Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Как поступить в МВД: полное руководство
  • Исковое заявление о защите прав потребителей, связанных с оказанием услуг ненадлежащего качества Исковое заявление о нарушении прав потребителя пример
  • Что такое профессиональная переподготовка?
  • Если жена не работает: хорошо или плохо это для брака?
  • Перерасчет пенсионного обеспечения Исковое заявление о пересчете пенсии
  • Договор мены недвижимого имущества Договор мены недвижимого имущества образец
  • Причины принятия россией «конвенции о правах ребенка. Лекция об истории принятия конвенции о правах ребенка и ее основных положениях - документ Принятие конвенции

    Причины принятия россией «конвенции о правах ребенка. Лекция об истории принятия конвенции о правах ребенка и ее основных положениях - документ Принятие конвенции

    ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РОССИЕЙ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

    К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.

    Одной из основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится реализовать права человека и детей в том числе.

    По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».

    Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка».

    СТРУКТУРА КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

    Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.

    Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

    Первая часть Конвенции

    · Статьи 1-4 определяют понятие « ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

    · Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

    · Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

    · Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

    · Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

    · Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

    · Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

    Вторая часть Конвенции

    · Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

    А также о правах

    Третья часть Конвенции

    · Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. Настоящая дата стала точкой отсчета новой эпохи в обеспечении защиты прав человека.

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - главный источник, на котором базируется правоприменительная деятельность Суда.

    Она для Суда - "единый и единственный кодекс", причем одновременно и материально-правовой, и судоустройственный, и процессуальный.

    Конвенция - сравнительно небольшой документ. В ныне действующей редакции 1998 г. ее основной текст составляют короткая преамбула и 59 статей, разбитых на три раздела.

    Первый раздел "Права и свободы" (ст. 2 - 18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел "Европейский суд по правам человека" (ст. 19 - 51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила. Третий раздел "Различные положения" (ст. 52 - 59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.

    Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы "составляют единое целое".

    Официальные языки Совета Европы - английский и французский, соответственно и Конвенция принята на двух этих языках, причем, как особо оговорено в ее ст. 59, "оба текста имеют одинаковую силу". Уровень идентичности текстов достаточно высок, и двуязычие не порождает труднопреодолимых разночтений и различий. Тем не менее отдельные расхождения, несоответствия, юридико-технические погрешности были выявлены правоприменительной деятельностью Суда.

    В каждом государстве-участнике есть перевод Европейской конвенции на язык страны. Он прилагается к закону (акту) о ратификации, носит тем самым официальный характер и, как правило, публикуется в официальном издании законодательных и иных нормативных актов.

    По своему функциональному назначению нормы Конвенции делятся на две основные группы: организационно-процессуальные и материально-правовые.

    Первые сконцентрированы в разделе II "Европейский суд по правам человека" и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, его компетенцию, статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные, предмет которых - определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной деятельности Палат Суда и др.

    Материально-правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности Суда. Они относятся к нормам первого раздела Конвенции "Права и свободы" и дополняющим его Протоколам. По существующей классификации правовые нормы в общей теории права можно отнести к правоохранительным, но не в смысле карательных норм уголовно-правового характера, а в значительно более широком плане - к нормам, которые гарантируют. И в смысле гарантии охраняют права человека, предусмотренные Конвенцией в тех случаях, когда это не удалось сделать в рамках национального правопорядка.

    Структурная особенность материально-правовых норм Конвенции состоит в том, что они являются нормами-диспозициями и в них нет указания на санкцию.

    Но это не значит, что санкции нет. Конвенция предусматривает ее как общую для всех норм. Она содержится в ст. 41 "Справедливая компенсация". Признав, что имело место нарушение Конвенции, Суд вправе присудить потерпевшей стороне денежную компенсацию, которую ей обязано выплатить в трехмесячный срок государство-ответчик.

    По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля ("европейского контроля") за соблюдением прав человека властями государств-участников.

    Судебная практика. Давний доктринальный спор о том, является ли судебная практика источником права в отношении судебной практики Европейского суда, решается однозначно позитивно: ее правотворческая роль не отрицается.

    Благодаря ей последовательно детализировался и расширялся каталог прав, находивших защиту в Суде, сжатые определения наполнялись широким содержанием, формулировались нормы, которые лишь explicite не выражены в тексте Конвенции, а в действительности в скрытом виде содержатся в ней. Близко к правотворчеству и создание в ходе многолетней правоприменительной деятельности целого ряда правовых позиций (стандартов), принципиальных установок, которые сегодня отличимы от конвенционных норм главным образом по их происхождению.

    При решении конкретного дела Суд, как правило, ссылается на предшествующие решения по данной или близкой категории дел, равно как и на решения по сопутствующим вопросам, возникшим в ходе рассмотрения данного дела. Принято ссылаться на ближайшие решения - "из числа последних". Вместе с тем особым авторитетом пользуются решения (многим из них уже немало лет), которые можно назвать "модельными": в них впервые или наиболее детальным образом выражены соответствующие правовые позиции и установки Суда.

    Если окончательный вывод Суда по конкретному делу отличается от ранее сложившейся судебной практики, Суд всегда указывает причины и приводит аргументы, обосновывающие изменение его позиции. Суд дорожит стабильностью и преемственностью своей судебной практики.

    Роль судебной практики в правоприменительной деятельности такова, что дает вполне достаточное основание говорить о прецедентном праве, но несколько в особом плане. Суд руководствуется сложившейся судебной практикой, опирается на нее, но он не обязан следовать прецеденту в строго обязательном порядке. Суд неоднократно высказывался в том смысле, что он "не связан своими предшествующими решениями".

    Иные источники права. В сущности говоря, речь идет не об источниках права в строго формальном значении, а об определенных нормативных факторах, которыми Суд во многих ситуациях руководствуется при рассмотрении конкретных дел. Суд не может основывать на них свое решение по делу, но в то же время не может вынести решение, не соответствующее, а тем более противоречащее им. Кратко укажем соответствующие документы:

    Устав Совета Европы, и прежде всего его преамбула и ст. 3, где сформулированы ведущие принципы этой международной организации: свобода личности, политическая свобода и верховенство права;

    Иные "общие принципы права, признаваемые цивилизованными странами" (п. 1 (c) ст. 38 Устава Международного суда ООН);

    Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., на связь с которой Европейской конвенции прямо указывает ее преамбула, и соответственно важнейшие международные пакты о правах человека, принятые в рамках ООН в развитие Всеобщей декларации, и прежде всего Пакт о гражданских и политических правах;

    Венская конвенция о праве международных договоров должна быть отмечена особо, поскольку Суд признал обязательным для себя исходить из установленных ею правил при толковании норм своего Основного закона - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

    Правовые позиции. Под ними понимаются сложившиеся в правоприменительной практике установки, из которых исходят при рассмотрении конкретных дел; подтвержденные многократным применением толкования правовых понятий и норм; критерии, выработанные практикой для рассмотрения определенных категорий дел, и др. В отличие от прецедента, который предопределяет решение дела по существу, правовые позиции - это лишь правовой инструментарий, использование которого Судом отнюдь не предрешает исход дела. Правовые позиции не следует смешивать и с основополагающими, "высокими" принципами права и правоприменительной деятельности;

    Процессуальные позиции. Речь идет не столько о процессуальных правилах, сколько о том, что условно можно назвать методологией рассмотрения определенных категорий дел, набором (системой) определенных вопросов-критериев, ответы на которые обязательны для обоснования решения по делу. Таким процедурным стандартам Суд следует неукоснительно. Необходимо особо оговорить, что решения, построенные по стандартной схеме, вовсе не обязательно стандартны по существу; ничто не мешает Суду выходить за рамки схемы в той мере, в какой требуют обстоятельства дела.

    Международные нормы о правах человека можно представить в качестве некоего "фундамента". С практической точки зрения это означает, что в тех странах, где государственные органы уполномочены применять международные нормы о правах человека непосредственно, человек при обращении в национальные судебные или иные инстанции может напрямую ссылаться на нормы соответствующих международных договоров.

    Однако международное сотрудничество в области прав человека не может сводиться лишь к установлению определенных стандартов в области материальных прав человека. Для того чтобы в полном объеме пользоваться правами, человеку необходимо иметь также и возможность защитить данные права, что является неотъемлемой гарантией осуществления прав. Ведь человек должен иметь возможность не только беспрепятственно пользоваться правами, что представляется немаловажным, но и способ восстановить свое право, а в некоторых случаях и получить справедливую компенсацию.

    В связи с вышесказанным особое место в системе международно-правовой защиты прав человека занимает Европейская конвенция.

    Хронологически Конвенция последовала непосредственно за Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Каталог прав, гарантируемых Конвенцией, мало чем отличается по содержанию от Декларации. Не случайно при подготовке Конвенции звучали голоса: а нужна ли она вообще? Сможет ли она добавить что-либо существенное к уже сказанному? Однако в споре "универсалистов" с "регионалистами" победили последние.

    Решающую роль к тому же сыграла идея "европейского единства", а если чуть точнее, то "европейского единения".

    Вышедшая из Второй мировой войны с немалыми геополитическими, экономическими, социально-политическими потерями Западная Европа видела будущее в экономической и политической интеграции. Ради этого возникли экономические интеграционные образования (превратившиеся сегодня в Европейский союз). Был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения и принята Европейская конвенция.

    Вместе с тем идея "единения Европы" тесно переплелась с традициями "европоцентризма" - притязаниями на особую роль Европы в создании современной цивилизации, ее основных ценностей, в том числе стандартов политической демократии и правовой государственности. Конвенция была призвана не просто развить Декларацию прав человека, но и подтвердить традиционно ведущую роль Европы в создании и развитии демократических правовых институтов.

    По замыслу ее авторов, она не могла стать лишь слегка измененной копией Всеобщей декларации, а должна была внести нечто принципиально новое в складывавшуюся систему международно-правовой защиты прав человека. Ею стало создание наднациональной юрисдикции, призванной обеспечить конкретную практическую реализацию прав, предусмотренных Конвенцией, и тем самым не позволить ей стать всего лишь декларативным документом.

    Из 66 статей Конвенции собственно каталогу прав посвящалось менее 20, а подавляющее большинство определяли организацию и порядок деятельности особого наднационального, достаточно сложного юрисдикционного механизма. Его основной задачей являлось применение норм Конвенции к конкретным ситуациям.

    Принципиально новым и важным стал отказ Конвенции от традиционных представлений о компетенции постоянных международных судебных органов как ограниченной исключительно спорами между государствами. Она допустила прямое обращение граждан в созданную ею наднациональную юрисдикцию. Судебная защита прав граждан перестала быть исключительной прерогативой соответствующих государств. Именно в этой связи Совет Европы называл Конвенцию "беспрецедентным по своей значимости международным договором". Благодаря ей был сделан важный шаг на пути признания международной правосубъектности гражданина.

    Европейская конвенция "в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней" (ст. 19), предусматривает создание специального органа - Европейского суда по правам человека, действующего на постоянной основе. В соответствии со ст. 34 Конвенции "Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или Протоколах к ней".

    Необходимо отметить, что право индивидуального обращения лица в международный орган за защитой нарушенных прав само по себе не является правом безусловным. Основным условием служит то, что подобное право возникает у человека только в том случае, если государство само оказалось не в состоянии защитить нарушенные права человека собственными средствами. Данное условие выражается в одном из главных принципов международного процессуального права - требовании об исчерпании внутренних средств правовой защиты. Он и является следствием субсидиарной природы защиты прав человека на международном уровне. Суть его состоит в том, что прежде чем обратиться в международные органы за защитой своих прав, человеку необходимо исчерпать все имеющиеся средства на национальном уровне. Анализируя данное правило, ученые отмечают, что в основе его лежит принцип уважения суверенитета и юрисдикции государства, которое обладает необходимой компетенцией для рассмотрения подобного вопроса в своих собственных судебных органах или каким-либо иным образом.

    Данное правило не следует рассматривать как ограничивающее или препятствующее осуществлению защиты прав человека на международном уровне. Оно связано с тем, что, как отметил в одном из своих решений Европейский суд, "государству должны быть предоставлены все возможности, для того чтобы исправить любое нарушение своих международных обязательств путем использования внутренних правовых средств, до того как оно подвергнется рассмотрению и/или контролю на международном уровне".

    Показательно то, что за всю историю существования европейского механизма защиты прав человека отмечалось всего два случая, когда государства отказывались исполнить решения Суда, причем оба случая привели к постановке в острой форме вопроса о членстве недобросовестных государств в Совете Европы.

    Таким образом, механизм рассмотрения индивидуальных жалоб, созданный в рамках Совета Европы, дает более впечатляющие результаты по сравнению с деятельностью в этом отношении Комитета по правам человека ООН, хотя объем прав, защищаемых Европейской конвенцией, значительно уже по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах (к такому выводу пришли эксперты Совета Европы в своем докладе Комитету министров Совета Европы в сентябре 1970 г.).

    Статья 1. Определение ребенка

    До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.

    Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

    Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

    Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.

    Статья 4. Осуществление прав Конвенции

    Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.

    Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

    Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.

    Статья 6. Право на жизнь и развитие

    Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.

    Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей

    Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

    Статья 8. Сохранение индивидуальности

    Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.

    Статья 9. Разлучение с родителями

    Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

    Статья 10. Воссоединение семьи

    Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.

    Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

    Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.

    Статья 12. Уважение взглядов ребенка

    Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.

    Статья 13. Свобода выражения и информации

    Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям

    Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

    Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.

    Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

    Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.

    Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

    Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

    Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

    Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.

    Статья 18. Ответственность родителей

    Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

    Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

    Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.

    Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

    Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.

    Статья 21. Усыновление

    Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.

    Статья 22. Дети-беженцы

    Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.

    Статья 23. Дети-инвалиды

    Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.

    Статья 24. Здоровье и здравоохранение

    Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

    Статья 25. Периодическая оценка при попечении

    Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.

    Статья 26, Социальное обеспечение

    Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.

    Статья 27. Уровень жизни

    Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

    Статья 28. Право на образование

    Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

    Статья 29. Цели образования

    Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

    Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

    Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.

    Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

    Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

    Статья 32. Детский труд

    Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.

    Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

    Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.

    Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

    Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.

    Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

    Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.

    Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

    Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.

    Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

    Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.

    Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

    Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

    Статья 39. Восстановительный уход

    Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.

    Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

    Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.

    Статья 41. Применение наивысших норм

    Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны. Статья 42. Распространение информации о Конвенции

    Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.

    Статьи 43-54. Обязательства государств

    Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

    Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

    Что такое конвенция

    Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, когда ее подписали 20 государств. Она содержит 54 статьи, в которых подробно описаны права несовершеннолетних детей. В международном законодательстве конвенция отличается от декларации тем, что после подписания страной документа, он приобретает статус закона и считается обязательной для исполнения. Декларация носит рекомендательный характер.

    Подписание и ратификация

    Конвенция о правах ребенка на данный момент в мире подписана 193 странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В нашей стране она имеет статус закона.

    История создания

    Конвенция о правах ребенка была создана не на пустом месте. Первую попытку законодательно обратить внимание на проблемы детей предприняли в 1923 году, в Женеве была подписана Декларация о защите детей, в 1924 году ее поддержала V Ассамблея Лиги

    Объединенных Наций. Вернулись к ней только в 1948 году. Вопрос о правах ребенка встал тогда на одном из заседаний ООН. На это были серьезные причины. Миллионы детей после Второй мировой войны остались сиротами, потеряли здоровье. Но принятый документ опять имел декларативный характер, он же лег в основу конвенции принятой в 1989 году.

    Факультативные протоколы

    Конвенция о правах ребенка — это законодательный акт, собравший в себя все права ребенка, находившиеся разрозненно в разных областях права. В 2000 году к Конвенции добавили еще два протокола, первый осуждает вовлечение детей в вооруженные конфликты, второй - об осуждении торговли детьми, о недопустимости привлечения детей к занятию проституцией и порнографией. Россия подписала пока только первый.

    Российский закон о детях

    Права ребенка в России обеспечены не только Конвенцией, но и нашим родным законом. Закон № 124 — ФЗ от 24 июля 1998 года перекликается с международным законодательством. Главным принципом российского закона о защите детства является то, что ребенок имеет права, но не имеет обязанностей. Главным правом ребенка признается право проживать в семье и воспитываться родителями. Закон закрепляет за ребенком в первую очередь гражданские и политические права. Гражданские — это те, которые гарантируют защиту государства, уважение

    личного достоинства и отстаивание интересов (родителями, органами опеки), защита от эксплуатации и привлечения к обороту наркотиков, защита от занятия проституцией и порнографией.

    Право на образование

    В нашем государстве законодательно гарантировано бесплатное получение образования. Но в последнее время всеми обсуждается реформа школы. Если копнуть в нее глубже, то можно заметить изменение стандарта образования. То есть изменение сетки часов и количества предметов. Возникает вопрос о том, почему снижают часы основных предметов, сокращая часы на изучение темы. Становится ясным, что новый стандарт рассчитан на одаренных детей, которые схватывают все на лету. А что делать остальным? Нанимать репетиторов или оплачивать дополнительные занятия. Будет ли такое образование бесплатным?

    Где смотреть текущий статус Венской конвенции :

    Российская Федерация — 01.09.1991

    СССР присоединился к Конвенции 23-ого мая 1990 года (см. Постановление Верховного Совета Союза ССР от 23-ого мая 1990 года, N 1511-1; опубликовано в: "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР", N 23 от 6 июня 1990 г.). Документ о присоединении был размещен на хранение 16 августа 1990 года (см. уведомление депозитария от 05.12.1990 г.). Таким образом, в СССР Конвенция вступила в силу 1-ого сентября 1991 года.

    При присоединении к Конвенции СССР заявил в соответствии со статьями и Конвенции, что любое положение статьи 11, статьи 29 или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи или его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие на территории СССР.

    24 декабря 1991 года Российская Федерация , сделав заявление о том, что она приняла на себя в полном объеме ответственность по всем обязательствам СССР согласно Уставу ООН и межгосударственным договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, стала участницей Конвенции ООН О договорах международной купли-продажи товаров. Таким образом, следует считать, что в России Конвенция вступила в силу 01.09.1991 г.

    Правопреемство Российской Федерации при исполнении международных договоров — от 13.01.1992 г. (опубликована в журнале "Дипломатический вестник" МИД РФ, № 2-3 от 31 января-15 февраля 1992, стр. 34.)

    История опубликования в России текста Конвенции изложена Александром Мурановым в статье "История официального опубликования в Российской Федерации Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) в связи с проблемой применения в России ее международных договоров". Статья подготовлена для публикации в Московском журнале международного права.

    Украина — 01.02.1991

    На территории Украины Конвенция вступила в силу 1-ого февраля 1991 года. Указ Президиума Верховной Рады Украинской ССР о присоединении Украинской ССР к Конвенции (№ 7978-XI) был издан 23-ого августа 1989 года (опубликован в: "Відомості Верховної Ради України", 1989 г., № 36, стат. 445). Документ о присоединении был размещен на хранение 3-его января 1990 года (см. уведомление депозитария от 05.03.1990.

    При присоединении к Конвенции Украина подобно СССР заявила в соответствии со статьями и Конвенции, что любое положение статьи , статьи или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи или его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие на территории Украинской ССР.

    Приоритет международных договоров, «согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины», закреплен среди прочего ст. 10 ГК Украины (о применении Конвенции к отношениям сторон, коммерческие предприятия которых находятся на территории России и Украины, см., например, решение АС гор. Москвы от 11.04.2012 г.).

    См. также: Ю. Медведев , «Імплементація норм міжнародного права у право України: зміст і способи реалізації » (Публічне право, 2014, № 1. С. 129-135) — в формате PDF.

    Текст Конвенции на украинском языке доступен в рамках постатейного вывода. См. пример для .

    Беларусь — 01.11.1990

    Беларусь заявила о своем присоединении к Конвенции 25 августа 1989 года, в совершение чего был издан Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 25.08.1989 года № 2847-XI (опубликован в: СЗ Белорусской ССР, 1989 г., № 25, ст. 261). Таким образом, Беларусь присоединилась к Конвенции с 1 ноября 1990 года.

    При размещении на хранение документа о присоединении к Конвенции Белорусская ССР также сделала заявление об обязательном соблюдении письменной формы сделки в отношении договоров международной купли-продажи товаров (см. уведомление депозитария от 27.12.1989 г.).

    Германия — 01.01.1991

    В Федеративной Республике Германия Gesetz zu dem Übereinkommen der Vereinten Nationen vom 11. April 1980 über Verträge über den internationalen Warenkauf sowie zur Änderung des Gesetzes zu dem Übereinkommen vom 19. Mai 1956 über den Beförderungsvertrag im internationalen Strassengüterverkehr — Закон о присоединении к Конвенции Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г., а также о внесении изменений в Закон о присоединении к Конвенции от 19 мая 1956 года о договорах международной автомобильной перевозки грузов (CMR) — был подписан и подготовлен Федеральным Президентом к опубликованию 5 июля 1989 года (опубликован в: ). Ранее Закон был принят Бундестагом 20 апреля 1989 года. Решения Бундесрата по вопросу присоединения к Конвенции состоялись 23 сентября 1988 и 12 мая 1989 года.

    Ратификационная грамота Федеративной Республикой Германия была размещена на хранение 21 декабря 1989 года, что послужило основанием для вступления Конвенции в силу на территории ФРГ 1 января 1991 года (см. уведомление депозитария от 16.03.1990 г.).

    При ратификации Конвенции Федеративная Республика Германия заявила, что она не будет применять статью (1)(b) в отношении любого государства, сделавшего заявление о том, что это государство не будет применять статью (1) (b), в соответствии с которой Конвенция применяется и тогда, когда согласно нормам международного частного права, применимо право государства, присоединившегося к Конвенции.

    В Германской Демократической Республике Конвенция вступила в силу 1 марта 1990 и применялась на территории ГДР вплоть до ее присоединения 3 октября 1990 года к сфере действия Основного закона ФРГ, после чего ее действие на территории новых федеральных земель было возобновлено 1 января 1991 года.

    Сравнительный анализ положений Венской конвенции и законодательства Германии содержится в статье И. Аладьева , опубликованной в 2018 году, — полный на русском языке в формате PDF.

    Австрия — 01.01.1989

    В Австрии Конвенция вступила в силу и применяется к возникшим на ее территории правоотношениям начиная с 1 января 1989 года (Конвенция опубликована: ). Основанием для этого явился факт размещения 29-ого декабря 1987 г. на хранение ратификационной грамоты.

    Парламентские материалы: 38-ого заседания Национального совета (25.11.1987, с. 4305); 494-ого заседания Бундесрата (03.12.1987, с. 21332); правительства в связи с внесением законопроекта на рассмотрение Национальным советом (в том числе комментарий отдельных положений Конвенции) от 12.05.1987 г.

    Швейцария — 01.03.1991

    В Швейцарии начало процедуры ратификации Конвенции было положено 11 января 1989 г. Указанным днем датируется Послание Союзного совета (правительства Швейцарии) О Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (опубликовано в: ). 7 июня 1989 года Конвенция была одобрена Советом кантонов. Решение Национального совета состоялось 5 октября 1989 года. В обоих случаях обсуждение проходило без каких-либо осложнений и не имело на своем пути препятствий, осложнявших его течение(см.: StenBull. SR 1989 III 229-231; StenBull. NR 1989 IV 1658f.). Федеральное собрание одобрило Конвенцию 6-ого октября 1989 года (решение Федерального собрания опубликовано в: BBl. 1989 III 953).

    Документ о присоединении был размещен на хранение 21-ого февраля 1990 (уведомление депозитария от 15.03.1990), что в отношении Швейцарии явилось основанием для вступления Конвенции в силу 1-ого марта 1991 года. См. →