Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Власти раскрыли расходы на первое за шесть лет повышение выплат военным
  • Десктопные CRM: дегустация бесплатного сыра Общие и личные отчеты
  • Бизнес-стратегия, примеры планирования, определение вариантов, как разработать стратегию бизнеса, как она вияет на лидерство и на конкурентов, как проводить ее аудит, как воплощать планы Стратегия развития компании пример
  • Как принять правильное решение?
  • Консультация как одна из форм работы с педагогами Как правильно вести консультации психолога
  • Как сдать экзамен в техникуме и колледже: рекомендации экспертов Как сдать физику если тупой
  • Каковы правила обособления дополнений? Предложения с обособленными дополнениями Какие обороты называются обособленными дополнениями

    Каковы правила обособления дополнений? Предложения с обособленными дополнениями Какие обороты называются обособленными дополнениями

    Обороты (уточняющие дополнения) с предлогами кроме, несмотря на, помимо, вместо, исключая, включая, наряду с, вопреки, сверх, даже, за исключением, при наличии, то есть, или (в значении «то есть») и другими всегда обособляются и отделяются запятой: Никто, кроме Наташи, не мог утешить убитую горем графиню. Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артёма, братья крепко любили друг друга. Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Л.Т.)

    Обособление распространённых обстоятельств с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, при наличии, при условии, вопреки, согласно, по причине факультативное и зависит от степени распространённости предложений и от цели, речевой задачи автора высказывания.

    Таблица 9 - Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

    1 Выделяются запятыми

    Деепричастия с зависимыми словами (деепричастный оборот), а также несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу, независимо от места:

    Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул. (П.). Искрясь и сверкая, с деревьев осыпался иней. Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову, ещё убранную цветами. (П.)

    Одиночные (если они не имеют значения наречия, их можно заменить глаголами):

    Поговорив, они разошлись (поговорили и разошлись)

    2 Запятая не ставится

    Если деепричастия с зависимыми словами превратились в устойчивые сочетания:

    Они работали засучив рукава. Немного погодя пошёл дождь.

    При одиночных деепричастиях, имеющих значения наречия и примыкающих непосредственно к сказуемому (их можно заменить другим наречием):

    Мы шли молча (тихо). Малыш ел не спеша (медленно). Мертвая старуха сидела окаменев; лицо её выражало глубокое спокойствие. (П.)

    При одиночных деепричастиях, выступающих в роли наречий. Такие деепричастия превращаются в наречия и не обособляются в любой позиции:

    Между деепричастиями и деепричастными оборотами, соединёнными союзами и, или, а:

    Упав и сильно испачкавшись, ребёнок громко заплакал.

    Таблица 10 - Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения, оборотов со значением исключения, включения, замещения

    Уточняющие (в предложении обязательно должно быть два однородных обстоятельства места или времени, тогда второе, уточняющее обстоятельство, обособляется)

    отделяются запятыми:

    • - обстоятельства места и времени: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, запряжённых в сани, поджидая Давыдова, собравшегося ехать в район (Шол.); Вечером, после целого дня суеты, усталые, возвращались мы в знакомый домик железнодорожника. (Сп.);
    • - определения, обозначающие размер, цвет, форму и другие признаки: Акимов слегка отступил от колеи, проложенной лыжами Лукьянова, встал за толстый, в два обхвата, тополь. (Марк.)

    Поясняющие (обозначают то же понятие, но по-другому называют его)

    • 1) ставится запятая, если присоединяются к уточняемым словам:
      • - союзами то есть, иначе, именно, а именно, или (=то есть) и др.: На белом чистом песке тут и там виднелись ряды разноцветной гальки, то есть камешков;
      • - словами даже, в том числе, в частности, например, особенно и др.: Строители, возводя новую многоэтажку в западном районе города, изрядно повредили колхозный сад, особенно молодые сливовые деревца;
    • 2) ставится тире, если союзы отсутствуют, но их можно вставить: Это было на лекции, посвящённой фонетике - разделу языкознания, в котором изучаются звуки речи.

    Обороты со значением исключения, включения и замещения

    • 1) дополнение, обозначающее прямой и косвенный объект действия, тесно связан с глаголом и не обособляется;
    • 2) обособляются обороты с предлогами за исключением, исключая, кроме, помимо (обозначают предмет, исключаемый из ряда других): Этому пациенту могут быть предписаны все виды процедур, кроме водных. (Внимание! Обороты с предлогами кроме и помимо могут обособляться и в значении включения в ряд объектов!);
    • 3) обособляются обороты с предлогами сверх, наряду с, вместо: К Пасхе, сверх обычного набора разнообразных, традиционных для нашей кухни блюд, христиане пекут куличи, красят яйца, готовят творожные «пирамидки»;
    • 4) не обособляется оборот с предлогом вместо, если его можно заменить словами взамен, за: Вместо кубанки казак надел модную шляпу.

    Тема урока . Условия обособления дополнения

    Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

    Тип урока : урок усвоения новых знаний

    Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

    Ход урока

      Актуализация опорных знаний учащихся

    1.Фронтальный опрос

      Какие члены предложения называются обособленными?

      Назовите известные вам обособленные члены предложения.

      Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

    II . Сообщение темы и цели урока

      Восприятие и первичное осознание нового материала

    1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

      Какие дополнения обособляются?

      Каковы основные значения обособленных дополнений?

    (Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

    2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

    Предлоги

    + сущ.

    Примеры

    Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

      включая, наряду

    Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

      за исключением, исключая

    Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

      вместо, помимо

    Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

      «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

      «сверх кого-чего-либо»;

    «вдобавок к кому-чему-либо»

    Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

    Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

    вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

      Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

      Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

      Выделите границы обособленного дополнения.

      Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

      Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

      Обособьте дополнение.

      Практическое применение новых знаний

    1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

    Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

    1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

    Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

    2. Лингвистический тренинг

    Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

    3) обозначают предметы, замещающие другие.

    1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

    2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

    3.Вместо фруктов он купил овощи.

    4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

    5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

    6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

    7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

    8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

    3. Творческая работа

    Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

      Работа с текстом

    Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

    В приморском парке

    В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

      Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

      Какова основная мысль текста?

      Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

      Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

      Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

      Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

      Написание каких слов следует объяснить?

      Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

      Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

      Подведение итогов урока.

      С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

      Каковы условия обособления дополнений?

      В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

      Домашнее задание

    Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

    Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

    Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

    Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

    Оборудование: таблицы, карточки

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

    Запятая меду частями БСП:

      части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

      тесно связаны между собой по смыслу,

      обычно кратки,

      произносятся тоном перечисления,

      между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

    Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

    Точка с запятой между частями БСП:

      части БСП менее связаны по смыслу,

      более распространены,

    Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

    Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

    III. Объяснение нового материала.

    1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

    2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

    Алгоритм анализа БСП:

      найти грамматические основы;

      определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

      поставить необходимый знак препинания;

      построить схему БСП.

    3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

    На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

    Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

    Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

    Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

    Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

    Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

    Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

    2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

    5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

    Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

    В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

    Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

    А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

    Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

    Народы знают: правда есть!

    Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

    6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

    1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

    пояснение : .

    2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

    3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

    4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

    5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

    6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

    7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

    8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

    9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

    IV. Подведение итогов урока.

    V. Выставление оценок.

    VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

    3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

    4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

    5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

    6 Упражнения для закрепления:

    7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

    8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

    9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

    10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

    11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

    Обособлением называется пунктуационное и интонационное выделение какого-либо члена предложения. На письме обособляются второстепенные члены предложения. Рассмотрим случаи обособления дополнений.

    Дополнения, выраженные именами существительными с предлогами , могут присоединяться к главному слову (чаще всего глаголу-сказуемому) с помощью предлогов кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. со значением:

    включения,

    исключения,

    замещения , т. е. ограничительным или расширительным значением.

    Отряд, за исключением трех-четырех человек , по обыкновению распался на группки .

    Дополнения, выраженные существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряд у с и т. п., интонационно выделяются в речи, а на письме, в начале и в конце предложения, могут обособляться запятой .

    Помимо книг , на столе лежали бумаги, ручки.

    Сверх всякого ожидания , сын показал хорошие результаты на ЕГЭ.

    Дополнения, выраженные существительным с предлогом кроме, обособляются .

    В доме не было никакой другой мебели, кроме стула , стола и лежанки .

    Оборот с предлогом кроме может иметь и значение исключения , и значение включения:

    Кроме хозяйки , в избе никого не было. - Значение исключения : хозяйка была, а больше никого не было .

    Кроме кусков коры на столе лежали связки сухих трав, коренья . - Значение включения : все перечисленное лежало на столе .

    Обычно не обособляется оборот с предлогом кроме со значением включения в предложениях, где есть тесная смысловая связь между компонентами.

    Кроме основных заклинаний в книге были записаны и другие важные для колдовства сведения .

    Оборот кроме того в значении вводного сочетания всегда выделяется запятыми :

    Баба-Яга давно помнила все заклинания наизусть, кроме того , она и книгу-то давно потеряла .

    Оборот с предлогом вместо может включать существительные, обозначающие действия и предметы. В первом случае оборот всегда выделяется запятыми:

    Вместо ответа , Бага-Яга протянула сосновую шишку.

    Во втором случае обособление необязательно:

    Вместо знакомого леса Баба-Яга увидела непроходимую темную чащу.

    Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется :

    Вместо сторожевой собаки у Бабы-Яги жил злющий черный кот.

    Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.

    Список литературы

    1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и другие. Русский язык.
    2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
    3. Все об осложненных предложениях ().
    4. Знаки препинания при обособленных дополнениях ().
    5. Упражнения ().
    6. Тесты ().
    1. Розенталь Д.Э. и др. Справочник. ().
    2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
    3. Презентация «Обособленные дополнения» ().

    Домашнее задание

    Задание: расставьте знаки препинания, опираясь на правило обособления дополнений.

    1. Кроме немногих ракит всегда готовых к услугам да двух-трех тощих берез мы ничего не увидим.
    2. Отец кроме французской орфографии ничего основательно не знал.
    3. Кроме хищников дневных орлов ястребов и соколов в наших лесах живут и различные ночные филины совы сычи.
    4. Редактор слушал его и помимо своей воли улыбался.
    5. Вместо голых утесов увидел я около себя зеленые горы и деревья.
    6. В задней комнате дома сырой и холодной на убогой кровати покрытой лохматой буркой с попоной вместо подушки лежал Чертопханов уже не бледный а изжелта-зеленый.
    7. К великому удивлению Каштанки столяр вместо того чтобы испугаться вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек.
    8. Я уже начинал думать что иного места кроме литературы нет для меня.
    9. Слова подавшие повод к нашей ссоре показались мне еще гнуснее когда вместо непристойной насмешки я увидел в них обдуманную клевету.
    10. За исключением немногих незначительных недостатков Полутыкин был отличный человек.

    §1. Обособление. Общее понятие

    Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

    Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

    1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
    2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
    3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

    Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .

    §2. Обособленные определения

    Обособленные определения делятся на:

    • согласованные
    • несогласованные

    Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

    (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

    Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

    (несогласованное обособленное определение)

    Согласованное определение

    Согласованное обособленное определение выражается:

    • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
    • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

    Примечание:

    Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

    Он, сытый, быстро заснул.

    Несогласованное определение

    Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

    Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

    Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

    Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
    Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

    Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

    Структура определения

    Структура определения может быть различной. Различаются:

    • одиночное определение: взволнованная девочка;
    • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
    • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

    1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

    Она, взволнованная, не могла заснуть.

    (одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

    Взволнованная, она не могла заснуть.

    (одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

    2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

    Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

    Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

    Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

    (обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

    3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

    Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

    (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

    Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

    Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

    Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

    Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

    Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
    Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя .
    Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

    Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

    (добавочное значение причины)

    Даже заболевшая, мать ходила на работу.

    (добавочное значение уступки)

    Таким образом, для обособления важны различные факторы:

    1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
    2) какова структура определения,
    3) чем выражено определение,
    4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

    §3. Обособленные приложения

    Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

    1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

    2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

    Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

    Он, отличный врач, очень помог мне.

    Отличный врач, он очень помог мне.

    Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

    Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

    Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

    Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

    Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

    Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

    А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

    Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

    (почему? по какой причине?)

    Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

    В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

    Примечание:

    Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

    В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

    Примечание:

    Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

    Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

    §4. Обособленные дополнения

    Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

    Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

    «ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

    §6. Обособление сравнительных оборотов

    Сравнительные обороты обособляются:

    1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:

    • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
    • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

    2) с союзом как и :

    Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

    Сравнительные обороты не обособляются , если:

    1. носят фразеологический характер:

    Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

    2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

    Мы ходим как по кругу.

    (Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )

    3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :

    Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

    4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

    Сад был как лес.

    О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

    §7. Обособленные уточняющие члены предложения

    Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:

    Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

    Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

    Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

    Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

    1) с помощью союзов: то есть, а именно :

    Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

    2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:

    Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

    Проба сил

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?

    2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

    3. Какими могут быть обособленные определения?

      • распространённые и нераспространённые
      • согласованные и несогласованные
    4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

    5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

      • если выражается добавочное обстоятельственное значение
      • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
    6. Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

    7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

      • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
      • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
    8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

    9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?

    10. Вконтакте

      Обособляются факультативно (в зависимости от смысловой нагрузки, объема оборота, подчеркивания его роли в предложении и т.д.) имена существительные с простыми или составными предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. (условно называемые дополнениями) со значением включения, исключения, замещения, т.е. ограничительным или расширительным значением, например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, развешанного по углам, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек (Чехов); Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами (Б Полевой); Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных (Шолохов); Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (Горький), Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Короленко).

      Оборот с предлогом кроме может иметь значение исключения и включения. Ср.:

      • а) Кроме чаек, в море никого не было (Горький); Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов); Все улыбнулись, кроме лейтенанта (Казакевич);
      • б) Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков (Гоголь); Кроме старика, в этот день приходило к нам еще двое (Чехов); Теперь слышались, кроме грачиных, человеческие голоса (А. Н. Толстой).

      Обычно не обособляется оборот с предлогом кроме со значением включения в предложениях типа: Кроме зарплаты они получают премиальные. Иногда обособление необходимо для внесения ясности в предложение; ср.:

      • 1) Кроме записей живой диалектной речи, на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (записи живой диалектной речи являются дополнительным источником к уже имеющимся на местах);
      • 2) Кроме записей живой диалектной речи на местах, имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (записи на местах являются дополнительным источником к имеющимся другим источникам). Без обособления предложение было бы двузначным. Оборот кроме того в значении вводного сочетания всегда выделяется запятыми.

      Оборот с предлогом вместо употребляется в двух случаях: в качестве дополнения, зависящего от сказуемого, и в качестве особой конструкции, не управляемой глаголом-сказуемым. Ср: Вместо голых утесов я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья (Пушкин) (оборот связан со сказуемым, так как можно «увидеть голые утесы»). - Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин) (оборот синтаксически не связан со сказуемым, так как не образуется словосочетание «подать ответ»). В первом случае обособление не обязательно, во втором - оборот с предлогом вместо, как правило, обособляется; ср. также: Вместо ответа на какой-то запрос, Зурин захрипел и присвистнул (Пушкин).

      Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется, например: Вместо шляпы на ходу он надел сковороду (Маршак); Вместо шубы надел пальто; Пошел дежурить на кухню вместо товарища, Сел в кабину вместо шофера.