Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
  • Информация о налоговой декларации Кто обязан подать декларацию 3 ндфл
  • Что такое проскомидия, как и за кого можно подавать записку
  • Сталинские репрессии — причины, списки репрессированных и реабилитированных жертв
  • Приходные и расходные кассовые ордера: порядок оформления, правила заполнения и образец
  • Фундаментальные исследования
  • Епитимия. Епитимья в пастырской практике В каких случаях накладывается епитимья

    Епитимия. Епитимья в пастырской практике В каких случаях накладывается епитимья

    Епитимья - это способ врачевания, попытка исправления человека или Божественное наказание? В чем состоит цель епитимьи, и кто вправе ее наложить? Попробуем разобраться в этом.

    Епитимья: что это?

    Епитимья (в переводе с греческого "епитимион" - "наказание по закону") - это добровольное исполнение верующим человеком тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д. Наложить епитимью может духовник, она не несет за собой какого-либо усечения прав верующего. Она является духовным врачеванием, иными словами, это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который зарождает стремление к подвигу во имя Бога.

    Молитвы и добрые дела, которые назначаются в виде епитимьи, должны быть полностью противоположны совершенному греху. Невоздержанному человеку может быть назначен более длительный пост, тому, кто увлекается мирскими делами - частое хождение в храм, усиленные молитвы, подверженному страсти сребролюбия назначаются милосердные дела.

    Епитимья - не наказание

    По словам священнослужителей, епитимья - это особое послушание, способное излечить душу грешника, но не наказание. К сожалению, на сегодняшний день у нас не проводится единой епитимийной практики. Многие священники либо не дают епитимью вообще, либо назначают слишком тяжелую, подчас непосильную для человека, что вместо созидания приводит к подавлению и разрушению человека как христианина. Не существует единого правила определения «размера» епитимьи. Порой в церковь приходят люди, которые очень далеки от духовной жизни, однако они искренне каются в совершенных грехах и утверждают, что им жизненно необходима епитимья за прелюбодеяние либо за какое-то другое греховное деяние. Игумен Нектарий утверждает, что неправильно было бы назначить такому человеку ежедневно читать Покаянный канон, ведь он не поймет в нем ни слова. Гораздо действеннее будет предложить ему самую простую епитимью, например ежедневные молитвы с поклонами дадут куда больший результат.

    Виды епитимьи

    Так как епитимья - это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

    • милостыня;
    • длительный пост;
    • чтение домашних молитв;
    • воздержание от исполнения ;
    • поклоны во время богослужения и др.

    Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

    Епитимья за детоубийство

    Аборт - это тяжелый грех, ответственность за который ложится на обоих супругов, особенно если они считают себя верующими и осознают всю тяжесть этого поступка. Епитимья за как правило, посылается самим Господом. Этот грех может быть прощен, если человек готов через всю жизнь смиренно понести наказание за свершенное действие. За это могут быть посланы проблемы с детьми, болезни или сложности в семейной жизни. Человеку, понесшему епитимью, важно понимать, что все происходящее с ним послано за сделанные ранее аборты, все это нужно беспрекословно принимать, каяться, у Бога и, конечно же, больше никогда в жизни не повторять подобного.

    Сказать к слову, епитимья - это то, что может быть наложено лишь Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни. Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.

    Грех блудодеяния

    Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.

    Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью. Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет. Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне - все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.

    Стоит прислушаться к которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник - ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает - результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.

    ЕПИТИМЬЯ́ - добровольное исполнение христианином опред. "дел благочестия", предписанных ему духовником за грехи в результате предшествовавшей исповеди.

    К ним относятся каждодневная продолжит. молитва и поклоны, паломничество по святым местам, дополнительный (сверх предписанного церковным уставом) пост, денежная или иная жертва на церковные нужды и др. Православное канонич. право определяет Е. не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как "врачевание духовное". При этом важно учитывать, что Е. не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность Е. обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые Е., предусмотр. древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в наст. время не употребляются. Над исполнившим Е. читается особая "Молитва над разрешаемым от запрещения", через к-рую он полностью восстанавливается в своих "церковных правах". В дореволюционной России существовала, кроме того, Е., налагаемая гражд. судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и нек-рые тяжкие моральные преступления. В отличие от Е., предписанной духовником, она имела опред. значение наказания. Способы ее исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

    http://slovari.yandex.ru/епитимья/Гуманитарный%20словарь/Епитимья/

    Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. II. С. 1106-1122. Яндекс.Словари › Гуманитарный словарь. - 2002

    Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может наложить на тебя какую-то епитимью, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» - спрашивает читатель «Нескучного сада». Лекарство для больной совести Текст: Кирилл МИЛОВИДОВ

    Показания к применению Для многих православных людей епитимья - это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимия, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось его прошлое,- объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев. - Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: "...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Л к. 19:5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое - да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и в нем естественно возникло святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья - это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам». Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, - объясняете Георгий. - На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что со вершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой - прояви милосердие, если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества». Особые указания Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимью, должен "плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком", в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, - поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий Пашков. - Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, - это просто дикость», - считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, но исповедовавший иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью - 300 поклонов ежедневно. У Ивана больное сердце, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, сердце просто не выдержит. Сам отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия. С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? - говорит о. Георгий Бреев. - Ему нужен не один год, чтобы разобраться - верит ли он и как верит, нужно выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик - "я хочу потрудиться". Некоторые, по прошествии десяти лет, вдруг говорят: "Я все-таки хочу пойти в монастырь поработать". Они созрели, они увидели. Это всегда очень радостно, и самому человеку на пользу. А те, кто еще не приобщился к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе». Передозировка «Понятие "я грешен" может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, - считает о. Георгий. - Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе: мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель покаянных молитв и епитимий - привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, убежден отец Георгий. «Я таких "энтузиастов" обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное». Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить. Снять же ее может только сам духовник. «Если епитимья вам не по силам, обсудите это с духовником, - говорит о. Георгий. - В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником». Традиция вместо закона В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу. Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия - отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник - каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой - различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д. Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике. «В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, - говорит Альберт Бондач, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. - Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

    При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

    Для чего нужна

    Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

    Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

    В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

    Детоубийство

    За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

    Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

    Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

    • полное бесплодие обоих супругов;
    • проблемы в семье;
    • болезни.

    Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

    Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

    О деторождении в православной семье:

    Блудодеяние

    Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

    Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

    Не допускается:

    • любое нарушение супружеской верности;
    • лесбиянство;
    • разврат и прочие блудливые связи.
    Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

    Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

    Богохульство

    Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

    Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

    Все это богохульство, достойное адских мучений.

    Клятвопреступление

    Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

    Клятвопреступление

    На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

    Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

    Хищение

    Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

    Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

    Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

    Ложь

    Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

    Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

    Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

    Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

    Епитимья́ (от греческого ἐπιτιμία, «наказание», «особое послушание») — духовное лекарство, исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия. Епитимия - духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она - средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

    В Православной церкви

    Так как епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, то можно её не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время в православии епитимья налагается редко и в основном на тех, кто «на всякую епитимию готовый», и если священник убеждён, что ни к отчаянию, ни к лености и нерадению епитимья не приведёт. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два, или неопределенным — «до указа», «донеже в чувствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах. Наиболее обычной и распространённой епитимьей первой половины XIX века, назначаемой консисторией, были поклоны. Количество поклонов было разным (от 150 до 1000), но за один раз необходимо было сделать не более 100. Осужденный к поклонам должен был положить их на алтарь того собора или города, в уезде которого жил.

    Отлучение от причастия Святых Тайн

    В православии епитимья, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:
    . еретикам и раскольникам — доколе не отрекутся от своих заблуждений,
    . кровосмесникам — на 12 лет,
    . прелюбодеям — от 9 до 15 лет,
    . убийцам — до 25 лет,
    . мужеложникам — до 15 лет,
    . скотоложникам — до 15 лет или до конца жизни,
    . клятвопреступникам — до 10 лет,
    . волшебникам — до 25 лет,
    . гробокопателям — на 10 лет.

    В Католической церкви

    В латинском обряде Католической церкви епитимья назначается священником кающемуся, как правило, во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимья заключается в прочтении определённого количества молитв.

    Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина - возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления, прежде всего, смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием « (Григория Нисского Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

    Архимандрит Нектарий (Антонопулос):
    Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех - это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.
    Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это - духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

    Священник Михаил Воробьев:
    Епитимья - это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.

    В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
    Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.

    Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.

    Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние - это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.

    Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.

    Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

    В журнале Нескучный сад № 1 (48) за январь 2010 года имеется статья про епитимью, где читатели задают вопросы:
    Что такое епитимья? Кто-то думает, что, после того как покаешься, батюшка может наложить на тебя какую-то епитимью, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?».

    Статья называется «Лекарство для больной совести»
    Текст: Кирилл МИЛОВИДОВ

    Показания к применению

    Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимия, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало, в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось его прошлое,— объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев. — Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: "...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Л к. 19:5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и в нем естественно возникло святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает.

    Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

    Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие, если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

    Особые указания

    Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимью, должен "плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком", в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий Пашков. — Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и на¬лево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, но исповедовавший иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. У Ивана больное сердце, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, сердце просто не выдержит. Сам отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

    С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он и как верит, нужно выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — "я хочу потрудиться". Некоторые, по прошествии десяти лет, вдруг говорят: "Я все-таки хочу пойти в монастырь поработать". Они созрели, они увидели. Это всегда очень радостно, и самому человеку на пользу. А те, кто еще не приобщился к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

    Передозировка

    «Понятие "я грешен" может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе: мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель покаянных молитв и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, убежден отец Георгий. «Я таких "энтузиастов" обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».
    Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить. Снять же ее может только сам духовник. «Если епитимья вам не по силам, обсудите это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

    Традиция вместо закона

    В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

    Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.
    Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность, как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлуче¬ния от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

    Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.
    «В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт Бондач, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но, так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

    У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских

    Вконтакте

    Одноклассники

    Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

    Епитимья - это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.

    С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.

    Епитимия как религиозное отношение в христианстве

    Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно - это раскаяние, то есть страх , поражающий совесть посредством познания греха, а другое - это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».

    Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.

    При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:

    • воздержание;
    • воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.

    В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией. В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся , тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков. Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.

    Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви

    В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.

    Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник. По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени. Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.

    Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить. Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда. После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.

    Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга. Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать , возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями. Если кающийся страдает от , правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».

    В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника. Хорошие труды не получают спасения , но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа. Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).

    Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.

    Ребёнок и исповедь

    Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки. А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше. Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.

    Англиканство

    Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.

    Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».

    Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.

    Методизм

    В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.

    Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».

    Лютеранство

    Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.

    Римский католицизм

    Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:

    • как таинство;
    • как акты удовлетворения веры.

    как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.

    Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.

    Моральная добродетель

    Покаяние - это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога. Главное действие в осуществлении этой добродетели - ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога. Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.

    В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:

    • щедрость;
    • смирение;
    • терпение.

    Таинство епитимьи

    Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне. В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления. Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом - это и цель, и действие этого таинства.

    Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.

    Существенным для таинства являются действия грешника:

    • рассмотрение совести;
    • раскаяние с решимостью не грешить снова;
    • исповедание священнику;
    • исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.

    И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного

    Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.

    Епитимья за грехи

    В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние - это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.

    Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе , Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.

    Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами. Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить , что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.

    Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.

    Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.

    В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение. В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви - каждая пятница года и сезона Великого поста». Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».