Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Как поступить в МВД: полное руководство
  • Исковое заявление о защите прав потребителей, связанных с оказанием услуг ненадлежащего качества Исковое заявление о нарушении прав потребителя пример
  • Что такое профессиональная переподготовка?
  • Если жена не работает: хорошо или плохо это для брака?
  • Перерасчет пенсионного обеспечения Исковое заявление о пересчете пенсии
  • Договор мены недвижимого имущества Договор мены недвижимого имущества образец
  • Классификация расходов организации. Бюджетная классификации РФ: необходимость применения и виды В чем заключается необходимость классификации расходов

    Классификация расходов организации. Бюджетная классификации РФ: необходимость применения и виды В чем заключается необходимость классификации расходов

    Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

    Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

    Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

    1. классификацию доходов бюджетов;
    2. классификацию расходов бюджетов;
    3. классификацию источников финансирования ;
    4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
    Кроме того, предусмотрена классификация:
    • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
    • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • видов РФ.
    Рис. 4 Бюджетная классификация

    Бюджетная классификация доходов

    Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

    Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

    Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

    Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

    Бюджетная классификация расходов

    Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

    • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
    • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
    • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
    См.также: Расходы бюджета

    Функциональная классификация расходов бюджетов

    Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

    Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

    В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
    • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
    • 0200 — Судебная власть
    • 0300 — Международная деятельность
    • 0400 — Национальная оборона
    • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
    • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
    • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
    • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
    • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
    • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
    • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
    • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
    • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
    • 1400 — Образование
    • 1500 — Культура, искусство и кинематография
    • 1600 — Средства массовой информации
    • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
    • 1800 — Социальная политика
    • 1900 — Обслуживание государственного долга
    • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
    • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
    • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
    • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
    • 2400 -Исследование и использование космического пространства
    • 3000 -Прочие расходы
    • 3100 -Целевые бюджетные фонды
    Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

    На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

    Ведомственная классификация расходов бюджета

    Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

    Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

    Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

    Экономическая классификация расходов бюджета

    Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

    Группами расходов являются:

    Название

    Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

    В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

    Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

    Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

    Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

    Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

    Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

    В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

    Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

    • 100 Доходы;
    • 200 Расходы;
    • 300 Поступление нефинансовых активов;
    • 400 Выбытие нефинансовых активов;
    • 500 Поступление финансовых активов;
    • 600 Выбытие финансовых активов;
    • 700 Увеличение обязательств;
    • 800 Уменьшение обязательств.

    Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

    Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

    Бюджетная классификация РФ

    По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

    Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

    1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);

    2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);

    3) подвид доходов (разряды 14–17);

    4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).

    Структура кода классификации доходов бюджетов

    Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

    Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

    · группу (разряд 4);

    · подгруппу (разряды 5, 6);

    · статью (разряды 7, 8);

    · подстатью (разряды 9–11);

    · элемент (разряды 12, 13).

    Группа доходов имеет следующие значения:

    · 100 – налоговые и неналоговые доходы;

    · 200 – безвозмездные поступления.

    Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

    В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

    КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

    Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

    Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
    программа подпрограмма

    Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

    Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

    Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

    Пример классификации расходов бюджетов

    Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

    Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

    Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

    Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

    В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

    Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

    · код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);

    · коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);

    · код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).

    Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

    Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

    Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

    При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

    Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

    · 01 – федеральный бюджет;

    · 10 – бюджет поселения.

    Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

    1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
    1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
    2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
    3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

    Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

    Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

    Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
    0100 - Общегосударственные вопросы;
    0200 - Национальная оборона;
    0300 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
    0400 - Национальная экономика;
    0500 - Жилищно-коммунальное хозяйство; 0600 - Охрана окружающей среды; 0700 - Образование; 0800 - Культура, кинематография; 0900 - Здравоохранение; 1000 - Социальная политика; 1100 - Физическая культура и спорт; 1200 - Средства массовой информации; 1300 - Обслуживание государственного и муниципального долга;
    1400 - Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

    Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

    Основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

    Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:
    0701 - Дошкольное образование;
    0702 - Общее образование;
    0703 - Начальное профессиональное образование;
    0704 - Среднее профессиональное образование;
    0705 - Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
    0706 - Высшее и послевузовское профессиональное образование;
    0707 - Молодежная политика и оздоровление детей;
    0708 - Прикладные научные исследования в области образования;
    0709 - Другие вопросы в области образования.

    В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

    На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

    Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

    Код целевой статьи состоит из семи знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования 1.

    Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

    По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез - 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки - код федеральной целевой программы. Например:
    1000200 - Федеральная целевая программа «Культура России {2012-2018 годы)»
    1000600 - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
    1001200 - Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах».

    Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:
    - код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
    - код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

    Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

    Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

    Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:
    210 - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
    220 - оплата работ, услуг;
    230 - обслуживание государственного (муниципального) долга;
    240 - безвозмездные перечисления организациям;
    250 - безвозмездные перечисления бюджетам;
    260 - социальное обеспечение;
    290 - прочие расходы.

    За определенный отрезок времени, которые документально подтверждены, экономически обоснованы и те, что полностью переносят стоимость на реализацию продукции в этот период.

    Основная классификация

    Существуют такие виды расходов:

    • затраты на сырье и материалы;
    • на труд работников;
    • капитальные расходы (амортизация, рента);
    • средства, потраченные на производственные услуги (страхование, почта, транспорт);
    • специальные затраты (отчисления и налоги).

    В современной экономике существует несколько классификаций расходов.

    По типу встречаются следующие виды расходов:

    • Одноэлементные. Сюда входят затраты на сырье, ресурсы и оплату труда.
    • Накладные расходы или косвенные. К ним относятся налоги, амортизация, различные отчисления, административно-хозяйственные затраты. Этот вид накладывается отдельно на каждое изделие, чтобы высчитать размер, который составляют издержки.
    • Особые издержки. Это затраты на изготовление моделей, транспортные и почтовые расходы, а также премиальные или комиссионные вознаграждения работникам.

    Статьи расходов

    Отдельные позиции, которые характеризуют некоторые виды затрат, и являются статьями расходов.

    Исходя из мест возникновения, существует такая классификация видов расходов:

    • затраты на сырье, материалы, содержание персонала и помещений;
    • производственные затраты, отдельные суммы на заработные платы;
    • административные затраты, которые возникают в управленческом аппарате;
    • затраты по сбыту.

    Виды расходов исходя из отношения к занятости:

    • переменные затраты, зависящие от объемов производства;
    • постоянные или твердые затраты, не зависящие от коэффициента производств (арендная плата, налоги, амортизация).

    Все виды расходов обязательно фиксируются на предприятиях и в оранизациях.

    Статьи расходов в соответсвии с объемами производства делятся на:

    • Пропорциональные расходы. Они соответствуют объемам производства. Например, таким, как средства для закупки основного и вспомогательного материала.
    • Сверхпропорциональные затраты возникают в случаях сверхурочных часов рабочих или перегрузке машин. В этом случае расходы превышают объем производства.
    • Субпропорциональные затраты возникают в том случае, если речь идет об оптовых закупках или других массовых действиях на производстве.

    Бюджетные расходы

    Расходы бюджета – это часть денежных средств, которые направлены на финансовое обеспечение функций, а также некоторых задач, которые стоят перед государством или органами местного самоуправления.

    Учет бюджетных расходов на всех уровнях базируется на единой методологической основе, нормативах бюджетной обеспеченности, а также на денежных затратах для оказания государственных услуг, которые устанавливаются исключительно правительством Российской Федерации.

    Классификация

    Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.

    Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:

    • затраты на инвестиции, которые делаются в действующие структуры или же вновь созданные;
    • денежные средства, которые предоставляются в качестве бюджетного кредита юридическим лицам;
    • затраты на проведение ремонтных работ или расходы, связанные с модернизацией или усовершенствованием оборудования;
    • расходы, благодаря которым расширяется имущественное владение Российской Федерации или ее муниципальных учреждений, а также других субъектов;
    • иные затраты, которые входят в капитальные расходы России в соответствии с официальной экономической классификацией и действующим законодательством.

    Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.

    Текущие затраты бюджета необходимы для того, чтобы обеспечить текущее функционирование органов местного самоуправления, государственной власти, любых бюджетных организаций. Они предназначены также для государственной поддержки целым отраслям экономики. Для этого создаются дотации, субсидии, субвенции и прочее. К данной категории относятся также некоторые бюджетные расходы, которые не входят в категорию капитальных.

    Резервный фонд

    Расходная часть бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации предусматривает резервные фонды. Размер данного фонда не превышает 3% от утвержденных затрат федерального бюджета.

    Денежные средства из резервного фонда расходуются в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. К таким относятся: аварийно-восстановительные работы после стихийных бедствий, ЧП на предприятиях, которые влекут за собой страшные последствия. Порядок расходования этого фонда регулируется нормативно-правовыми актами Правительства России.

    Когда появляются новые виды расходов, их финансирование производится в начале очередного финансового года и только в том случае, если они внесены в бюджет. При установлении источников финансирования исключается вариант увеличения дефицита бюджетных средств.

    Формы расходов бюджетов

    Предоставление средств бюджета имеет следующие формы:

    • ассигнования на содержание муниципальных организаций и бюджетных учреждений ;
    • средства на оплату услуг и работ, которые выполняются физическими и юридическими лицами в рамках муниципальных контрактов;
    • трансферты для населения, социальные выплаты гражданам;
    • ассигнования для некоторых государственных полномочий, которые передаются на последующие уровни власти;
    • ассигнования на компенсацию внеплановых затрат, которые возникают в результате принимаемых правительством решений;
    • кредиты иностранным государствам;
    • средства на погашение государственных или других муниципальных долгов;
    • бюджетные кредиты для юридических лиц, в том числе и налоговые кредиты, рассроченные платежи или другие обязательства;
    • субвенции, субсидии для юридических и физических лиц;
    • бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии для бюджетов других уровней или государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

    Материальные расходы

    Материальные затраты с целью исчисления налогов на прибыль делятся на:

    • те, что идут на приобретение сырья, материалов, которые используются в производстве продукции или оказании услуг;
    • те, которые уходят на покупку материалов для упаковки товаров, предпродажную подготовку, а также на проведение испытаний или контроль качества;
    • те, что обеспечивают инструменты, инвентарь, приспособления, спецодежду и другие средства для индивидуальной и коллективной защиты, которые предусмотрены законодательством;
    • обеспечивающие комплектующие изделия, а также изделия, которые подвергаются монтажу, или полуфабрикаты, которые проходят дополнительную обработку у налогоплательщика;
    • те, которые позволяют приобрести топливо, воду и энергию всех видов, которая расходуется на отопление помещений, увеличение мощности производства;
    • такие, которые позволяют пользоваться посторонними услугами: транспортные, грузовые, почтовые средства, контроль качества продукции и др.;
    • связанные с сохранением окружающей среды: уничтожение опасных отходов, чистка сточных вод, плата за допустимые выбросы.

    Материальные расходы – это денежные средства, которые покрывают затраты производства.

    Прямые расходы

    Затраченные средства, которые связаны с производством определенных товаров и относятся к их себестоимости, называются прямыми расходами. Для промышленных организаций – это заработные платы рабочим, основные материалы, ресурсы, сырье, полуфабрикаты, топливная энергия и прочее.

    Для сельского хозяйства – это средства на оплату труда, социальное страхование, посадочный материал (рассада, семена), корм, удобрение, транспортные затраты.

    В капитальном строительстве прямые расходы включают в себя зарплату рабочим, траты на материалы и сырье, покупку деталей и строительных конструкций. Сюда включены затраты на эксплуатацию строймашин и прочих механизмов.

    Для научных организаций существуют свои прямые расходы. К таковым относятся: закупка специального оборудования для научно-эксперементальных работ, заработные платы, затраты на работу, которая выполняется посторонними организациями или предприятиями.

    Расходы организации

    Снижение экономической выгоды в связи с выбытием активов (в виде денег или другого ценного имущества), а также возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капиталов, называется расходами организации.

    Виды расходов предприятия делятся на активы и пассивы. Активы способны приносить прибыль в будущем, пассивы – не способны.

    Расходами организации не являются:

    • внеоборотные и нематериальные активы;
    • скупка ценных бумаг;
    • финансовое вложение в другие организации;
    • погашение кредитов;
    • аванс, задаток за работу или услуги.

    Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО.

    В соответствии с международными стандартами РАСХОДЫ – убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия.

    Затраты отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно. Принципы формирования себестоимости продукции определяются Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», а также другими нормативными актами.

    В Положении разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет других источников финансирования. Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

    Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

    1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

    2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

    3) для осуществления контроля и регулирования.

    В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

    В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

    Классификация затрат для расчета себестоимости

    Затраты в принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие.

    По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям . Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

    • материальные затраты;
    • затраты на оплату труда;
    • отчисления на социальные нужды;
    • амортизация основных средств;
    • прочие затраты.

    По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Примерные статьи калькуляции, отражающие затраты на производство продукции:

    1) сырье и материалы;

    2) возвратные отходы (вычитаются);

    3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

    4) топливо и энергия на технологические нужды;

    5) основная заработная плата производственных рабочих;

    6) дополнительная заработная плата;

    7) отчисления на социальные нужды;

    8) расходы на подготовку и освоение производства;

    9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

    10) цеховые расходы;

    11) общезаводские;

    12) потери от брака;

    13) прочие производственные расходы.

    По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

    Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

    Прямые – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт.

    Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие.

    Материалы могут быть основными и вспомогательными. Вспомогательные – гвозди для мебели, болты в автомобили, клей и т.д. – косвенные общепроизводственные.

    Прямые трудовые – расходы по оплате труда основных производственных рабочих. Эти затраты можно снизить путем повышения эффективности. Остальные затраты труда, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий – косвенные. Это механики, контролеры и другие вспомогательные рабочие.

    Косвенные (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства.

    По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные.

    Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат.

    Накладные расходы делятся на две группы:

    Накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством;

    Накладные общехозяйственные – организация и управление предприятием.

    Общепроизводственные – 1) РСЭО – амортизация оборудования и транспортные средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергозатраты на оборудование, услуги вспомогательных производств, заработная плата рабочих, износ МБП и пр.; 2) общецеховые – производственное управление, подготовка и организация производства, амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание аппарата управления производственного подразделения и т.д.

    Общехозяйственные – административное управление, расходы по техническому, производственному управлению, расходы по управлению снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью; на подготовку, набор, отбор, обучение персонала, оплату услуг внешних организаций (аудиторских) ремонт зданий, сооружений, инвентаря, налоги, сборы, платежи.

    По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.

    Классификация затрат для планирования и принятия решений

    Одной из функций управления затратами является планирование расходов. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и непланируемые.

    Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затрата обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Непланируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.