видами транспорта взрывчатых веществ промышленного использования.
    10. Охрану режимных и особо важных объектов, специальных грузов, имущества организаций и граждан по договорам, и дипломатических представительств на территории страны.
    11. Организацию производства по административным делам, отнесенным к компетенции МВД.
    12. Обеспечение госзащиты судей, служащих контролирующих и безопасность участников разбирательств по уголовным делам и их близких.
    13. Выполнение дактилоскопической регистрации.
    14. Обеспечение режима военного и чрезвычайного положений при их введении на территории страны либо в ее отдельных районах, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
    15. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, контроль и координация работы ФМС в данной сфере.
    16. Участие в территориальной обороне России при взаимодействии с ВС, иными войсками и формированиями, осуществляющими защиту государства.
    17. Обеспечение исполнения мероприятий по ГО, повышению устойчивости функционирования органов ВД, ФМС и внутренних войск в режиме военного времени, а также в случае возникновения ЧС.
    18. Участие в обеспечении выполнения гражданами установленной для них воинской обязанности, организация и ведение учета военнообязанных субъектов в установленном порядке.
    19. Организация специальных перевозок в пределах России в интересах ОВД, на основании постановлений правительства и межведомственных соглашений.
    20. Участие в работе по стандартизации, сертификации и метрологии.
    21. Обеспечение выполнения статистических наблюдений в соответствии с официальной методологией.
    22. Организация кадровой работы, переподготовки, подготовки, повышения квалификации, стажировки служащих, разработка и реализация мер по социальной и юридической защите сотрудников.
    23. Выработка и реализация лечебных, профилактических, оздоровительных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья должностных лиц и их родственников, пенсионеров системы ФМС и МВД, а также прочих лиц, обеспечение которых находится в ведении министерства.

    Обслуживающие функции

    В полномочия МВД входит обеспечение:

    1. ОВД и внутренних войск специальной, боевой и шифровальной техникой, боеприпасами, вооружением, прочими материально-техническими средствами, финансированием за счет средств федерального бюджета.
    2. Проведения конкурсов и заключения госконтрактов на размещение заказов по производству работ, предоставлению услуг и поставки товаров для нужд системы МВД.
    3. Внедрения научно-технических разработок, положительного опыта в работу ОВД и внутренних войск, развития автоматизированного управления и связи.

    Министерство разрабатывает и осуществляет меры по развитию и укреплению материально-технического обеспечения органов ВД, внутренних войск, участвует в организации и совершенствовании снабжения ФМС. МВД может реализовывать и иные функции, если они предусматриваются положениями конституционных и прочих федеральных законов, актами правительства и президента страны. Контроль деятельности управлений осуществляется министерствами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов/областей, а также органами, входящими в систему местной власти в рамках полномочий, предоставленных им законодательством. Начальники и заместители отделов несут индивидуальную ответственность за их деятельность. За нарушения предписаний законодательства, положений регламентов и инструкций предусматриваются дисциплинарные, административные или уголовные наказания.

    Начальник Бюро - Мошков Алексей Николаевич.

    Подразделение МВД , борющееся с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. Входит в состав Бюро специальных технических мероприятий МВД .

    В субъектах РФ функционируют соответствующие структурные подразделения службы криминальной полиции — Отделы «К ».

    Является одним из самых засекреченных подразделений МВД России.

    Основные направления работы Управления «К» БСТМ МВД России:

    1. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации:

    • выявление и пресечение фактов неправомерного доступа к компьютерной информации;
    • борьба с изготовлением, распространением и использованием вредоносных программ для ЭВМ;
    • противодействие мошенническим действиям с использованием возможностей электронных платежных систем;
    • борьба с распространением порнографических материалов с участием несовершеннолетних через сеть Интернет.

    2. Пресечение противоправных действий в информационно- телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет:

    • выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным использованием ресурсов сетей сотовой и проводной связи;
    • противодействие мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет;
    • противодействие и пресечение попыток неправомерного доступа к коммерческим каналам спутникового и кабельного телевидения.

    3. Борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств.

    4. Выявление и пресечение фактов нарушения авторских и смежных прав в сфере информационных технологий.

    Полномочия и функции известной и, с другой стороны, самой засекреченной структуры МВД России - Управления "К" - могут быть значительно расширены. Это управление, по сути, - киберполиция, входит в состав Бюро специальных технических мероприятий министерства и занимается расследованием преступлений в сфере высоких технологий. Таких как незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств, телефонное мошенничество, хищение денег с электронных счетов, организация электронных казино, хакерские взломы, незаконная прослушка и шантаж, распространение детской порнографии, экстремистских призывов и угроз, пропаганда насилия и многие другие.

    Специалисты Управления "К" могут помочь в раскрытии и "обычных" уголовных преступлений - воровство, грабеж, убийство. Бывает, что по просьбе оперативников уголовного розыска киберполицейские находят в интернете следы убийц, насильников и аферистов, выставленные на продажу украденные раритеты и даже объекты недвижимости.

    Управление "К" работает в тесной связке с Роскомнадзором, который отслеживает и блокирует страницы и сайты, пропагандирующие гомосексуализм, суицид и прочие опасные "увлечения". Кстати, он начинает бороться и с откровенными оскорблениями - так называемыми "фотожабами" на известных людей. Теперь у некоторых депутатов Госдумы появилась идея возложить на киберполицейских задачу по мониторингу социальных сетей.

    Как утверждают авторы идеи, речь идет вовсе не о политической цензуре. Не секрет, что в сети стало уже "доброй традицией" зарегистрироваться под чужим именем, создать ложную страницу и поливать грязью кого угодно. Выражения, за которые в приличном обществе подают в суд, здесь звучат совершенно безнаказанно - оскорбленный человек не знает, кому предъявить претензии.

    Вот и прозвучало предложение внести некоторые изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Киберполиции поручат находить таких "троллей" и штрафовать их на пару тысяч рублей.

    Идея кажется заманчивой - правоохранители станут работать в виртуальном мире как в реальном. Но, очевидно, потребуются значительные затраты - как минимум придется создавать новое подразделение, состоящее из "продвинутых" специалистов.

    Кстати, вчера в управлении "К" МВД России сообщили, что сотрудники ГУ МВД по Свердловской и Челябинской областям задержали участников группы, подозреваемых в хищении 50 миллионов рублей со счетов клиентов российских банков при помощи вируса, поражающего мобильные устройства на платформе Android.

    Программа, которую использовали злоумышленники, после установки на устройство запрашивала баланс привязанной к номеру банковской карты, скрывала поступающие уведомления и начинала осуществлять переводы денежных средств с банковского счета на счета, подконтрольные злоумышленникам.

    Более 3,5 тыс. пользователей интернета, распространявших детскую порнографию, выявили киберполицейские России в 75 странах мира, большая часть из них проживает в США и Европе.

    Основная доля таких злоумышленников приходится на территорию США (927), Бразилии (501), Германии (398), Франции (266), Великобритании (249), Канады (215), Нидерландов (184), Бельгии (115), Мексики (68), Австралии (66), Украины (56). Результатом проводимой работы стало возбуждение уголовных дел в отношении пользователей в целом ряде государств, некоторые из злоумышленников уже осуждены.

    В результате мероприятий, проведенных сотрудниками отдела «К» УМВД России по Тульской области в 2014 году установлены жители нашего региона, совершившие оборот материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, то есть незаконное приобретение, хранение в целях распространения и распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, совершенное в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). По материалам проверки, направленным отделом «К» УМВД России по Тульской области в следственные органы, возбужден ряд уголовных дел, по ст.242.1 ч. 2 п.п. а, г УК РФ. В настоящее время данные уголовные дела рассмотрены в суде, по ним вынесены обвинительные приговоры. В частности, 04.09.2014 г. Новомосковским городским судом Тульской областивынесен обвинительный приговор в отношении гр. Морозова П.А. по ст. 242.1 ч. 2 п.п. а, г УК РФ, а 15.092014 г. Киреевским районным судом Тульской области вынесен обвинительный приговор в отношении гр. Медникова В.А. по ст. 242.1 ч. 2 п.п. а, г УК РФ.

    ИСТОРИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

    В 1986 году для обеспечения радиоэлектронной безопасности органов внутренних дел, борьбы с непреднамеренными радиопомехами, выявления и обезвреживания специальных технических устройств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, пресечения попыток проникновения в компьютерные сети и других противоправных действий в системе МВД СССР была создана новая служба - Управление радиоэлектронной борьбы (РЭБ), более известное под названием Управление "Р".

    В те годы Управление "Р" решало чисто оперативные (но никак не оперативно-розыскные) задачи, так как по действующему законодательству тех лет компьютерных преступлений не существовало. "Де юре" их не было, но "де факто" они совершались уже на протяжении 7 лет. Первое компьютерное преступление, официально зарегистрированное Международной организацией уголовной полиции "Интерпол", было совершено в СССР в 1979 году в городе Вильнюсе. Оператор почтовой связи Н. путем мошенничества с использованием автоматизированного программно-технического комплекса "Онега" в течение двух лет совершала хищения денежных средств, направляемых соответствующими государственными органами гражданам в качестве пенсий и пособий по старости. Одновременно с компьютерным, велся обычный (ручной) учет и обработка бумажных (дублирующих) бухгалтерских документов. Несовершенство программного обеспечения "Онеги" и наличие двойной бухгалтерии, ведущейся на различных (по форме представления информации) материальных носителях, позволили преступнице длительное время создавать излишки подотчетных денежных средств, изымать их из кассы и присваивать, а также уходить от ответственности.

    В 1997 году, в связи с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и установления уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации (глава 28), а также иные виды компьютерных преступлений, Управлению "Р" был придан статус оперативно-розыскного подразделения - специализированного органа дознания.

    Вместе с тем, существовавшая штатная численность и материально-техническое обеспечение данного подразделения не позволяли ему в полном объеме решать многократно возросшие задачи. Данная ситуация усугубилась еще и тем, что одновременно с новым УК РФ, который начал действовать с 1 января 1997 г., в старый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. "выпуска", продолжавший действовать до конца 2001 г., были внесены многочисленные поправки и изменения. Поправки коснулись и подследственности по преступлениям, раскрытие и расследование которых по старому УК РСФСР было прерогативой федеральной службы безопасности, которая находилась в режиме постоянной реорганизации. Плюс ко всему, на Управление "Р" были возложены (помимо уже имевшихся) дополнительные обязанности по обеспечению функционирования Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), действующей на сетях электросвязи с 1994 г.

    Учитывая объективно и субъективно сложившуюся на тот момент времени общественно-политическую обстановку, 7 октября 1998 года Управление "Р" было преобразовано в Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (сокр. УБПСВТ). В его структуре были выделены три подразделения:

    1. Отдел по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации;

    2. Отдел по борьбе с преступлениями в сфере телекоммуникаций;

    3. Отдел по борьбе с незаконным оборотом радиоэлектронных (РЭС) и специальных технических средств (СТС).

    В 81 субъекте Российской Федерации на уровне республиканских, главных и областных МВД, ГУВД и УВД до 1999 года были созданы аналогичные структурные подразделения - отделы БПСВТ, имеющие в своем составе три отделения. Первоначально, в их штате, в основном, находились оперативные сотрудники, имевшие техническое образование, что негативно сказывалось на качестве раскрытия и расследования компьютерных преступлений. Кардинально ситуация изменилась в лучшую сторону лишь к 2000 году, когда подразделения на местах были полностью укомплектованы лицами, имеющими высшее и среднее специальное юридическое образование.

    В 1999 году в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1701-р от 22.10.99 г. "Об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий и реализации международных договоренностей и обязательств Российской Федерации" были срочно перераспределены бюджетные средства, выделенные всем правоохранительным органам на борьбу с преступностью в рамках соответствующей Федеральной программы. Эти деньги были направлены "…для усиления борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и с правонарушениями, связанными с использованием электронно-вычислительных машин, их систем и сетей". Одновременно, всем правоохранительным органам предписывалось провести разъяснительно-предупредительную работу с населением по этому направлению, что и было активно сделано через средства массовой информации.

    Руководствуясь указанным Распоряжением, были также организованы и проведены различные международные семинары и конференции по борьбе с компьютерными преступлениями, налажено взаимодействие со специальными службами ("киберполицейскими") зарубежных стран. Итогом проведения всех отмеченных мероприятий явилось достижение нового, более качественного и высокого уровня противодействия компьютерной преступности как в России, так и на международной арене.

    В 2002 году Управление БПСВТ было упразднено, а его штаты, структура и материально-техническое обеспечение были переданы Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) при МВД России. В настоящее время эти подразделения называются Отделы "К" (по борьбе с компьютерными преступлениями). В них сохранены профильные отделения по трем направлениям борьбы с компьютерными преступлениями:

    1. Отделение по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации;

    2. Отделение по борьбе с преступлениями в сфере телекоммуникаций;

    3. Отделение по борьбе с незаконным оборотом радиоэлектронных (РЭС) и специальных технических средств (СТС).

    Наряду с Отделами "К" в структуре Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД России в субъектах Российской Федерации с 1997 года были созданы специализированные подразделения - Отделы по борьбе с преступлениями в сфере экономики и компьютерной информации. Они как специализированный орган дознания в силу своей компетенции, регламентированной действующим законодательством, осуществляют выявление, пресечение и предварительное расследование хищений, совершаемых с использованием электронных документов, мошенничеств с кредитными либо расчетными картами, а также незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, находящихся на машинных носителях.

    В том же 1997 году в подразделениях Следственного комитета при МВД России, функционирующих при МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации, создаются специализированные следственные отделы и отделения по расследованию преступлений в сфере экономики и компьютерной информации. Следователи органов внутренних дел, входящие в состав таких подразделений, тесно взаимодействуют со специализированными органами дознания - Отделами "К" и ОБЭП.

    В целях обеспечения вышеуказанных специализированных органов предварительного расследования высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля по указанию Главного управления кадров и кадровой политики МВД России факультет повышения квалификации Волгоградской академии МВД России в рамках государственного стандарта дополнительного профессионального образования приступил к подготовке и повышению квалификации специалистов по программе «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации». В феврале 1998 года состоялся первый их выпуск.

    ЗАДАЧИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ "К" МВД РОССИИ

    1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере компьютерной информации, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    2. Проведение поисково-аналитических мероприятий в сети «Интернет».

    3. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сети Интернет и Интранет сетях, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    4. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сетях проводной и сотовой связи, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    5. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом РЭС и СТС, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    6.Профилактическая работа по предупреждению совершения преступлений.