Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Упрощенный отчет о финансовых результатах
  • Упрощенная система налогообложения в строительстве
  • Страховые выплаты по снилс и «возврат пенсионных накоплений Что предлагали депутаты
  • Где можно получить высокую прибыль
  • Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
  • Информация о налоговой декларации Кто обязан подать декларацию 3 ндфл
  • Что такое конвенция о правах ребенка. Причины принятия россией «конвенции о правах ребенка История принятия конвенции о правах ребенка

    Что такое конвенция о правах ребенка. Причины принятия россией «конвенции о правах ребенка История принятия конвенции о правах ребенка

    Лекция об истории принятия Конвенции о правах ребенка и ее основных положениях.

    Социологические исследования свидетельствуют, что многие школьники не знают не только содержание Конвенции, но и о ее существовании. Дорогие ребята, давайте рассмотрим, что представляет из себя Конвенция о правах ребенка, какие нормы закреплены в этом документе. Может быть, кто-то знает о нем?

    20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие пуб­лицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой кон­ституцией прав ребенка.

    Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

    Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИ­СЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям

    В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

    Необходимость особой защиты прав ребенка была признана Международным пактом об экономиче­ских социальных и культурных правах (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и междуна­родных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

    В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что человече­ство обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять социальных и пра­вовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

    Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа - Конвенции.

    Международные документы, в том числе о правах человека, условно можно разделить на две боль­шие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia - провозглашение) не име­ет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio - договор, соглашение) - соглашение по специально­му вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

    Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового докумен­та, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании пра­вам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе ко­торой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

    По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих деклара­тивный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ре­бенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декла­рации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои дей­ствия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия поло­жениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

    Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Кон­венция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и по­литические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание ут­верждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

    Зарубежные и отечественные исследователи, говоря об истории Декларации и о Конвенции, ограни­чиваются перечисленными выше фактами (подробно или менее подробно излагая их). Зарубежных авторов можно понять, они, очевидно, недостаточно знают историю российской педагогической мысли. Удивляют отечественные исследователи, многие из которых не считают нужным упомянуть имя видного педагога, страстного борца за права детей, свободное воспитание личности - К.Н. Вентцеля. Он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка, опираясь на гуманистическую отечественную фи­лософскую мысль. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную декларацию ООН.

    Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

    Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

    Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.

    Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастаю­щего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

    Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но и прежде всего в наше сознание.

    Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выжива­ние, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ре­бенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами че­ловека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

    Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

    Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс граж­данских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритет­ность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способно­стей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здраво­охранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в пер­вую очередь детям.

    Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

    Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

    Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, за­нимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

    Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискрими­нации или различий.

    Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осущест­вляется компетентными органами в интересах их благополучия.

    Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

    Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

    Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологиче­ского ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

    Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Про­цесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

    Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.

    Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохране­ния. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

    Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

    Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение чело­веческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

    Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

    Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, ко­торая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

    Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

    Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.

    Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совер­шенные лицами в возрасте до 18 лет.

    Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыт­кам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

    Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН про­вела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29-30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы XX столетия. Главы 159 делегаций дали обещание: попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием, обеспечить элементар­ные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Все правительства обещали пересмотреть свои планы и бюджеты и до конца 1991 года принять решения относительно нацио­нальных программ действий.

    Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана дей­ствий по ее осуществлению - это не только Совместное обязательство, это выдающийся документ, свиде­тельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его не­удач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будут определяться тем, как общество за­щищает своих детей и заботится о них. В этом суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече.

    Принципы этой этики закреплены в Конвенции о правах ребенка. В итоговом документе встречи гово­рится о необходимости всемерного соблюдения Конвенции. Выполнение или нарушение ее должно незамедли­тельно становиться вопросом национальной озабоченности, национальной гордости или национального стыда.

    Конвенция создала механизм, который контролирует выполнение ее принципов. В целях рассмотре­ния прогресса, достигнутого государствами-участниками в обеспечении выполнения прав ребенка, создан Комитет по правам ребенка. Его состав и функции определены статьями 43-45 Конвенции о правах ребенка.

    В соответствии с пунктом 1 ст. 44 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о реализации положений Конвенции.

    Первоначальный доклад представляется страной, ратифицировавшей Конвенцию, через 2 года, а по­следующие - через каждые 5 лет.

    Комитет разработал рекомендации по содержанию информации, включаемой в доклады государств-участников. Доклады Комитету по правам ребенка от государств, которые ратифицировали Конвенцию, яв­ляются исключительно важными для процесса контроля. Комитет понимает, что как бы тщательно доклады ни составлялись, сколь подробными они ни были, официальные доклады редко могут охватить полную кар­тину прав ребенка в данной стране. Поэтому Комитет кроме официального доклада собирает сведения от неправительственных, межправительственных организаций, включая ЮНИСЕФ, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительств. При обсуждении доклада Комитет учитывает и ана­лизирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей.

    Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. На междуна­родном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и по­литические, социальные, культурные, экономические. Подтверждением этого является ратификация Конвен­ции почти всеми странами мира. 191 государство является участниками Конвенции. Только 2 государства пока еще не присоединились к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, она стала единственным в исто­рии договором по правам человека, ратифицированным таким количеством стран.

    Конвенция о правах ребенка заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.

    Конвенция признает, что еще не все правительства располагают ресурсами, необходимыми для немедленного обеспечения экономических, социальных и культурных прав. Однако она обязывает их уделять этим правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени с учетом имеющихся ресурсов.

    Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику. Для принятия таких мер прежде всего необходима политическая воля. Кон­венция вызвала к жизни изменения, которые уже начинают серьезно сказываться на отношении междуна­родного сообщества к детям. В настоящее время 96 % детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей. Ряд государств мира включили принципы Конвенции в свои Конституции, многие страны приняли новые законы или внесли поправки в существующие законы. Во многих странах Конвенция включена в учебные программы или курсы и начался процесс осведомления детей об их правах.

    На основе принципов Конвенции были сформулированы многие другие международные, региональ­ные и национальные документы, например документы, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), Европейская Конвенция о защите прав детей (принята Советом Ев­ропы в январе 1996 г.), национальные законы о защите прав детей в ряде государств. Во многих странах средства массовой информации содействовали ознакомлению людей с содержанием Конвенции и факта­ми ее нарушения.

    Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), как уже отмечалось, при­няла Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществле­нию на 90-е годы. На пороге нового тысячелетия ЮНИСЕФ выдвинуло новую инициативу - Всеобщее Движение в интересах детей. Это рабочее название новой инициативы. Ее задача - сосредоточить усилия на разработке новой Всеобщей программы действий в интересах детей. Она должна сформулировать не только цели, но и пути их достижения, позволяющие ускорить процесс реализации прав детей и получить результа­ты в пределах одного поколения.

    Для осмысления и закрепления полученной информации важно предложить учащимся ряд вопросов.

    Тема нашего урока посвящена изучению прав ребенка, ознакомлению с главным международным правовым документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.

    На доске тема урока и план изучения нового материала:
    Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.

      Проблемы детства в современном мире.

      Понятие "ребенок".

      История создания Конвенции ООН о правах ребенка (1989).

      Основные положения Конвенции о правах ребенка.

    Вступительная беседа :

      Когда вы чувствуете себя счастливыми?

      Как вы думаете, что нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя счастливым?

      Одинаково ли счастливы дети на планете?

      Каких детей вы могли бы назвать несчастными?

      А существуют ли проблемы у детей? Какие?

      Имеют ли дети какие- либо права в обществе или они есть только у взрослых?

      Какие бы права вы хотели бы иметь, будучи детьми?

      Проблемы детства.

    Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Но в мире очень много проблем, касающихся жизни и здоровья
    детей: сиротство, насилие над детьми, использование детского труда, болезни, война, изгнание из родных мест, плен и др.

    Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, в которых дети окружены заботой государства, где решению проблемы
    защиты детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними.

    Организация Объединенных наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле.

    Для того, чтобы более полно обеспечить права детей она приняла ряд документов о правах ребенка. Дети, обладая всей полнотой уже провозглашенных международных прав, имеют свои специфические права, пользуются особой защитой со стороны
    государства.

      Понятие "ребенок".

    Кого же относят к понятию "ребенок"? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Эта
    оговорка означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, зарегистрированный в установленном порядке, то на них не будут распространяться положения документов о детях.

    В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).

    Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.
    (В тетрадях фиксируется понятие "ребенок", его юридический статус).

      История создания Конвенции ООН и правах ребенка.

    Словарная работа .

    Конвенция - это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон.

    Почему же был принят этот документ? Чем вызвана его необходимость?
    К разработке Конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.

    Конвенция - это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

      Основные положения Конвенции о правах ребенка.

    Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

    Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
    (В тетради записывается понятие "конвенция", а также Конвенция о правах ребенка, с органом и годом его принятия).

    Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

    Работа с учащимися по таблице-схеме . Учитель объясняет положения Конвенции о правах ребенка, активизируя детей к участию в размышлении над темой урока.

    Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

    Интересное положение Конвенции - признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением и пониманием.

    Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.

    Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
    Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

    Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

    Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

    В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.

    Вопросы школьникам:

      Для чего необходимо вам изучать положения Конвенции?

      Какие права по Конвенции реализуете вы в жизни?

    Какие вопросы остаются нерешенными в отношении защиты детства в нашей стране?


    История , полный курс лекций в 9 книгах - ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    ... истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка , освоения основных социальных ролей, норм и правил ... лекции ... Положение №69, принятое ... » «Конвенция о правах ребенка » « ... ее . Основная ... положений о внеурочной деятельности обучающихся; -положения об ...

  • Основная образовательная программа начального общего основного общего и среднего основного (полного) общего образования

    Основная образовательная программа

    Пункту, региону, России, истории , культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание... ; Конвенция о правах ребенка ; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (4 класс, реализующий фкгс)

    Основная образовательная программа

    ... Об образовании в Российской Федерации», Типовое положение об ... характер, присущее ей чувство юмора. ... хозяйстве; - основные этапы истории России; - ... , понимание и принятие обучающимися ценностей: ... лекций , ... и обыватель» «Конвенция о правах ребенка » «Олимпиада в...

  • Статья 1. Определение ребенка

    До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.

    Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

    Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

    Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.

    Статья 4. Осуществление прав Конвенции

    Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.

    Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

    Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.

    Статья 6. Право на жизнь и развитие

    Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.

    Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей

    Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

    Статья 8. Сохранение индивидуальности

    Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.

    Статья 9. Разлучение с родителями

    Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

    Статья 10. Воссоединение семьи

    Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.

    Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

    Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.

    Статья 12. Уважение взглядов ребенка

    Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.

    Статья 13. Свобода выражения и информации

    Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям

    Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

    Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.

    Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

    Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.

    Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

    Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

    Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

    Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.

    Статья 18. Ответственность родителей

    Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

    Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

    Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.

    Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

    Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.

    Статья 21. Усыновление

    Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.

    Статья 22. Дети-беженцы

    Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.

    Статья 23. Дети-инвалиды

    Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.

    Статья 24. Здоровье и здравоохранение

    Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

    Статья 25. Периодическая оценка при попечении

    Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.

    Статья 26, Социальное обеспечение

    Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.

    Статья 27. Уровень жизни

    Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

    Статья 28. Право на образование

    Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

    Статья 29. Цели образования

    Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

    Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

    Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.

    Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

    Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

    Статья 32. Детский труд

    Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.

    Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

    Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.

    Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

    Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.

    Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

    Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.

    Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

    Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.

    Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

    Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.

    Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

    Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

    Статья 39. Восстановительный уход

    Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.

    Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

    Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.

    Статья 41. Применение наивысших норм

    Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны. Статья 42. Распространение информации о Конвенции

    Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.

    Статьи 43-54. Обязательства государств

    Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

    Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

    Международное право предусматривает большое количество видов официальных бумаг. Одним из них и называют конвенцией.

    Конвенция – это международный договор по определенному вопросу, имеющий обязательную силу для государств, присоединившихся к нему или подписавших его. Она признается и подписывается одновременно несколькими государствами. Следовательно, обеспечивается соблюдение определенных правил и договоренностей в масштабе сразу многих государств.

    Конвенция является источником международного права.

    Примеры соглашений

    В зависимости от смысла и темы конвенцию можно отнести к разным областям:

    • политические взаимоотношения;
    • юридические взаимоотношения;
    • социально-экономические взаимоотношения и пр.

    Самые распространенные международные конвенции по следующим вопросам:

    • международного гуманитарного права (Женевские);
    • статуса беженцев;
    • ликвидации расовой дискриминации;
    • дипломатических отношений (Венская);
    • международных договоров (Венская);
    • о правах человека (Европейская);
    • о таможне и пр.

    Однако значительно чаще остальных в средствах массовой информации рассматривается Международная конвенция о правах ребенка, которая была подписана 20.11.1989. Этот правоустанавливающий документ регламентирует права лиц в возрасте от 0 до 18 лет в странах, подписавших обязательство (на современном этапе более 150 государств, в т.ч. и Россия). Соглашение о правах ребенка включает 54 статьи. Следующими по популярности можно назвать Международные таможенные конвенции.

    Источники права

    Каждый вид права имеет свой источник. Последним может быть договор и обычай межнационального значения. Однако существуют и такие, как документы межгосударственных организаций, акты конференций и совещаний на межнациональном уровне. Но они могут быть источником международного права лишь тогда, когда определяют обязательные для выполнения нормы для межгосударственных организаций и иных субъектов подобного законодательства. Дополнительно в международном праве имеет место быть идея так называемого мягкого права, включающая документы с рекомендательным характером или программные требования межгосударственных органов и организаций, к примеру, резолюция генеральной Ассамблеи ООН и др.

    Статья 38 Устава Международного Суда ООН предлагает определенный список источников. Ими и руководствуется суд в разрешении разных спорных вопросов. Список следующий:

    • межнациональный обычай;
    • общие принципы права, которые признаны цивилизованными нациями;
    • вердикт суда;
    • доктрины международных специалистов, используемые как дополнительные методы определения норм права.

    О дипломатических отношениях

    Венская конвенция 1961 - соглашение о дипломатических отношениях, которое кодифицирует нормы права деятельности дипломатических представительств. 18.04.61 она была подписана. На 1.01.1970 сторонами-участницами являются сто пять стран (и Советский Союз в том числе). Она определяет:

    • порядок дипломатических отношений;
    • дипучреждения;
    • их функции;
    • правила назначения и отзыва главы диппредставительства и персонала этих учреждений.

    Конвенция определяет привилегии и защиту диппредставительства в целом и каждого в отдельности. К числу основных привилегий относятся:

    • неприкосновенность помещения;
    • свобода отношения со своей страной;
    • неприкосновенность диппочты и другое.

    Персонал и их семьи тоже имеют право неприкосновенности как в отношении личности, так и их жилья, защиты от юрисдикции страны, где пребывают. Персонал имеет право пользоваться защитой действий, которые совершаются в момент выполнения ими служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработной платы.

    Конвенция вступила в силу для Советского Союза 24.04.1964.

    О гражданской ответственности

    Венская конвенция 1963 – это соглашение о гражданской ответственности за ущерб. Ее приняли на международной конференции дипломатов (29.04-19.05.1963). Текст и протокол в отношении урегулирования противоречий были подписаны 21.05.1963. На 1.10.69 ее утвердили всего восемь государств. Советский Союз подписал окончательный акт.

    По причине того, что ядерные промобъекты – это источник с повышенной опасностью, соглашение предполагает полную ответственность за ядерное повреждение. Существует только одно исключение: владелец объекта освобождается от возмещения вреда, когда имело место стихийное бедствие или особый характер случившегося (военные действия и т.д.).

    При ядерном повреждении иски о возмещении подлежат рассмотрению только в том государстве, в пределах которого имел место ядерный случай.

    О консульских отношениях

    Венская конвенция 1963 - это договор о консульских отношениях, который определяет порядок таких отношений и защиту их заведений, а также задачи, льготы и защиту последних. Подписан он 24.04.1963 году, вступил в силу 19.03.1967. Он устанавливает классы глав консульских заведений; правила их назначения и допуск к выполнению обязанностей в стране, где они пребывают, а также правила выбора персонала. На 1.01.1970 год сторонами этой конвенции были шестьдесят пять государств. В соответствии с ней, консульскому учреждению предоставлены определенные преимущества, привилегии и защиты. Исключения составляют природные бедствия, тогда местные органы власти могут входить внутрь помещения.
    Консульское лицо наделено личной неприкосновенностью, однако могут задерживаться или арестовываться по судебному вердикту, когда ими совершено преступление; персонал обеспечен защитой от юрисдикции судебных и административных органов в момент выполнения своих функций, освобожден от регистрации как иностранец, получения разрешений на жительство и работу, а также от уплаты налогов. Консульское лицо имеет право беспрепятственно иметь отношения со своими гражданами, которые находятся в этой стране, а местные органы обязаны уведомить их об аресте, консулы могут вести переписку с ними и наносить визит в соответствии с местными законодательными актами. Конвенция определяет еще и права, а также обязанности почётных консулов.

    О безопасности дорожного движения

    Венская конвенция о дорожном движении – это международный договор, подписанный для усиления безопасности соответствующего движения посредством стандартизации ПДД. Он возник на конференции ЮНЕСКО в период с 7.10 по 8.11.1968 в г. Вена. Вместе с ним была утверждена конвенция о дорожных знаках и сигналах. Позже, 1.05.71 г., соглашение имело дополнение на очередном заседании в г. Женева.

    Страны-участницы, которые утвердили этот договор, признают водительские права РФ, что дает возможность оставить эти и не приобретать международные. 28.03.2006 года форма удостоверения, которая признавалась в других государствах, претерпела изменения. Государствам-участницам был дан пятилетний срок на приведение своих удостоверений в соответствие с новым форматом. Водительские права, которые выдавались в РФ с 1.03.2011 года, соответствуют новым правилам. Ранее полученные пластиковые удостоверения также имеют силу до окончания срока действия.

    О норме международных договоров

    Международная конвенция 1969 в г. Вена - это соглашение, которое кодифицирует нормы международных договоров. Она вступила в силу в 1980 году и насчитывает более 110 стран-участниц. Это соглашение устанавливает правила составления, существования и прекращения международных договоров между странами. Дополнительно в нем говорится, что оно может быть применимо к каждому договору, который является учредительным актом международной организации и который принят в рамках международной организации.

    В соглашении определены следующие требования:

    • порядок составления и вступления договоров в действие;
    • значение их для третьих стран;
    • правила внесения поправок и изменений;
    • условия, предполагающие утрату силы договора в случае, если он противоречит норме международного права;
    • условия недействительности;
    • разрешение спорных вопросов при разрыве соглашения одной стороной и др.

    РФ является участницей Венской конвенции 1969 года.

    Международная конвенция о правах ребенка

    Наиболее популярны для обсуждения в обществе являются Международные Конвенции о правах ребенка, которые обязывают государства, утвердившие их, принять все меры в отношении обеспечения и охраны полномочия лиц, недостигших 18 лет. Этот документ называют мировой конституцией прав детей. Международная правовая конвенция содержит раздел, в котором определено, каким образом государствами должны быть осуществлены меры для соблюдения прав маленьких граждан. Он основан на новом изложении положения ребенка в обществе как равноправного участника.

    Текст можно разделить на три части: ст.ст. 1-41 – главные, устанавливают полномочия ребенка и обязанности стран-участниц, ст.ст. 42–45 – слежение за внедрением Конвенции, ст.ст. 46-54 – незначительные условия, которые регламентируют порядок вступления в силу Конвенции.

    Основа ее – три главных права:

    1. Защита.
    2. Обеспечение.
    3. Участие.

    Важным аспектом этого документа является определение ребенка как человеческого существа в возрасте до восемнадцати лет. Дети любой расы, пола, языка, цвета кожи, политических или других взглядов, имущественного положения, физического состояния, их родителей или опекунов имеют одинаковые права со всеми остальными, а именно: на здоровье, образование, полноценное питание, первоочередное внимание к физическому и психическому развитию.

    Существуют основные международные конвенции в области прав людей, которых насчитывается девять, и каждую из них утвердил определенный комитет экспертов, наблюдающих за соблюдением требований договоров странами-участницами. Часть из них дополняются факультативными протоколами, которые касаются уже конкретных проблем.

    Где смотреть текущий статус Венской конвенции :

    Российская Федерация — 01.09.1991

    СССР присоединился к Конвенции 23-ого мая 1990 года (см. Постановление Верховного Совета Союза ССР от 23-ого мая 1990 года, N 1511-1; опубликовано в: "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР", N 23 от 6 июня 1990 г.). Документ о присоединении был размещен на хранение 16 августа 1990 года (см. уведомление депозитария от 05.12.1990 г.). Таким образом, в СССР Конвенция вступила в силу 1-ого сентября 1991 года.

    При присоединении к Конвенции СССР заявил в соответствии со статьями и Конвенции, что любое положение статьи 11, статьи 29 или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи или его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие на территории СССР.

    24 декабря 1991 года Российская Федерация , сделав заявление о том, что она приняла на себя в полном объеме ответственность по всем обязательствам СССР согласно Уставу ООН и межгосударственным договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, стала участницей Конвенции ООН О договорах международной купли-продажи товаров. Таким образом, следует считать, что в России Конвенция вступила в силу 01.09.1991 г.

    Правопреемство Российской Федерации при исполнении международных договоров — от 13.01.1992 г. (опубликована в журнале "Дипломатический вестник" МИД РФ, № 2-3 от 31 января-15 февраля 1992, стр. 34.)

    История опубликования в России текста Конвенции изложена Александром Мурановым в статье "История официального опубликования в Российской Федерации Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) в связи с проблемой применения в России ее международных договоров". Статья подготовлена для публикации в Московском журнале международного права.

    Украина — 01.02.1991

    На территории Украины Конвенция вступила в силу 1-ого февраля 1991 года. Указ Президиума Верховной Рады Украинской ССР о присоединении Украинской ССР к Конвенции (№ 7978-XI) был издан 23-ого августа 1989 года (опубликован в: "Відомості Верховної Ради України", 1989 г., № 36, стат. 445). Документ о присоединении был размещен на хранение 3-его января 1990 года (см. уведомление депозитария от 05.03.1990.

    При присоединении к Конвенции Украина подобно СССР заявила в соответствии со статьями и Конвенции, что любое положение статьи , статьи или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи или его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие на территории Украинской ССР.

    Приоритет международных договоров, «согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины», закреплен среди прочего ст. 10 ГК Украины (о применении Конвенции к отношениям сторон, коммерческие предприятия которых находятся на территории России и Украины, см., например, решение АС гор. Москвы от 11.04.2012 г.).

    См. также: Ю. Медведев , «Імплементація норм міжнародного права у право України: зміст і способи реалізації » (Публічне право, 2014, № 1. С. 129-135) — в формате PDF.

    Текст Конвенции на украинском языке доступен в рамках постатейного вывода. См. пример для .

    Беларусь — 01.11.1990

    Беларусь заявила о своем присоединении к Конвенции 25 августа 1989 года, в совершение чего был издан Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 25.08.1989 года № 2847-XI (опубликован в: СЗ Белорусской ССР, 1989 г., № 25, ст. 261). Таким образом, Беларусь присоединилась к Конвенции с 1 ноября 1990 года.

    При размещении на хранение документа о присоединении к Конвенции Белорусская ССР также сделала заявление об обязательном соблюдении письменной формы сделки в отношении договоров международной купли-продажи товаров (см. уведомление депозитария от 27.12.1989 г.).

    Германия — 01.01.1991

    В Федеративной Республике Германия Gesetz zu dem Übereinkommen der Vereinten Nationen vom 11. April 1980 über Verträge über den internationalen Warenkauf sowie zur Änderung des Gesetzes zu dem Übereinkommen vom 19. Mai 1956 über den Beförderungsvertrag im internationalen Strassengüterverkehr — Закон о присоединении к Конвенции Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г., а также о внесении изменений в Закон о присоединении к Конвенции от 19 мая 1956 года о договорах международной автомобильной перевозки грузов (CMR) — был подписан и подготовлен Федеральным Президентом к опубликованию 5 июля 1989 года (опубликован в: ). Ранее Закон был принят Бундестагом 20 апреля 1989 года. Решения Бундесрата по вопросу присоединения к Конвенции состоялись 23 сентября 1988 и 12 мая 1989 года.

    Ратификационная грамота Федеративной Республикой Германия была размещена на хранение 21 декабря 1989 года, что послужило основанием для вступления Конвенции в силу на территории ФРГ 1 января 1991 года (см. уведомление депозитария от 16.03.1990 г.).

    При ратификации Конвенции Федеративная Республика Германия заявила, что она не будет применять статью (1)(b) в отношении любого государства, сделавшего заявление о том, что это государство не будет применять статью (1) (b), в соответствии с которой Конвенция применяется и тогда, когда согласно нормам международного частного права, применимо право государства, присоединившегося к Конвенции.

    В Германской Демократической Республике Конвенция вступила в силу 1 марта 1990 и применялась на территории ГДР вплоть до ее присоединения 3 октября 1990 года к сфере действия Основного закона ФРГ, после чего ее действие на территории новых федеральных земель было возобновлено 1 января 1991 года.

    Сравнительный анализ положений Венской конвенции и законодательства Германии содержится в статье И. Аладьева , опубликованной в 2018 году, — полный на русском языке в формате PDF.

    Австрия — 01.01.1989

    В Австрии Конвенция вступила в силу и применяется к возникшим на ее территории правоотношениям начиная с 1 января 1989 года (Конвенция опубликована: ). Основанием для этого явился факт размещения 29-ого декабря 1987 г. на хранение ратификационной грамоты.

    Парламентские материалы: 38-ого заседания Национального совета (25.11.1987, с. 4305); 494-ого заседания Бундесрата (03.12.1987, с. 21332); правительства в связи с внесением законопроекта на рассмотрение Национальным советом (в том числе комментарий отдельных положений Конвенции) от 12.05.1987 г.

    Швейцария — 01.03.1991

    В Швейцарии начало процедуры ратификации Конвенции было положено 11 января 1989 г. Указанным днем датируется Послание Союзного совета (правительства Швейцарии) О Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (опубликовано в: ). 7 июня 1989 года Конвенция была одобрена Советом кантонов. Решение Национального совета состоялось 5 октября 1989 года. В обоих случаях обсуждение проходило без каких-либо осложнений и не имело на своем пути препятствий, осложнявших его течение(см.: StenBull. SR 1989 III 229-231; StenBull. NR 1989 IV 1658f.). Федеральное собрание одобрило Конвенцию 6-ого октября 1989 года (решение Федерального собрания опубликовано в: BBl. 1989 III 953).

    Документ о присоединении был размещен на хранение 21-ого февраля 1990 (уведомление депозитария от 15.03.1990), что в отношении Швейцарии явилось основанием для вступления Конвенции в силу 1-ого марта 1991 года. См. →

    План :

    1. Конвенция о правах ребенка

    2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

    1. Конвенция о правах ребенка - это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

    Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года . В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.

    Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

    Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

    Основные принципы Конвенции

    2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

    3. Право на жизнь, выживание и развитие.

    4. Уважение взглядов ребенка.

    Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

    Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

    Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

    К основным положениям Конвенции относятся:

    Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.


    Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

    Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

    Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

    Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключение случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

    Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

    Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

    Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

    Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется и необходимо стремиться к заключению международных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывести ребенка из страны, где он родился.

    Дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физическими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.

    Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

    Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

    Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

    Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

    Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

    Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

    Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

    Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

    Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.

    Дети из национальных (этнических) меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.

    Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, насилию, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

    С детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.

    Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.