Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Власти раскрыли расходы на первое за шесть лет повышение выплат военным
  • Десктопные CRM: дегустация бесплатного сыра Общие и личные отчеты
  • Бизнес-стратегия, примеры планирования, определение вариантов, как разработать стратегию бизнеса, как она вияет на лидерство и на конкурентов, как проводить ее аудит, как воплощать планы Стратегия развития компании пример
  • Как принять правильное решение?
  • Консультация как одна из форм работы с педагогами Как правильно вести консультации психолога
  • Как сдать экзамен в техникуме и колледже: рекомендации экспертов Как сдать физику если тупой
  • Что входит в понятие объекта управления. Определить, что такое объект управления? Г) эффективное информационное взаимодействие людей

    Что входит в понятие объекта управления. Определить, что такое объект управления? Г) эффективное информационное взаимодействие людей

    Рассмотрение субъекта и объекта менеджмента основано на том, что сам менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов.

    Эта система обладает определенным набором качественных характеристик. Основной характеристикой является непредсказуемость происходящих в ней процессов, которые в определенной форме поддаются анализу. Ответом на необходимость анализа данной системы стало развитие и возникновение менеджмента.

    Основой теории рассмотрения менеджмента как системы является подход к нему с позиции черного ящика. Это понятие в полной мере рассматривается таким научным направлением, как «Теория организации». В обобщенном понимании подход с позиции черного ящика предполагает то, что в определенных рамках и границах происходит соединение набора воздействий, факторов, ресурсов и т. д. В конечном итоге данного соединения возникает определенный результат деятельности, под которым понимается все то, что можно количественно измерить и сопоставить. Следовательно, этот черный ящик представляет собой совокупность знаний, практических навыков, опыта и так далее, необходимых для получения определенного результата.

    Направленность данной системы на результат является основной, так как та совокупность направленного воздействия и ресурсов должны производить определенный результат. Менеджмент основан на действии данной теории, так как непредсказуемость и необходимость происходящих в черном ящике процессов ставит необходимость его изучения для дальнейшего управления происходящими процессами. Наиболее полное представление о субъекте и объекте может дать построение следующей взаимосвязанной структуры (рис. 1).

    Рис. 1. Система взаимодействия и взаимоотношений объекта и субъекта менеджмента

    Таким образом, существует определенная система, в которой происходит взаимодействие субъекта и объекта посредством менеджмента для достижения определенных результатов, состоящая из следующих элементов:

    1) субъект менеджмента - представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

    Отличительной особенностью субъекта менеджмента является то, что им могут выступать только люди (одушевленные предметы), что качественно отличает субъект менеджмента от объекта. Формулировка целей, задач, перспектив развития и их практическая реализация являются управленческим воздействием. Под данное определение субъекта как интегрированного показателя попадают практически все люди, так как на протяжении всей жизни нам приходится выступать в качестве субъекта управления. Например, принимая решения относительно своей жизни и даже делая покупку, мы становимся субъектом управления.

    Относительно субъекта менеджмента естественным является ограничитель, основанный на том, что не всякий субъект управления являться субъектом менеджмента. Так как полем профессиональной деятельности менеджера является организация, в ее рамках он осуществляет свои управленческие действия. Только в рамках организации человек или группа людей может являться субъектом менеджмента. Зачастую деятельность менеджера выходит за рамки организации, но даже в этом случае его считают субъектом, так как она направлена на реализацию целей и задач, т. е. представление организации во внешней среде.

    Субъектом менеджмента может являться не только отдельно взятый человек, менеджер, но и группа людей. При реализации управленческих действий, носящих единоличный характер, сама сущность субъекта не изменяется. В случае, когда группой людей принято решение о реализации какого-либо управленческого действия, она носит характеристики единоличности. Эту группу людей принято считать одним субъектом менеджмента;

    2) объект менеджмента - все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

    Итак, не все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта, можно отнести к объекту менеджмента. Главным критерием выступает принадлежность управленческих действий к организации или же реализации ее целей и задач. Так, например, если менеджер, у себя дома распоряжается о том, чтобы был произведен ремонт, тем самым исполнители данного решения не становятся объектами менеджмента.

    В отличие от субъекта объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести множество факторов, ситуаций, имеющихся в организации и оказывающих влияние на ее. Не все объекты подвергаются воздействию субъектами менеджмента, что связано со множественностью объектов управления. Невозможно управлять всеми объектами менеджментами, так как их количество в рамках организации и за ее пределами слишком велико.

    Из всего многообразия объектов менеджмента можно выделить следующие:

    Человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;

    Поставщики ресурсов для организации;

    Конкуренты;

    Информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;

    Финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.

    Этот список можно дополнить еще многими объектами менеджмента. Например, к объектам менеджмента можно отнести социально-экономическую ситуацию в стране, инфраструктуру региона, политическую ситуацию. Несмотря на то, что эти субъекты менеджмента практически не поддаются управленческим воздействиям, целесообразно их учитывать и пытаться по возможности управлять ими или же использовать в своих интересах;

    3) менеджмент, как черный ящик представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта для осуществления максимально эффективной связи между объектом и субъектом менеджмента.

    Роль черного ящик, которым является менеджмент, состоит в осуществлении максимально результативной и эффективной взаимосвязи между объектом и субъектом менеджмента;

    4) результат - это то, ради чего взаимодействуют субъект и объект менеджмента, используя менеджмент, выражающийся в измеримых показателях.

    Результатом может служить все, что можно измерить, оценить и принять на основе этого решение об эффективности взаимодействия объекта и субъекта менеджмента. Непосредственным измерителем является сопоставление затрат и конечной прибыли. Или же максимум прибыли при минимуме затрат. Этот показатель может быть адекватно использован, но являться основным в силу несложности применения и проведения расчетов в соответствии с ним.

    Схематическое изображение (рис. 2) показывает взаимосвязанность объекта и субъекта менеджмента, а также их соединение с помощью менеджмента. В процессе же данного взаимодействия непременно должен возникнуть результат.

    Рис. 2. Научные основы менеджмента

    Построение максимально эффективной системы менеджмента предполагает практическое использование основных показателей и закономерностей менеджмента как черного ящика.

    1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

    2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

    3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

    4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

    5) процесс формирования целей и способов их достижения;

    6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

    7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

    8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

    Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

    Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

    2. Виды управления. Менеджмент как разновидность управления.

    Выделяют следующие виды управления:

      механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

      естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

      социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

    Менеджмент (управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

    Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действии:

    · организация и управление (производством, коллективом);

    · постановка и корректировка задач;

    · разработка этапов работы;

    · принятие решении;

    · налаживание коммуникации (методов и форм передачи информации);

    · регулирование процессов;

    · сбор и обработка информации; подведение итогов работы.

    3.Понятие менеджмента и его разновидности.

    Менеджмент – это процесс управления, он связан с необходимостью подчеркнуть характер управ. деятельности в условиях рыночной экономики, зак-йся в том чтобы способствовать повышению эффективности работы фирмы в рамках заданной свободы проявляя максимум инициативы не забывая об ответственности.

    1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

    2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

    3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

    4.Предтечи научного менеджмента(5 управленческих революций; идеи А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Т. Гоббса, Р. Аркрайта)

    История управленческой мысли уходит своими корнями вглубь веков и тысячелетий. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

    В средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос, что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще не в достаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии. Еще один английский философ Иеремия Вентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.

    Великий английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования правда опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, ибо исключительно к обогащению стремятся лишь около 12% людей, в то время как к славе - почти 40%.

    Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII - начала XIX столетия привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов, которые помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчета оплаты последнего создал, например А. Смит.

    Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, жесткой дисциплины, ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это позволяло существенно сэкономить на издержках производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было назвать индустриальным управлением или, говоря современным языком, организацией производства.

    Одновременно он сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций, сводящихся к вычетам из заработной платы за различные нарушения, фиксируемые в специальной книге.

    Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800-1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила не только идея благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший своей целью повысить производительность труда.

    Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования, привязав к станкам ленты разных цветов: красные - у лучших рабочих; зеленые - у средних; а желтые - у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, то есть нормы перевыполнялись всеми работниками фабрики.

    Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но эта идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным ему обществом и вскоре предана забвению.

    Это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного движения к запланированной цели.
    Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.
    По масштабам и уровням управленческого воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т. п.
    По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность.
    По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально- территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений.
    Одна из основных задач управленческой деятельности, а следовательно, и очень важный компонент ее структуры - определение основной цели или дерева целей организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции действий по ее
    достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации.
    Вторая существенная задача управления и, стало быть, соответствующий ей структурный элемент - формирование корпоративной культуры.
    Третья важная задача управления и, соответственно, весьма существенный структурный компонент - хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
    Четвертая задача управления и определяемый ею структурный элемент управленческой деятельности - формирование в фирме, корпорации системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей и регулирующих взаимодействие между организациями, а так же между подразделениями и людьми как членами организации по поводу существования их функций.
    Пятая задача и соответствующий ей структурный элемент управленческой деятельности - разработка и осуществление технологии изменений.
    Шестая управленческая задача и соответствующий ей структурный механизм управленческой деятельности - четкое определение диагностики управления и определение точек наибольшей и наименьшей управляемости.
    Седьмая важная задача и соответствующий ей структурный элемент управленческой деятельности - четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.
    Восьмая задача и структурный механизм управленческого процесса - разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
    Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве от друг друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления. Его структурная матрица изображена на схеме №2.

    Схема №1. Структурная архитектоника основных компонентов управленческой деятельности.
    Определение целей
    Формирование корпоративной культуры
    Мотивация персонала
    Формирование организационного порядка
    Разработка технологии изменения
    Определение диагностики управления
    Реализация управленческого решения
    Разработка системы контроля
    В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления. Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой
    соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей.
    В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.
    Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления.
    К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции.
    В структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей - горизонтальные и вертикальные.
    Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.
    Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:
    целей - ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп, подразделений;
    целей - заданий планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
    целей - систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задачам управления.
    Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательств в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе и составление штатного расписания организации, прием и увольнение передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства.
    Третья функция - информационно-аналитическая, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду.
    Четвертая функция управления - социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот.
    Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде.
    Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.
    Седьмая функция управления - мотивационно - стимулирующая.
    Восьмая функция управления - корректирующая деятельность
    управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.
    Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.
    Десятая функция управления - обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
    Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
    Двенадцатая функция управления - создание благоприятного климата для успешной работы.
    Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранение и упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.
    Четырнадцатая функция управления - повышение качества и эффективности служебной деятельности.
    Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования
    возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания во взаимодействии.

    Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

    Объекты управления: 1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

    Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

    Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

    Основной элемент любой социально-экономической системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие воздействия в рамках государственного и корпоративного управления.

    Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

    Уровни менеджмента

    Иерархия управления – это организационная структура, имеющая форму пирамиды и состоящая из высшего, среднего и низшего уровней управления.
    Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу):

    1. Технический – это ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производственной работы без срывов в производстве продукции и оказании услуг.
    2. Управленческий – это координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, также разработка производственных программ и бюджета.
    3. Институционный – разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разным переменам и регулирование взаимоотношений с окружающей средой.

    ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ (от греч. hierarchia - священная власть) - способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами, при котором части (элементы) системы распределены по уровням и вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности

    Три основных уровня менеджеров .
    Менеджеры низшего звена

    Функции:

    § осуществление контроля за выполнением производственных заданий;

    § непосредственное руководство рабочими и сотрудниками;

    § обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.

    Ответственность:

    § за непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, оборудования, материалов.

    Особенности:

    § напряженность;

    § разнообразие действий;

    § частые перерывы;

    § переход от одного задания к другому;

    § короткое время для принятия и выполнения решений;

    § много общения с руководством и коллегами.

    Постановка задачи управления требует определить также и объект управления. Объект управления — это то или тот, в отношении чего или кого направлено целеполагание и управляющее воздействие со стороны субъекта управления. Что является объектом управления в случае управления будущим? На самом деле объектов множество, они иерархически организованы и связаны различными отношениями. В отношении этих объектов можно ставить различные цели, которые тоже образуют некоторую иерархию и взаимосвязи.

    Иерархия объектов в задаче управления будущим образована группами людей, состоящими из подгрупп, которые тоже состоят из подгрупп и т. д.. Но поскольку отдельные индивиды могут входить в несколько групп сразу и периодически менять принадлежность к группам, иерархия отражает лишь масштаб группы, а не отношение подчинённости или вложенности между группами. Все рассматриваемые в нашем случае объекты — общественные группы: население Земли, население России, население города, различные социальные группы внутри страны, классифицированные по тем или иным признакам.

    Из ДОТУ известно, что при большом числе индивидов, распределение того или иного индивидуального признака описывается законом нормального распределения (гауссова кривая). Понятно, что в любом обществе есть несколько процентов активных негодяев, есть несколько процентов активных и нравственных патриотов-идеалистов — но это крайности, а большая часть индивидов попадает в интервал между ними. Именно за эту часть населения идёт непримиримая информационная война, война смыслов.

    Необходимым и достаточным условием устойчивости объекта по предсказуемости — наличие у субъекта адекватной Жизни модели ОУ (структура и динамические свойства). Свойство устойчивости по управлению субъективно. Т. е. что для одного субъекта предсказуемо, для другого может быть полной неожиданностью. Следовательно, без модели ОУ приступать к управлению не допустимо . Но как моделировать общество? Описывают ли открытые социологические модели достаточные для управления стороны Жизни? Насколько адекватны открытые модели? Разумным нам видится переосмысление существующих моделей общества, дополнение их до достаточной меры адекватности, а также совершенствование моделей в процессе управления .

    История и тенденции говорят о том, что для Русской цивилизации есть два пути: либо стать мировой сверхдержавой, либо исчезнуть вовсе. Поэтому совершенно необходимый шаг к гарантии безопасности многонациональной Русской цивилизации — это превращение разобщённого населения России и стран бывшего СССР в концептуально самовластный народ с единым вектором глобальных целей и базовыми ценностями.

    Мы приходим к тому, что цель управления (об этом ниже) сводится к процессу превращения объектов управления в субъектов, действующих в русле единого замысла. Тогда процесс управления обществом выглядит следующим образом: каждый субъект управления более низкого уровня иерархии воздействует на объекты управления сопоставимого уровня иерархии с той целью, чтобы образовать субъект управления более высокого уровня иерархии, действующий в русле своей концепции . Это и есть самоорганизация и «гражданское общество».

    Чтобы описанный процесс не выглядел абстракцией, приведём пример. Индивид, осознавший себя субъектом управления и определившийся с концепцией и целями, целенаправленно погружается в информационное поле (посредством Интернет, участия в мероприятиях и самообразования) выбранной концептуальной власти, через которое находит контакты с людьми более или менее схожего мировоззрения. Одновременно с этим он воздействует безструктурно на круг своего общения — друзей, родителей, детей, коллег, — короче говоря, просто общается, ненавязчиво доносит определённую информацию, выслушивает мнение окружающих . Рано или поздно кто-нибудь из его круга общения тоже подключится к нужному информационному полю и через некоторое время, возможно, осознает себя субъектом управления. После чего начнёт действовать сходным образом и будет взаимодействовать с другими людьми. Так образуются сначала разрозненные группы для реализации своих небольших проектов. Если проекты усложняются, группам придётся кооперироваться, обмениваться опытом. Чем более амбициозный проект, тем больше групп должны в нём участвовать, тем интенсивнее должен быть информационный обмен. Это, в свою очередь, усиливает информационное поле, втягивая новых индивидов. Такая цепная реакция медленно, но верно будет охватывать всю активную часть общества.