Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Как поступить в МВД: полное руководство
  • Исковое заявление о защите прав потребителей, связанных с оказанием услуг ненадлежащего качества Исковое заявление о нарушении прав потребителя пример
  • Что такое профессиональная переподготовка?
  • Если жена не работает: хорошо или плохо это для брака?
  • Перерасчет пенсионного обеспечения Исковое заявление о пересчете пенсии
  • Договор мены недвижимого имущества Договор мены недвижимого имущества образец
  • Формула написания сонета. Учимся писать сонеты и переводить инструкции Построение сонета

    Формула написания сонета. Учимся писать сонеты и переводить инструкции Построение сонета

    Изучая литературу, невозможно упустить из внимания такую форму лирики, как сонет. Достаточно сложно разобраться, что же такое сонет, примеры которого можно увидеть у многих авторов. Все энциклопедии говорят о том, что это - сложная форма, однако встречается множество на первый взгляд непохожих по написанию произведений под этим названием. Итак, сонет - это лирическое стихотворение из 14 строк. Эта разновидность поэзии заслужено считается едва ли не самой сложной в написании, ведь при их составлении необходимо придерживаться множества правил и принципов. К тому же они отличаются особенно литературным, возвышенным языком и философской темой.

    Составление сонетов

    Образно стихотворения-сонеты можно поделить на каноничные и неканоничные. Классических произведений не так уж и много, большинство стихотворений имеет отклонения от правил, однако в них все же должны быть заметны основные черты, присущие жанру.

    Также есть несколько форм сонетов:

    • итальянская (abab abab cdc dcd или cde cde);
    • английская (abab cdcd efef g);
    • французская (abba abba ccd eed).

    Правила прописаны достаточно четко, однако сейчас уже практически никто их в точности не придерживается. Есть множество примеров сонетов с лишними строками или неканоничными строфами, среди них есть даже белые стихи. Тем не менее все они остаются сонетами. А потому сказать четко и просто, что же такое сонет, очень сложно, ведь надо помнить, что сонет - такое произведение, которое является твердой формой, но тем не менее он отличается величайшим многообразием вариаций.

    Каноны написания сонетов

    В эпоху Ренессанса были сформированы основные правила написания сонетов, а именно:

    1. Первое и главное правило - сонет состоит из 14 строк. Они могут образовывать два катрена (четверостишие) и два терцета (трехстишие) или же три катрена и дистих (двустишие).
    2. Правильное развитие темы имеет определенную формулу: тезис - антитезис - синтез - развязка.
    3. Сонет имеет определенный размер - пятистопный и шестистопный ямб.
    4. Каждая из четырех строф стихотворения являет собой законченную мысль.
    5. Мелодичность, которая достигается путем чередования мужской и женской рифм.
    6. Использование только точных рифм.
    7. Использование слов только один раз, повторов быть не должно.
    8. Каноничный сонет содержит 154 слога.

    Вариации не каноничных сонетов

    Вот некоторые из них:

    1. Онегинская строфа - очень сложный вид стихотворения. Состоит из трех четверостиший, написанных с перекрестной, парной и опоясывающей рифмой, и одного двустишия. Впервые был использован Пушкиным в его романе «Евгений Онегин».
    2. Опрокинутый сонет - форма сонета, в которой терцеты стоят перед катренами.
    3. Хвостатый сонет - в данном случае к 14 строкам сонета добавляется еще одна строка или даже несколько терцетов.
    4. Половинный - вполне отвечает своему названию, он состоит из одного катрена и одного терцета.
    5. Безголовый сонет - вид стихотворения сонета, в котором отсутствует первое четверостишие.
    6. Хромой - имеет укороченную последнюю строку в катренах.
    7. Сплошной сонет - имеет полное количество строк, но написан лишь на двух рифмах.

    Венок сонетов

    Одна из форм поэмы, которую также можно отнести к разновидности сонета. Как и для всех стихотворений этого жанра, ему присуща сложная структура, однако он имеет еще более сложное строение, написать такое произведение дано далеко не каждому поэту. Венок сонетов - это произведение, состоящее из 15 сонетов. Его особенностью является то, что основная мысль произведения вкладывается в последний сонет венка, так называемый магистрал, он пишется первым. После пишутся остальные его части - первый сонет начинается с первой строки магистрала, заканчивается - второй, второй сонет начинается последней строкой первого отрывка, заканчивается третей строкой пятнадцатого. И так далее вплоть до четырнадцатой части произведения, она начинается последней строкой основного сонета и заканчивается первой, закрывая кольцо сонетов. Этот вид лирики родился в Италии в XIII веке, встретить примеры таких сонетов можно у многих русских и зарубежных авторов.

    Тематические группы сонетов

    Есть несколько групп (видов) сонетов в зависимости от их тематики:

    • любовные;
    • портрет;
    • поэтический манифест;
    • иронический;
    • посвящение.

    Изначально сонеты были призваны выражать любовь их автора, что ярко выражено в сонетах Петрарки. Однако позднее все изменилось. Темы сонетов стали более разнообразны. Например, этот жанр очень приближен к изобразительному искусству портретными описаниями женщин. В них мастера слова выражали свое личное глубокое почтение к женщинам, восхищались ими и превозносили. Мысли, которые автор брал за основу сонета, независимо от его тематики, имели одну общую черту - красоту и глубину. Исключением являются лишь иронические сонеты, в которых автор преднамеренно делает содержание стиха более приземленным.

    История жанра

    Появление этого жанра приходится на начало XII века, его родоначальником принято считать Джакомо да Лентини - итальянского поэта, жившего при дворе Фридриха II. Популярность этот вид лирики получил не сразу, известность ему принес Гвидо Кавальканти, а в Европе они стали популярны благодаря Франческо Петрарке. Наибольшее распространение сонет получил в эпоху Возрождения, он стал практически главным жанром лирики, его писали практически все поэты этого времени. Среди них Микеланджело, Шекспир и множество других. Позже, в XVII веке, в трактате «Поэтическое искусство» Николы Буало была сформирована теория написания сонетов, правила, прописанные в нем, считались каноном долгое время.

    Русские поэты пришли к этому жанру лишь в XVIII веке. Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским и являлся переводом произведения де Барро. Тредиаковский к тому же установил обязательное количество строк и наличие философской темы как обязательные принципы написания сонетов, которые используются по сей день. Среди русских поэтов также нельзя не упомянуть Пушкина. Он не просто писал этом жанре, в своем произведении «Сонет» поэт представил его историю, перечислил современных авторов, пишущих в этом жанре, тем самым подчеркнув его актуальность.

    В XIX - XX столетиях популярным стал венок сонетов. Как и сам сонет, он возник в Италии. Первые примеры венков принадлежат поэтам Серебряного века. В мировой поэзии известно более шестисот таких произведений.

    Уильям Шекспир

    Кульминацией творчества всех литераторов эпохи Возрождения стали произведения Уильяма Шекспира. Они собрали и углубили все лучшие черты литературы этой эпохи. В биографии Шекспира множество белых пятен и тайн. Он начинал свой путь с работы суфлера и помощника режиссера в театрах, позже он стал актером, однако по-настоящему раскрыть свои таланты ему удалось в писательском деле, а именно в драматургии. Творчество Шекспира можно поделить на три периода. Творчество этого поэта отличается разнообразием не только жанров, но и тематик, эпох и народов. Оно, казалось бы, абсолютно типично для эпохи Возрождения, эмоциональность, стремительность развития событий, некая даже сказочность и фантазийность встречались и у прочих драматургов того времени. Однако произведения Шекспира отличаются гармонией и поразительным чувством меры в этом море страстей.

    Периоды в творчестве Шекспира

    Первый период выделяется оптимизмом, сказочностью и легкими жизнерадостными мотивами. Первые произведения автора не отличались от классических тяжелых для восприятия форм и сюжетов со множеством действующих лиц. Таким образом молодой поэт постигал азы драматургии. Позже он начал привносить в поэзию свежие идеи, наполнять их новым смыслом и искать более отточенные, идеальные формы, не отходя от канонов драматургии Ренессанса. В то же время он пишет цикл сонетов, которые обретают должную известность лишь с возникновением романтизма.

    Второй период значительно отличается от первого, ему присуща особая трагичность и даже некоторый пессимизм. В эту пору писатель ставит перед собой сложные жизненные проблемы, которые находят свое воплощение в трагедиях.

    Третий период обозначен трагикомедиями, счастливому финалу пьес предшествует настоящее буйство страстей с острым драматизмом.

    Сборник "Сонеты"

    Впервые сборник Шекспира «Сонеты» был опубликован в 1609 году. Вокруг книги ходит не меньше тайн и мифов, чем вокруг биографии этого таинственно поэта. Многие сомневаются, что сонеты в цикле стоят в правильном порядке: одни предполагают, что такая расстановка принадлежит издателю или редактору, другие и вовсе полагают, что они расположены произвольно. Тем не менее расклад сонетов в сборнике имеет большое значение для понимания его сути. Традиционно принято воспринимать сборник таким образом: действующими лицами выступают лирический герой, его друг и возлюбленная (смуглая леди). Большая часть сонетов о любви автора (лирического героя) к его другу, чистой и волшебной, это возвышенная и верная настоящая дружба. Чувства к смуглой леди у автора, напротив, низменные и плотские, это страсть и притяжение, что порабощают его разум. В то же время многие приписывают стихотворениям, посвященным юноше, гомосексуальный подтекст, эти подозрения усиливает и то, что из 154 сонетов только последние 26 посвящены смуглой даме. Тем не менее подтверждение этих предположений и так и не было обнаружено. Существенным отличием сонетов Шекспира от прочих произведений поэтов той эпохи является то, что образ возлюбленной изображен не как мифический идеал красоты, а как вполне земная женщина.

    Сонеты из сборника можно поделить на отдельные тематические группки, однако все они вырисовывают целостную картину сложных взаимоотношений персонажей. Любовь автора приносит не только счастье, но и боль разочарования, его леди изменяет ему с другом. Драматизм и накал страстей нарастают, но поэт все же понимает, что он не может потерять их обоих, а дружба важнее страсти.

    Многие исследователи творчества Шекспира видят в этом сборнике автобиографию, передающую настоящие чувства и переживания поэта, настоящую исповедь в лирической форме.

    Переводы шекспировских сонетов

    Первые переводы сонетов Уильяма Шекспира, написанные в начале XIX века, были достаточно слабыми с эстетической точки зрения. Однако стоит отметить, что такие сонеты, которые покорили читателей, появились уже к началу XX столетия. Именно эти переводы принято считать классикой. Прежде всего это сонеты в переводе Маршака, идеально передающие идеи и суть оригинала. За них поэт даже получил Сталинскую премию второй степени.

    А переведенные Пастернаком сонеты в точности передают задумку автора. Поэт очень кропотливо работал над переводами, некоторые отрывки он переписывал по несколько раз, пока не получал идеальный перевод. Пастернак перевел немало произведений Шекспира, самым известным из переводов стал «Гамлет», но вот среди них только три сонета.

    Среди поэтов, переводивших работы великого драматурга, также особо выделяются мастерством Чайковский, Степанов и Кузнецов.

    Помимо Шекспира, примеры сонетов можно найти в творчестве других известных авторов. Среди них поэты различных национальностей и эпох, но всех их объединяет красота слога и возвышенность мысли в их произведениях.

    Великий итальянец

    Сонеты Франческо Петрарки, вошедшие в "Книгу песен", принесли поэту великую славу, а самому жанру - широкое распространение. Наиболее известные произведения воспевали женщину Лауру. Имя, выбранное им для своей возлюбленной, гармонично вписывается в концепцию сонетов, оно возвышенное и воздушное, как и чувство, которое описывает автор. Франческо Петрарка в сонетах также рисует красоту природы. Тем не менее она призвана лишь больше подчеркнуть очарование Лауры, ее изящность и притягательность. Читая эти стихотворения, можно как нельзя лучше понять, что такое сонет, вычурные сравнения, обожествление предмета обожания, наделение его неземными, идеальными чертами. "Книга песен" разделена на две части: "На жизнь Лауры" и "На смерть Лауры". В первой части Лаура представляется как женщина, воплощение красоты и прелести всего мира. Во второй она ангел, оберегающий и вдохновляющий поэта. Сборник имеет хронологический порядок, начиная от зарождения прекрасного чувства любви в груди поэта и вплоть до превращения этой любви, уже поутихшей после смерти предмета обожания, во вселенское, райское, идеальное чувство.

    Шарль Бодлер

    Шарль Бодлер стал предшественником и учителем символистов, глубина образов и идей выражена не только в сонетах. В своих сборниках поэт выражает единство музыки и слова, красоту мысли, некую готичность и особую притягательность сотворенных им образов. Эта задумка воплощается и в сонетах, вошедших в сборник «Цветы зла». Эти произведения как нельзя лучше иллюстрируют, что такое сонет, и какие особые идеи он должен передавать.

    Сонет - стихотворение, чаще всего посвященное любви, дружбе, разлуке, печали, обязательно должно насчитывать четырнадцать строк. «Состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший. Рифмующиеся звуки первого четверостишия должны повториться и во втором. В трехстишиях рифмы хоть и не повторяются, но расставляются в определённом порядке. Содержание сонета в точности должно соответствовать распределению мыслей: в первом четверостишии тезис, во втором антитезис, в двух трехстишиях вывод, положение, которое хочет доказать поэт»

    (Ю. Олеша «Ни дня без строчки» ).

    Пример сонета

    Уж если ты разлюбишь — так теперь,
    Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
    Будь самой горькой из моих потерь,
    Но только не последней каплей горя!
    И если скорбь дано мне превозмочь,
    Не наноси удара из засады.
    Пусть бурная не разрешится ночь
    Дождливым утром — утром без отрады.
    Оставь меня, но не в последний миг,
    Когда от мелких бед я ослабею.
    Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
    Что это горе всех невзгод больнее,
    Что нет невзгод, а есть одна беда —
    Твоей любви лишиться навсегда.
    (В. Шекспир. Сонет 90. Перевод С. Маршака )

    Венок сонетов - это пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. При этом последний сонет в венке состоит из первых строк всех сонетов.

    Пример венка сонетов

    1. Леля
    Четырнадцать имен назвать мне надо…
    Какие выбрать меж святых имен,
    …………………
    2. Таля
    Имен любимых, памятных, живых
    Так много! Но, змеей меня ужаля,
    …………………
    3. Маня

    Припал к другим я, лепетным, устам!
    …………………
    4. Юдифь
    Теперь, в тоске, я повторяю их,
    Но губы тяготит еще признанье.
    …………………
    5. Лада
    Да! Боль былую память множить рада!
    Светлейшая из всех, кто был мне дан!
    …………………
    6. Таня
    О, счастье мук, порывов молодых!
    Ты вдруг вошла, с усмешкой легкой, Таня,
    …………………
    7. Лила
    Навек закрепощенных в четкий стих,
    Прореяло немало мигов. Было
    …………………
    8. Дина
    Ты - слаще смерти, ты - желанней яда,
    Околдовала мой свободный дух!
    …………………
    9. Любовь
    Как будто призраков туманный строй,
    Все те, к кому я из твоих объятий
    …………………
    10. Женя
    В вечерних далях реет предо мной
    И новый образ, полный женской лени,
    …………………
    11. Вера
    Да! Каждый образ для меня священен!
    Сберечь бы все! Сияй, живи и ты,
    …………………
    12. Надя
    Вот близкие склоняются ко мне,
    Мечты недавних дней… Но суесловью
    …………………
    13. Елена
    В смятеньи - думы; вся душа - в огне
    Пылала; грезы - мчались в дикой смене…
    …………………
    14. Последняя
    Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
    Я жизнь прошел, казалось, до конца;
    …………………
    15. Заключительный
    Четырнадцать назвать мне было надо
    Имен любимых, памятных, живых!
    С какой отравно-ранящей усладой
    Теперь, в тоске, я повторяю их!
    Но боль былую память множить рада;
    О, счастье мук, порывов молодых,
    Навек закрепощенных в четкий стих!
    Ты - слаще смерти! ты - желанней яда!
    Как будто призраков туманный строй
    В вечерних далях реет предо мной,-
    Но каждый образ для меня священен.
    Вот близкие склоняются ко мне…
    В смятеньи - думы, вся душа - в огне…
    Но ты ль, венок сонетов, неизменен?
    ( В. Брюсов «Роковой ряд» )

    История сонета

    Родиной сонета является Италия. Появился сонет в Средние века. Этой формой стихосложения пользовались поэты XIII-XIV веков Данте, Петрарка. В Англии, в XVI веке - Шекспир. Широко известны сонеты английского поэта XIX века Уордсворта, к форме сонета обращались великие русские поэты Пушкин, Тредиаковский, Сумароков, Бальмонт, Анненский; и поэты «серебряного века» Северянин, Брюсов, Волошин, Гиппиус, советские поэты Кирсанов, Сельвинский, Бедный, Ахматова, Антокольский

    Всего великий английский поэт сочинил 154 сонета. Они посвящены разным проявлениям человеческих чувств:соперничеству и ревности, дружбе, разлуке, красоте, меланхолии. История литературы относит создание Шекспиром своих сонетов 1592 - 1599 годам. Изданы большинство из них, как указывает Википедия, были в 1609 году, правда, особым спросом они не пользовались и следующее появление их в печати появилось лишь спустя тридцать лет в 1640 году. Русскому читателю сонеты Уильяма Шекспира знакомы по мастерскому переводу их советским поэтом и переводчиком Самуилом Маршаком.

    Сонет сочиняет Э. Багрицкий

    «Сонеты Петрарки? — переспросил Багрицкий. — А хотите, я напишу сонет сразу, начисто?… дайте мне тему.
    — Камень, — сказал кто-то.
    — Хорошо, камень!
    И атлет пошёл на арену.
    ….Крошился мел, Багрицкий шел вдоль появляющихся на доске букв, заканчивал строку, поворачивал, пошёл вдоль строки обратно, начиная следующую, шёл вдоль неё, опять поворачивал… Аудитория в это время читала — слово, другое, третье и целиком всю строчку, которую получала, как подарок, — под аплодисменты, возгласы, под улыбку на мгновение оглянувшегося атлета.
    — Тише! — восклицал, профессор, поднимая руку. — Тише!
    Сонет, написанный по всей форме, был закончен скорее, чем в пять минут. На доске за белыми осыпающимися буквами маячил образ героя с пращой, образ битвы, образ надгробного камня» (Ю. Олеша «Ни дня без строчки» )
    .

    Младшему ребёнку задали в школе перевести сонет с английского на русский язык. Сонет рассказывает о том, как писать сонеты.

    Внезапно, возможно самая умная половина нашей семьи, решила блеснуть всеми гранями своих переводческих дарований и к Семёну подключился старший брат и Мама ихняя. А я со решил (update: не решил) в сторонке постоять — «Чуть помедленнее, я записываю!».

    Вот, значит, оригинал:

    The sonnet form is old and full of dust
    And yet I want to learn to write one well.
    To learn new forms and grow is quite a must,
    But I will learn it quickly, I can tell.

    And so I sit, today, with pen in hand,
    Composing three new quatrains with a rhyme.
    The rhythm flows like wind at my command.
    The A-B-A-B form consumes my time.

    But I’m not done until there’s fourteen lines.
    One ending couplet, after three quatrains.
    I’ve tried to write this new form several times.
    The effort’s huge; I have to rack my brain.

    But I persist, my fourteen lines now done.
    I wrote my poem; my sonnet work is won.

    by Denise Rodgers

    А вот варианты переводов. Угадайте кого чей?

    Вариант перевода номер 1

    Хочу сонеты, древний вид стихов
    Я научиться классно сочинять
    Я к изученью нового готов
    Я быстро научусь, хочу сказать

    И вот, сейчас с карандашом в руке
    Я три строфы пытаюсь сочинить
    Строчу за рифмой рифму налегке
    А-Б-А-Б должна рифмовка быть

    Четырнадцать всего в сонете строк
    И там в конце есть маленький куплет
    Я сочинить пока его не смог
    Задача эта не простая, нет

    Но всё ж, с усильем завершён куплет
    Закончен стих, и я теперь поэт

    Вариант перевода номер 2

    Стары сонеты, пылью обросли
    Но всё же я писать их научусь
    Ведь мы учиться и расти должны
    И я, поверьте, быстро разберусь

    И вот сижу, в руке моей перо
    Я три четверостишья создаю
    Несложный ритм мне кажется игрой
    Но рифму долго мучаю свою

    Четырнадцать мне нужно выдать строк
    Четверостиший три, затем один куплет
    О сколько раз пытался я как мог,
    Я голову сломал, я изошёл на нет!

    И вот — четырнадцать! Поэт я или нет!
    Я написал стихи, я победил сонет!

    Вариант перевода номер 3

    Сонет стар и полон пыли
    И всё же, я хочу писать их хорошо
    Ученье новых форм, и совершенство тоже нужно
    Но я их быстро выучу. Поверьте уж.

    И вот сижу сегодня я с карандашом в руке
    И сочиняю три рифмованных четверостишья
    Как ветер по команде является мне ритм
    Но рифме нужно времени намного больше

    Но я не отстранюсь, пока не выпишу четырнадцать строк в рифме
    Один куплет в конце и три четверостишья до
    Я пробовал писать их не один уж раз
    Усилий столько, я голову чуть не сломил

    Но я вам говорю четырнадцать сонета строк закончены сейчас
    Я написал свою поэму; свою работу над сонетом, я победил!

    Слабо предложить свои варианты инструкции?

    update : не выдержала душа «поэта» — я тоже принял участие! Моя версия будет под номером 4

    Вариант перевода номер 4

    Сонет уж стар и пылью отдаёт
    Но я хочу уметь его писать
    Учиться новому часы займёт
    Но думаю смогу минут за пять

    Присяду с карандашом в руке
    И зарифмую три строфы в сюжет
    Команду дам и ритм потечёт в реке
    Формат А-Б-А-Б прилично времени займёт

    И я не сдамся до тех пор, пока
    Четырнадцать с куплетом строк
    Не сложатся в приятный ряд
    К мозгам своим я буду строг

    Но я упрям, мои четырнадцать легли
    в сонет, что написал. Я победил.

    Страница 1 из 1 1

    Сонет (итал . sonetto , от прованс. sonet - песенка) - классическая твердая форма европейской лирической поэзии из 14 строк с различной строфикой и рифмовкой, одна из самых популярных поэтических форм, начиная с XIII века, когда он родился в Италии (отцом сонета считается Петрарка , написавший известные 317 сонетов о Лауре, новую форму поддержал Данте и многие другие итальянские и испанские поэты Возрождения). Изначальная строфика сонета была такова: два катрена и два терцета с рифмовкой abab abab cdc dcd (с вариантом для катренов abba abba и для терцетов cde cde ). Сонет, выполняющий только эти условия, называют сонетом с итальянским типом рифмовки , поскольку оригинальный сонет в Италии писался одиннадцатисложником (см. ).

    Во Франции сонеты писали двенадцатисложником с опоясывающей рифмовкой катренов: abba abba и двумя вариантами для терцетов: ccd eed или ccd ede . Эта форма покорила многих поэтов Франции, и такой вариант рифмовки стал называться французским .

    Эксперименты с формой. Во всех странах поэты экспериментировали со строфикой и рифмовкой сонета - располагали катрены и терцеты в произвольном порядке, писали дистихами, добавляли в двурифменный рисунок катренов одну или две рифмы, приписывали строки в конце (так называемый сонет с кодой ), использовали сонеты как строфу в больших произведениях, построенных свободно или по определенному закону (венок сонетов ).

    С течением времени еще одной устоявшейся формой сонета в европейской поэзии стал английский вариант , прославленный Шекспиром: три катрена и двустишие (называемое сонетным ключом), написанные пятистопным ямбом, c рифмовкой abab cdcd efef gg .

    В русской поэзии сонетом (традиционнно, как и в немецкой, писавшимся почти исключительно 5- и 6-стопным ямбом) вплотную занялся Пушкин и, как и все поэты, увлекающиеся твердыми формами, создал свой вариант: 4-стопный ямб с рифмовкой AbAbCCddEffEgg (прописные - женские рифмы, строчные - мужские) и, хотя такой сонет записывается одной 14-строчной строфой, структурно это три катрена со всеми вариантами рифмовки (перекрестной, попарной и опоясывающей) и двустишие. Сюжетно пушкинский сонет также распадается на четыре части: первый катрен - завязка, второй - развитие, третий - кульминация и двустишие - сонетный ключ, подводящий итог. Создав свой сонет, Пушкин сразу же использовал его как строфу и написал "Евгения Онегина " (со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называется онегинской строфой .

    В двадцатом веке вариантов сонета с помощью синтеза других классических твердых форм, разнообразия стихотворных метров и ярких творческих экспериментов было создано великое множество: тайный и потайной сонеты, моноримический сонет, рондель с кодой , сонет триолетно-октавный , сонет-пентолет (двойной триолет), терцетный и дисептетный сонеты, три вида японских сонета, газельный сонет, сонет-кольцо, поминальный сонет и многие другие. Нами собрано больше 200 разновидностей сонета, но мы знали ценителя поэзии, жалевшего, что "еще в советские времена читал, но по молодости не переписал, самиздатовскую рукопись неизвестного русского поэта", в которой было описано ровно 1400 различных типов сонета (по сто на каждую строчку классической формы). Надеемся с ней еще ознакомиться:)

    Вариантов использования сонета как строфы помимо традиционного венка сонетов , в прошлом веке также появилось много: гирлянда (без магистрала и зацикливания), цветок (из сонетов-колец с магистралом, состоящим из строк-ключей) с четырнадцатью и произвольным количеством лепестков, терцетные двулистники и трилистники, связанные рефренным двустишием в середине, кольца и браслеты (с магистралом-самоцветом - другой твёрдой формой, оправленной в сонетную вязь) и многие, многие другие.

    В одной статье всех стихотворных примеров сонета и использования его как строфы не приведешь - думается, ЛиРу не поддерживает такой объем текста для одного поста:), поэтому для каждой формы будет создана отдельная более подробная статья, а здесь будут приводиться ссылки.

    Сонет к форме


    Есть тонкие властительные связи
    Меж контуром и запахом цветка.
    Так бриллиант невидим нам, пока
    Под гранями не оживет в алмазе.

    Так образы изменчивых фантазий,
    Бегущие, как в небе облака,
    Окаменев, живут потом века
    В отточенной и завершенной фразе.

    И я хочу, чтоб все мои мечты,
    Дошедшие до слова и до света,
    Нашли себе желанные черты.

    Пускай мой друг, разрезав том поэта,
    Упьется в нем и стройностью сонета,
    И буквами спокойной красоты!

    Любимец поэтов и поклонников поэзии, сонет ведет свою родословную от сочинений провансальских трубадуров, которые создали светскую лирику и первыми стали слагать песни на народном языке, а не на латыни. Название жанра восходит к провансальскому слову sonet - звонкая, звучная песенка.

    Что такое сонет? История возникновения

    (1209-1229), охватившие юг Франции, вынудили многих трубадуров перебраться на Сицилию, где в 1200-е годы в Неаполе, при дворе мецената и стихотворца Фридриха Второго, сформировалась школа поэзии. Ее представители способствовали превращению сонета - по-итальянски он уже назывался sonetto - в ведущий жанр своего творчества. Сицилийские поэты пользовались тосканским диалектом, который уже на рубеже 13-14 веков лег в основу итальянского литературного языка. Многие гении Ренессанса писали сонеты: Петрарка, Данте, Боккаччо, Пьер де Ронсар, Лопе де Вега, Шекспир... И каждый из них привносил в содержание стихотворений что-то новое.

    Особенности формы

    Классический сонет состоит из четырнадцати строф. В эпоху Итальянского и Французского Возрождения поэты писали стихотворения в форме двух катренов (четверостиший) и двух терцин (трехстиший), а в период Английского - трех катренов и одного двустишия.

    Стихотворение-сонет невероятно музыкально, именно поэтому для него легко слагать музыку. Определенный ритм достигался благодаря чередованию мужской и женской рифмы, когда ударение падает на последний и, соответственно, на предпоследний слоги. Исследователи выявили, что классический сонет содержит в себе 154 слога, однако эту традицию соблюдали не все поэты. Италия, Франция и Англия - три колыбели развития данной стихотворной формы. Авторы сонетов - выходцы из каждой страны - вносили некоторые изменения в форму и композицию.

    Венок сонетов

    Это особенная форма поэмы возникла в Италии в 13 веке. В ней 15 сонетов, и в последнем заключается основная тема и идея остальных четырнадцати. По этой причине авторы начинали работу с конца. В пятнадцатом сонете важными являются две первые строфы, а по традиции, первый сонет должен непременно начинаться первой строкой последнего и заканчиваться второй. Не менее интересны и другие части поэмы-венка. В остальных тринадцати сонетах последняя строка предыдущего обязательно должна быть первой строкой последующего.

    Из русских поэтов в истории мировой литературы запомнились имена и Валерия Брюсова. Они великолепно знали, что такое сонет, поэтому проявляли интерес и к венку сонетов. В России такая форма написания зародилась в 18 веке. Гений Валерий Брюсов был мастером этого жанра и строго соблюдал сложившиеся устои. Его последнее стихотворение из венка сонетов ("Роковой ряд") начинается строками:

    "Четырнадцать назвать мне было надо

    Имен любимых, памятных, живых!"

    Чтобы композиция жанра была более понятна, необходимо провести небольшой анализ. По традиции, заключительной строфой начинается первый сонет, а заканчивается - второй; третий сонет начинается последней строкой предыдущего, в данном случае - "имен любимых, памятных, живых!" Можно утверждать, что Валерий Брюсов достиг совершенства в этом жанре. На сегодняшний день литературоведы насчитали 150 венков сонетов русских поэтов, а в мировой поэзии их около 600.

    Франческо Петрарка (1304-1374). Итальянское Возрождение

    Его называли первым человеком Ренессанса и основателем классической филологии. Франческо Петрарка получил образование юриста, стал священником, однако жил не по принципу теоцентризма. Петрарка объездил всю Европу, находясь на службе у кардинала, начал свою литературную деятельность в селении Воклюз на юге Франции. Всю жизнь он толковал древние рукописи и отдавал предпочтение античным классикам - Вергилию и Цицерону. Многие свои стихотворения, включая сонеты, Петрарка поместил в сборник "Канцоньере", что в дословном переводе означает "Книга песен". В 1341 году за литературные заслуги его увенчали лавровым венцом.

    Особенности творчества

    Главная черта Петрарки - любить и быть любимым, однако эта любовь должна относиться не только к женщине, но и к друзьям, родным, природе. Эту идею он отразил в своем творчестве. Его книга "Канцоньере" имеет отношение к музе Лауре де Нов, дочери рыцаря. Сборник писался практически все жизнь и имел две редакции. Сонеты носят название "На жизнь Лауры", второй - "На смерть Лауры". Всего в сборнике - 366 стихов. В 317 сонетах Петрарки прослеживается временная динамика чувств. В "Канцоньере" автор видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой мадонны. Он идеализирует Лауру, но она не теряет и своих реальных характеристик. Лирический герой испытывает все невзгоды и мучится, что ему приходится нарушать священный обет. Самый известный сонет автора - 61, в котором он рад каждой минуте, проведенной со своей возлюбленной:

    "Благословен день, месяц, лето, час
    И миг, когда мой взор те очи встретил!"

    Сборник Петрарки - поэтическая исповедь, в которой он выражает свою внутреннюю свободу и душевную независимость. Он переживает, но не жалеет о любви. Он словно оправдывается и прославляет земную страсть, ведь без любви человечество не может существовать. Стих-сонет отражает эту идею, и ее продолжают поддерживать поэты более позднего времени.

    Джованни Боккаччо (1313-1375). Итальянское Возрождение

    Великий писатель Ренессанса (наиболее известен своим произведением "Декамерон") был незаконнорожденным ребенком, поэтому изначально к нему относились с презрением, но талант одержал верх, и юный поэт получил признание. Смерть Петрарки настолько тронула Боккаччо, что он написал в его честь сонет, в котором раскрыл мысль бренности земной жизни.

    "К Сеннуччо, к Чино присоединился,

    И к Данте ты, и пред тобой

    Тогда сокрытое от нас предстало зримо."

    Джованни Боккаччо посвящал сонеты Данте Алигьери и другим гениям, а главное - женщинам. Своих возлюбленных он называл одним именем - Фьяметта, однако его любовь не такая возвышенная, как у Петрарки, а более приземленная. Он немного изменяет жанр сонета и воспевает красоту лица, волос, щек, губ, пишет о своем влечении к красавице и описывает Плута и любимца женщин ожидала суровая участь: разочаровавшись в натуре прекрасных созданий и потерпев предательство, Боккаччо в 1362 году принял духовный сан.

    Пьер де Ронсар (1524-1585). Французское Возрождение

    Родившись в семье состоятельных и знатных родителей, Пьер де Ронсар имел все возможности для получения хорошего образования. В 1542 году он подарил скудной французской поэзии новые стихотворные размеры и рифмы, за что и был заслуженно назван "королем поэтов". Увы, за свои успехи он жестоко расплатился и потерял слух, но его не покидала жажда самосовершенствования. Передовыми античными поэтами он считал Горация и Вергилия. ориентировался на творчество своих предшественников: он знал, что такое сонет, и описывал красоту женщин, свою любовь к ним. У поэта было три музы: Кассандра, Мари и Елена. В одном из сонетов он признается в любви к некоей темноволосой и кареглазой деве и уверяет ее, что ни рыжеволосые, ни светлоокие никогда не вызовут в нем светлых чувств:

    "Я карих глаз живым огнём пылаю,
    Я серых глаз и видеть не желаю…"

    Уильям Шекспир (1564-1616). Английское Возрождение

    Помимо великолепных комедий и трагедий, занесенных в сокровищницу мировой литературы, Шекспир написал 154 сонета, представляющих особый интерес для современных литературоведов. О его произведениях говорили, что "этим ключом он открывал свое сердце". В некоторых сонетах писатель делился своими душевными переживаниями, а в других был сдержанным, драматичным. Шекспир посвящал четырнадцатистрофные стихотворения своему другу и Смуглой Леди. Каждому сонету свойственен номер, поэтому нетрудно выявить градацию чувств автора: если в первых произведениях лирический герой восхищается красотой, то после 17 сонета приходят мольбы о взаимности. В стихотворениях под номером 27-28 это чувство - уже не радость, а наваждение.

    Сонеты Шекспира писались не только на любовные темы: иногда автор выступает в роли философа, мечтающего о бессмертии, и осуждает пороки. Тем не менее женщина для него - существо совершенное, и он с уверенностью утверждает, что красоте суждено спасти мир. В знаменитом сонете 130 Шекспир восхищается земной красотой своей возлюбленной: ее глаза не сравнить со звездами, цвет лица далек от оттенка нежной розы, но в последнем двустишии он уверяет:

    "И все ж она уступит тем едва ли,

    Кого в сравненьях пышных оболгали."

    Итальянские, французские и английские сонеты: сходства и отличия

    Ренессанс подарил человечеству множество шедевров литературы. Начавшись в Италии в тринадцатом веке, немного позже эпоха перешла во Францию, а через два столетия - в Англию. Каждый писатель, будучи выходцем из той или иной страны, привносил в форму сонета некоторые изменения, но неизменной оставалась наиболее актуальная тематика - воспевание красоты женщины и любви к ней.

    В классическом итальянском сонете катрены писались на две рифмы, терцеты же разрешалось писать как на две, так и на три, а чередования мужских и женских рифм было необязательным. Иными словами, ударение в строфе могло падать как на последний, так и на предпоследний слог.

    Во Франции был введен запрет на повторение слов и использование неточной рифмы. Катрены от терцетов строго отделялись друг от друга синтаксически. Поэты эпохи Возрождения из Франции писали сонеты десятисложником.

    В Англии было введено новшество. Поэты знали, что такое сонет, но вместо его привычной формы, состоящей из двух катренов и двух терцетов, было три катрена и одно двустишие. Заключительные строфы считались ключевыми и несли в себе выразительную афористическую сентенцию. Таблица демонстрирует нормированные варианты рифм в разных странах.

    Сонет сегодня

    Четырнадцатистрофная оригинальная форма стиха успешно эволюционировала и в творчество современных писателей. В двадцатом веке самой распространенной являлась французская модель. После того как Самуил Яковлевич Маршак блестяще перевел сонеты Шекспира, авторов заинтересовала английская форма. Последняя пользуется спросом даже сейчас. Несмотря на то что все сонеты были переведены выдающимися гениями литературы, интерес к этому жанру остается актуальным до сих пор: в 2009 году Александр Шаракшанэ выпустил сборник с переводами всех сонетов Шекспира.