Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
  • Информация о налоговой декларации Кто обязан подать декларацию 3 ндфл
  • Что такое проскомидия, как и за кого можно подавать записку
  • Сталинские репрессии — причины, списки репрессированных и реабилитированных жертв
  • Приходные и расходные кассовые ордера: порядок оформления, правила заполнения и образец
  • Фундаментальные исследования
  • Святыня земли черкасской. Рафаи́ла Чигиринская (Тартацкая) Поскольку вы здесь…

    Святыня земли черкасской. Рафаи́ла Чигиринская (Тартацкая) Поскольку вы здесь…

    Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.

    Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи. Еще в детстве ее сердце возгорелось пламенной любовью ко Господу. Будучи ребенком, она часто уединялась в молитве, умилялась церковными песнопениями. А в отроческом возрасте испросила родительское благословение на поступление в монастырь. С юных лет Раиса воспитывалась и духовно возрастала в лоне Свято-Троицкой обители под мудрым руководством мастистых стариц и опытных духовников. На фоне мирного течения тихой монастырской жизни она с усердием несла различные послушания и слыла прекрасной умелицей. Особо удивляла она сестер своим искусным вышиванием и ткачеством ковров. Долгие годы спустя люди бережно сохраняли рушники, украшенные работой матушки. Но более всего любила Раиса церковные службы. Одаренная от Творца богатым голосом и прекрасным слухом, она не переставала постоянно славить Его. Клиросное послушание было для нее наиболее желанным. Достоверно известно, что матушка знала наизусть Псалтырь – его непрестанное чтение стало в тяжелое время ее главной поддержкой. А еще эта раба Христова восхищалась прекрасным творением Божьим – цветами. Обладая художественным вкусом, она благолепно украшала ими храмы, выращивала в своей келии и в «райском саду» – обители целые оранжереи. И особо любила розы.

    Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.

    29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении). Верная дочь и воспитанница обители была назначена матерью ее сестер в самое сложное, и, казалось, абсолютно безысходное время. Она трезво осознавала, что жезл ее настоятельства был жребием мученичества. Невысокая ростом, по-женски слабенькая телом, матушка Рафаила имела твердую веру, и во всем уповала лишь на Господа. Воистину, «сила Божия в немощи человеческой совершалась». (II Кор.12 :9)

    С первых месяцев открытых гонений на монастырь игуменья, по духовному рассуждению с сестрами, решила игнорировать все увеличивающееся давление властей, угрозы вероятной расправы и не оставлять место своего монашеского подвига. Она стремилась следовать, по милости Божией, Христовой заповеди: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (МК.13,13)

    Неистощимое упование на Промысел Божий придавало ей особую устойчивость в тех обстоятельствах, в которых другие неизбежно отчаивались. Ибо в тот период многие люди унывали от скорбей и безысходности сложившейся ситуации, некоторые поддавались обманным соблазнам и шли на поводу человеческой слабости. Сколько мудрости, сил и твердости нужно было тогда иметь, чтобы показать своим монастырским дочерям, что успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь непоколебимым стоянием в вере до конца. И самое главное – требовался личный пример.

    Факты свидетельствуют, что матушка Рафаила предпринимала множество действий, чтобы сохранить уставную жизнь обители и уберечь овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов. Не теряя благодушия, и даже любовью к врагам, принимала она нашествие новых, уже не знающих Бога людей. Осознавая то, что конфискация монастырских помещений в пользу советских властей неизбежна, она первая предложила Чигиринскому руководству поселить в обители детей-сирот. Заботливая христианка пыталась помочь им пережить тяжелое время голода и гражданской разрухи за счет монастырских запасов и казны, а также спасти их души под опекой монахинь. И кроме этого дальновидная мать-хозяйка считала, что квартирование колонистов будет менее болезненно для обители, чем что-либо другое. Ведь советские управители могли использовать монастырскую базу в иных, более кощунственных целях.

    Прослеживая ход событий ликвидации Свято-Троицкой обители, можно отметить, что при всем внешнем сатанинском давлении безбожные власти вынуждены были часто считаться с поступками и действиями председательницы общины – матушки Рафаилы. Ее духовная рассудительность и проницательность помогали избегать безвыходных ситуаций, а при столкновении с агрессивными богоборцами она зачастую выходила победительницей по духу. Они даже немного побаивались ее, а от этого и тайно ненавидели, вынашивая план мести. «Ибо праведник одной жизнью своею обличает кривых, лукавых и лицемерных. И чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур» (И.А.Ильин, русский философ).

    Окончательное закрытие монастыря все же вынудило небольшую группу оставшихся сестер переселиться в частный дом, находившийся в городе Чигирине по улице Дворянской № 69 (ныне – ул.Парижская), где проживала в то время православная богобоязненная семья. Незадолго до этого матушка благословила 37-летнюю послушницу Татьяну Ивановну Павленко выйти замуж за благочестивого многодетного вдовца Дмитрия Дмитриевича Рясика и стать ему помощницей в воспитании чад. Мужественные исповедницы веры объединились в их небольшом, но духовно уютном домике, где жили аскетически, стяжали непрестанную молитву и творили смиренное монашеское делание. Среди них была бывшая монастырская казначея – матушка преклонных лет Елпидифора (Прокопович) и регент церковного хора – мать Епистимия (фамилия неизвестна).

    Вскоре это житейское пристанище стало спасительным духовным оазисом для многих людей и местом молитвы гонимого духовенства. Там совершались богослужения, во время которых подвижники имели возможность совершать сердечное покаяние и напитывать свои души причащением Святых Христовых Таинств, проходили душеспасительные беседы и тайные встречи великих церковных мужей. В этом доме были те, кто без страха и смущения вскоре украсились венцом мученичества за православную веру: о.Алексий (Еримович), о.Андрей (Лапчинский), о.Киприан (Олейник), о.Сергий (Земницкий), о.Тимофей (Храпаченко), о.Феодосий (Педорич), схиархимандрит Аваккум (Старов), монахи Онуфриевского монастыря. Пройдут годы и имена этих бесстрашных Христовых исповедников будут записаны в небесной Книге Жизни, а земная история отметит:

    «Различен их возраст, но одна вера; неодинаковы подвиги, но то же самое мужество» (свят. Иоанн Златоуст).

    Разумеется, что в условиях всеобщего сатанинского разгула враг рода человеческого шипел злобой и лютостью, видя в Чигирине столь благодатный очаг Господнего служения. Он разжигал к нему всеобщую неприязнь и презрение соотчичей, вызывал непонимание близких, натравливал властей. А затем, под покровом темноты, совершил свое дело тьмы.

    Августовской ночью 1926 года в домик, где ютились матушки, кто-то настойчиво постучал. Это был местный Христа ради юродивый Варфоломей, славившийся своей прозорливостью и предсказаниями. Блаженный метался под окнами и звал: Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!». На что игуменья твердо ответила: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю». Спустя некоторое время в дом ворвалась группа активистов местной антирелигиозной организации «Безбожник» во главе с её руководителем – чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к дереву, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь. Хозяина не было дома, дети испугались и с ужасом наблюдали происходящее. Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени и усердно молили Пречистую о помощи. Неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой.

    Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорняя (позже она приняла постриг с именем Маргарита), проживавшая неподалеку. После того, как нелюди покинули скотобойню, она тайно пробралась туда и откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка еще недолго дышала и затем, на руках у сестры, отошла ко Господу. Монахини похоронили игуменью Рафаилу на городском Казанском кладбище. Могилку увенчали небольшим металлическим крестом – боялись дальнейших поруганий нечестивых над прахом праведницы.

    ПРОСЛАВЛЕНИЕ И МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ РАФАИЛЫ, ИГУМЕНИИ ЧИГИРИНСКОЙ

    «Праведник, яко финикс процветет: яко кедр иже в ливане умножится» (Пс.13 :91)

    Десятки лет, сквозь мрак бездуховности и забвения истинного прошлого тянулась к маленькой надгробной насыпи матушки Рафаилы незарастающая тропа народной памяти. Ибо там постоянно, хотя и незримо для человеческого глаза, но выразительно ощутимо для людской души горел светильник Божией благодати. С великой любовью и почтением много лет ухаживала за этим особым погребением Мария Устиновна Нагорняя (монахиня Маргарита) и твердо верила, что придет время – и о подвиге игумении Рафаилы узнают все. Она вела летопись сердца и чувствовала, что у престола Господня убиенная страдалица молится за поруганную обитель и оскверненные святыни, за прощение грехов и безумных поступков соотчичей. Знала, что наступит час земной славы великой угодницы Христовой и надмогильная лампадка воссияет на черкасской земле великим светом Господней милости и неописуемых чудес. Ибо «дивен Бог во святых своих»! (Пс.63 :36).

    Монахиня Маргарита была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти И.Л.Саламащенко – главного организатора зверских издевательств над матушкой Рафаилой. На его погребение чигиринцев буквально согнали. Гроб этого мучителя был закрыт, но даже при этом невыносимо смердел. Во время похорон родные не могли к нему приблизиться, а люди не заходили во двор.

    Помнила монахиня Маргарита множество чудных помощей и удивительных знамений, происходивших по молитвенной просьбе на могиле игумении Рафаилы. В 1976 году мать Маргарита ушла из жизни, повелев похоронить себя, недостойную, рядом с великой мученицей.

    С 1999 года заботу о могиле матушки Рафаилы, по благословению протоиерея Анатолия Прикотенко, взяла на себя прихожанка Чигиринского Казанского храма Валентина Васильевна Калашник (бывшая тогда в тайном монашеском постриге с именем Екатерина). У гроба мученицы получила она исцеление и духовное укрепление. Не ведала тогда монахиня, что пройдет время и матушка Рафаила благословит ее стать своей преемницей – настоятельницей разрушенного, но в будущем восстановленного Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря.

    В начале XXI века, после духовной оттепели, поток людей на Казанское кладбище к захоронению убиенной игуменьи усилился. Необъяснимым образом Угодница Христова звала к месту своего упокоения больных, нуждающихся и страждущих не только из черкасского края, но и из отдаленных мест. И всех утешала, исцеляла данною ей от Господа силою, дарованною за подвиг благочестивой жизни и мученического исповедания православной веры.

    О ее прижизненных муках узнавали со слов старожилов молодые. Однажды пришел на могилу семинарист Александр Михайлюта (позже он станет священником Чигиринского благочиния и участником процесса канонизации преподобномученицы) и помолился матушке. Очень хотелось юноше попасть в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Но, к сожалению, денег на это не было. Отходя от места захоронения, он услышал нежный женский голос: «Не грусти. Скоро поедешь». Александр подумал, что к могиле подошла смотрительница Валентина Васильевна. Молодой человек оглянулся, но вокруг никого не было. Испуганный, он побежал из кладбища. Изумлению Александра не было предела, когда в скором времени ему действительно удалось побывать в Почаеве. В день отправления туда паломнической группы неожиданно появилось два свободных места. Добродетель отдал одно из них Александру – совершенно бесплатно.

    10 декабря 2003 года настоятелем Казанского собора г.Чигирина протоиереем Анатолием Прикотенко и его родным братом – священником Спасо-Преображенского монастыря протоиереем Николаем Прикотенко были подняты из-под спуда нетленные останки игумении Рафаилы. В могиле также сохранились четки матушки, погребальный крест, камилавка. Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала страдалица. Гробница с мощами мученицы была поставлена для молитвенного поклонения в помещении нижнего Свято-Георгиевского храма чигиринского Казанского собора.

    П реподобномученица Р афаила Ч игиринская

    В середине августа 2004 года рака начала сильно благоухать. Дивный запах разливался по церкви около двух недель. Время это было не случайным. Ибо, согласно воспоминаниям старожительницы Лидии Ивановны Постригань, матушку Рафаилу замучили именно в середине августа. Но точной даты, к сожалению, установить так и не удалось. Благоухание от мощей повторялось в следующие годы еще несколько раз.

    24 мая 2005 года в соборном Казанском храме города Чигирина архиепископом Софронием, Черкасским и Каневским, в присутствии множества духовенства и огромного количества богомольцев, был совершен торжественный чин прославления преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской. Факт официальной канонизации и причисление Божией угодницы к Небесному собору – это явление святой миру, означающее, что она, пострадавшая за Христа, может служить для всех членов церкви образцом веры и что к ней можно и должно обращаться в молитвах всем православным христианам, имеющим нужду в небесном заступничестве.

    Мощи святой установлены в правом приделе верхней церкви собора под чудотворной иконой Богородицы «Одигитрия».После открытия в 2006 году Свято-Троицкого чигиринского женского монастыря они несколько раз переносились в обитель. 10 декабря 2008 года рака с мощами была принесена в Свято-Троицкий монастырь на празднование дня памяти преподобномученицы. После торжеств эта святыня, по благословению владыки Софрония, осталась в монастыре – теперь уже навсегда.

    Ныне всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом преклоняет колена пред гробницей великой угодницы Божией – преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской и с горячей молитвой просит заступничества угодницы Христовой и ходатайства перед Богом о себе и своих ближних, получает благодатную помощь и дивные исцеления. Ее душа сияет перед Богом таким чистым, таким ярким светом, что если только не быть слепым к тому, что «не от мира сего, но свыше», невольно чувствуешь, приближаясь к этой святыне, внутреннюю перемену. Сразу становится легче, словно в тебе внезапно обновляется образ Божий. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Взирая на самое тело святого, удостоившееся быть окровавленным за исповедание Христово, хотя мы были боязливее всех, можем ли не возыметь великой ревности, когда это зрелище, как бы как огонь, проникает в нашу душу и призывает нас на такой же подвиг? Для того Бог и оставил нам тела святых, чтобы мы имели в них урок величайшего любомудрия».

    Много чудес и удивительных случаев происходило по молитвам к преподобномученице Рафаиле в канун ее прославления. Вот один из них. Московская журналистка Наталья Обманкина была наслышана о великой мученице и стремилась попасть в Чигирин на день ее канонизации. Для поездки ей было необходимо иметь сумму 2100 рублей. Но, к сожалению, таких денег в то время у женщины не было. Наталья молила матушку срочно помочь ей в этом. И к своему невыразимому удивлению накануне желаемого выезда получила на работе абсолютно неожиданную премию – в размере именно 2100 рублей. Оказавшись на празднике, она стала свидетелем величайшего торжества. Впоследствии Наталья написала газетную статью об этом многозначительном для людей и для нее лично событии. В ней журналистка отметила: «На фотографии, которую отец Анатолий благословил меня сделать в храме у раки с мощами игуменьи Рафаилы, четко видна полоска света над прозрачным окошком у изголовья матушки. Приняв ее за дефект снимка, я повторила его с другой стороны. Проявила пленку – сияние осталось…».

    Перед прославлением мученицы Рафаилы Владыка Софроний благословил монахиню Екатерину (Калашник) ехать в Киев и в столичных женских обителях испросить для облачения святой игуменские одежды. Путешествие это было сопряжено с большим искушением. Нечистый жестоко наказал выполняющую послушание матушку. Среди белого дня на одной из улиц Киева он явился в виде какого-то очень темного мужчины и набросился на Екатерину со словами: «Чего тебе дома не сидится, что ты здесь лазишь?». А затем злобно ее избил. Измученная монахиня добралась до Флоровского монастыря, где на службе слезно молила мать Рафаилу помочь ей выполнить архиерейское благословение – столь противное диаволу. Сестры обители, увидя страдающую прихожанку, всячески утешили ее. А затем вручили подарок – необходимое одеяние для преподобномученицы ко дню ее прославления. Знаменательно, что Господь одел Свою избранницу в облачение именно Флоровских сестер, послуживших в далеком прошлом предначальниками Чигиринской женской обители.

    Дивным образом была создана икона святой. Ее прижизненного портрета найти не удалось. Инокиня Алипия (Данилова) – насельница Стеблевского Спасо-преображенского женского монастыря, написала необычайно живой и выразительный лик преподобномученицы, совершенно не ведая об ее истинном образе. Мастерица чувствовала, что во время иконописной работы невидимая сила руководила ее рукой и мыслью. А исконный враг человеческого рода устраивал величайшие искушения. О мученической кончине Чигиринской игумении матушка Алипия узнала еще задолго до канонизации Христовой исповедницы. Приехав однажды в Чигирин на храмовый праздник, первое, куда она попала, была могилка матушки Рафаилы. Это духовное знакомство, как выяснилось позже, оказалось для инокини чрезвычайно Промыслительным.

    После открытия Свято-Троицкого монастыря небесное заступничество святой игумении над своей обителью чудесным образом проявляется постоянно. Были даже видимые случаи явления матушки Рафаилы.

    С умилительными слезами благодарности к преподобномученице рассказала игумения Екатерина такую историю. В канун первого монастырского Рождества у них в обители не было даже хлеба. Пытались что-то испечь – но муки тоже не оказалось. На следующий день совсем неожиданно в монастырь поступил перевод на значительную сумму (800 грн.). пришел он из г.Красилова Хмельницкой обл. от рабы Божией Екатерины., собравшей эту сумму в своем приходе. В Чигирине сия женщина никогда не была, а об обители узнала от своей дочери. Последняя привезла адрес святыни из Почаева. Во время паломнической поездки девушки в Лавру к ней подошла монахиня, вручила иконочку преподобномученицы Рафаилы с адресом чигиринской обители и сказала: «Нужно помочь этому монастырю». При этом матушки сразу не стало. Паломница оглянулась вокруг – но там тоже никого похожего не оказалось. Удивительным было то, что образ святой был черно-белым ксероксным изображением, а ее иконы раздавались чигиринскими сестрами только цветные.

    Знаменательным оказался для жительницы с.Билыки Полтавской области Варвары Гуль транзитный проезд в 2006 году города Чигирина. Она остановилась на его автовокзале и ожидала пересадки на рейс до Лебедина, куда направлялась с целью поступления в число сестер Лебединской обители. Утомленная дорогой, женщина сидела, наклонив голову. В это время к ней подошла неизвестная ей монахиня и утвердительно сказала: «Если хочешь спастись – иди в чигиринский монастырь». Услышав это, Варвара подняла глаза, дабы что-то спросить, но матушка вмиг исчезла. Удивленная услышанным, путешественница сразу пошла в чигиринский Казанский храм, где, расспросив его настоятеля – отца Анатолия Прикотенко, узнала о том, что в городе действительно открылась женская обитель. Вскоре, изменив свои планы, она приняла в ней постриг. Добавим, что сия раба Божия была в 40-е годы послушницей этого монастыря. О ней блаженным Варфоломеем было сказано пророчество.

    Однажды утром к настоятельнице Екатерине пришла раба Божия Светлана Матюшкина, проживающая с мужем и детьми в соседнем монастырском корпусе. Она искренне попросила прощение за сотворенный ею накануне в монастыре скандал и ругань по отношению к сестрам, а также предложила игумении свою помощь и дружбу. Женщина объяснила, что ей пришлось многое осознать и прийти к такому решению после того, как ночью к ним в дом приходила какая-то монахиня. В полночь она постучала в дверь и, обращаясь к сыну Светланы, смиренно попросила: «Прикрутите, пожалуйста, музыку, ибо она сильно громко играет, а у нас сейчас идет молитва», парень на удивление спокойно выполнил эту просьбу, лишь при этом уточнил: «А так нормально?». Матюшкины приняли матушку за одну из сестер обители, ибо одета она была в монашеское облачение и с камилавочкой на голове. Но, как оказалось позже, именно такой такой монахини среди насельниц вовсе не было. Столь необычный ночной визит (явное чудо преподобномученицы Рафаилы) вскоре преобразил, милостью Господней, жизнь всего семейства: они повернулись лицом к Богу, покрестили детей, стали приводить их на Причастие, изменили свое поведение. Матюшкины во многом начали замечать необычайную помощь святой.

    Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру. Известны случаи исцеления от наркомании, от головной и зубной боли, различных травм головы, рук и ног, по молитвам к матушке люди находят работу и жильё, покровительствует матушка водителям, путешествующим, нищим … Преподобномученице игумении Рафаиле надо молиться в первую очередь тому, кто падает под тяжестью своего Креста. Молиться о том, чтобы донести даже самый тяжелый Крест – до конца.

    Расскажу я вам сегодня о святой, которую в России мало кто знает; а заодно похвастаюсь единственной за этот тяжкий год иконой; что выпало, то выпало---больше хвалиться нечем.

    Довелось мне, будучи в гостях в Киккском монастыре на Кипре, познакомиться с архимандритом Ефремом; он-то и показал мне икону преподобномученицы Рафаилы, подаренную ему когда-то украинскими паломниками. Выглядела икона вот так:

    Отец Ефрем попросил меня подправить цветовую гамму и рисунок; я решила, что проще будет переписать всё заново, и получилось так:



    И рассказал мне отец Ефрем следующее (ох, знаю я хороших людей, которым вся эта история зело не понравится как порочащая советскую власть---но что поделать, товарищи офицеры, из песни слова не выкинешь!).

    Дело было в 1926м году на Украине, в городе Чигирине. Был в городе Свято-Троицкий женский монастырь, игуменией которого и состояла матушка Рафаила (Тертацкая); было ей к тому времени 49 лет. Монастырь советская власть закрыла, но сестры поселились вместе и продолжали сообща молиться.

    И вот однажды ночью шестеро активистов местной организации


    "Безбожник", будучи нетрезвы, ворвались в дом, схватили настоятельницу и потребовали отдать им то, что ещё не успели отобрать: богослужебную утварь и игуменский крест. Великий грех отдавать освященные сосуды в нечистые руки; игумения отказалась, и безбожники, недолго думая, попытались сжечь её заживо; и сожгли бы, если бы по молитвам рыдающих сестёр не начался сильный дождь. Тогда связанную настоятельницу увезли на бывшую скотобойню, где ей пришлось претерпеть многие мучения: над ней надругались, избили, выбили верхние зубы, по ногам проехались на телеге, раздробив кости; мученица, судя по всему, продолжала

    креститься, потому что правую руку ей тоже перебили. Искололи штыками---не чтобы убить, но чтобы помучить, потому что в землю её закопали ещё живой. Скончалась она на руках у одной из сестёр, попытавшейся спасти её из могилы. А в наше время мощи игумении Рафаилы были обретены нетленными.

    Рассказав сие, архимандрит Ефрем принялся спрашивать меня, хорошо ли знают в России и высоко ли чтят таковую великую страдалицу. И, сдаётся мне, испугался, услышав, что о Рафаиле у нас знают немногие, поелику такие истории происходили в те времена, увы, повсеместно. И самой большой жутью для него стало то, что я, пожав плечами, добавила: "Типичная советская история". Ну трудно цивилизованному человеку постичь масштаб происходившего ужаса.

    И вот моя икона---дрожите, люди!---на Киккосе... И единственная моя надежда---что отец Ефрем, на неё глядючи, не догадается, в какой обстановке она создавалась. Плохо, коллеги, когда икона пишется слишком легко; но едва ли лучше, когда рядом с ней и вокруг неё закипает круговерть злобы, страстей, уныния и страха. К счастью, икона отбыла с Тучкова буяна прежде, чем оттуда выселили кадетский корпус и меня заодно. Ну и ладно; если бы офицерьё, училки и прочая гнилая интеллигенция могли безнаказанно давить на министров и президентов, это была бы уже другая страна. Кто сказал, что советская власть умерла? нет, её не убьёшь, не задушишь.

    Вот такая история; и вот такая вещь у меня написалась в уходящем году. Будем надеяться, в наступающем будет легче. Так что всех---с наступающими праздниками!

    А куда я после выселения попала и что со мной там приключится---об этом я в следующий раз расскажу.

    /p>

    Святые Рафаил, Николай и Ирина пострадали в 1463 году, в деревне Ферми, на острове Лесбос, в монастыре, посвященном Рождеству Богородицы на холме Кариес. Их мощи, сокровенные под землей, были никому не известны и преданы тишине забвения на протяжении долгих веков турецкого владычества. Наконец, по Божию благоволению и неизреченному Божественному произволению, в 1959 году их подняли от оснований земли как драгоценное сокровище небесных даров и благодатей, после многих чудес, невероятных видений и Божественных знамений.
    Обретение мощей произошло таким образом: во время проведения раскопок на Кариеском холме был найден гроб с останками неизвестного покойника. Один нечестивый рабочий вел себя по отношению к останкам кощунственно, за что был наказан их неизвестным святым обладателем. Затем исцеленный этим же самым святым рабочий не только научился благоговению, но и стал ревностным проповедником благодати дотоле неизвестного святого. После на месте древнего монастыря Богородицы последовали многие сверхъестественные события.

    Обретенный святой, стал часто являться во сне и наяву, многим благочестивым христианам, как Христос святым и честным мироносицам, и поведал им в подробностях обстоятельства мучения его и пострадавших вместе с ним.

    Он сообщил, что его имя Рафаил, рожден он на острове Итака от любящих и богобоязненных родителей; отца звали Дионисий. В святом крещении он получил имя Георгий, в монашеском постриге был наречен Рафаилом. Господь удостоил его ангельской схимы, священства, чина архимандрита и протосингела.

    Когда царицу городов - Константинополь - захватили в 1453 году турки, Рафаил монашествовал в Македонии, имея сподвижником диакона Николая, вместе с которым они избежали нашествия «потомков агарян», вторгшихся во Фракию, и отплыли из гавани Александруполя на остров Лесбос в 1454 году. Достигнув Ферми, они поселились на холме монастыря Богородицы, игуменом и наставником которого стал святой Рафаил.

    В 1463 году турки совершили набег на монастырь, схватили монахов и многими способами мучили их за веру Христову. Святого Рафаила они схватили в Великий Четверг, после Божественной Литургии, они влачили по земле его за бороду, а затем повесили на дереве, сильно избивая и нанося раны орудиями пыток. Наконец они распилили его пилой через уста во второй день Светлой седмицы, 9 апреля 1463 года.

    Тогда же святой Николай предал свой дух Господу. Он родился в Рагиях Мидийских, согласно откровению святого Рафаила, воспитывался же и возмужал в Фессалониках, поэтому и назывался фессалоникийцем. Вместе со святым Рафаилом он явился в откровении и указал место, где нужно искать его гроб. На этом самом месте гроб с его честными мощами был обретен.

    Вместе с ними пострадала Ирина, двенадцатилетняя дочь старосты села Ферми Василия. Нечестивцы отрубили ей обе руки, затем, посадив в глубокий сосуд - пифос, подожгли непорочную деву на глазах у родителей. Ее гроб вместе с остальными был открыт после явлений святых жителям села. Вслед за Ириной приняли мученический венец и ее родители, а также дидаскал Феодор, прибежавшие в святую обитель во время вторжения турок. Родители Ирины и дидаскала Феодора, положенные в отдельные гробы, были найдены возле захоронений святых Рафаила, Николая и Ирины.

    Все это, и многое другое, в подробнейших деталях, поведали верным, онемевшим от невероятности происходящего, сами святые, повелев торжественно совершать их память во вторник на Светлой Седмице, составить службу и написать икону. После этого они сообщили жителям о том, где спрятана икона Спасителя и где находится святой источник, от которого, равно как и от мощей святых, не перестают по сей день совершаться многие исцеления и чудеса. Святые прибегают на помощь ко всем призывающим их по имени, врачуют болезни и облегчают скорби, и поистине велика слава, которую стяжали эти святые мученики от Христа!

    Свято-Троицкий Чигиринский монастырь расположен в в г.Чигирин Черкасской области. Первые упоминания о нем датируются 1542 годом. Об этом свидетельствует закладная плита 1542 года, найденная в 1925 году под престолом Свято-Троицкого храма. На ней было написано, что основателем церкви является Дмитрий Вишневецкий.

    Князь Дмитрий Иванович (в фольклоре названный Байда), православный шляхтич, магнат, был одним из первых организаторов казацких войск. На свои средства он основал первую крепость на Малой Хортице. Монастырь же был построен на окраине города, вне крепостных и городских стен. С запада к нему подходили сыпучие пески, а с трех других сторон окружали непроходимые болота. Однако имеются сведения, что место основания монастыря было указано явленной иконой Божией Матери Одигитрия.


    При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине.

    В 1654 году монастырь посетил знаменитый святитель Христов Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий. О пребывании свт. Афанасия в Чигиринском монастыре известно, что он особенно любил молиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрия. По его молитве даже лягушки, обитающие в окрестных болотах и досаждавшие молитвеннику своим «пением», на века потеряли свой голос, что отмечалось монахами и через 250 лет.

    С 1658 по 1675 Чигиринский монастырь стал местом пребывания двух Киевских митрополитов: Дионисия Балабана и Иосифа Нелюбовича-Тукальського.

    Монастырь стал женским в 1735 году, когда число вдов и невест, потерявших своих женихов в войнах, многократно превысило число мужской братии, которая не в силах была совладать с укреплением песчаных заболоченных грунтов монастыря. Монахиня Парфения, написавшая очерк о монастыре, изданный в Киеве в 1893 году, свидетельствует: «…всё здоровые обитательницы монастыря, после вечернего богослужения, переносят на своих плечах массы песка с возвышенных мест в монастыре для засыпки котловин и починки плотин…»

    На картине Т. Г. Шевченко «Чигиринский монастырь девичий» 1845 г. на переднем плане изображены кельи и обычное для Украины народное жилье в окружении могучих осокорей и садов. На заднем плане видны два храма (Свято-Троицкий и Преображения Господня), а также колокольня, построенные в середине XVIII и начале XIX в.

    Монастырь пережил униатский захват, когда игуменьей монастыря поставили «прегорькую пьяницу униатку Ястрембскую, священником же – попа униата Яна». Монахини уклонились от совращения в униатство, покинув обитель. После изгнания униатов, монахини нашли монастырь «совершенно опустошённым, кельи разрушены и всё имущество было разграблено».

    Четыре раза за свою историю монастырь уничтожался до основания. В начале 1923 г. при обители создали детскую трудовую колонию имени Г. Ф. Гринько. 18 августа 1923 Киевский губликвидком принял решение о закрытии Чигиринского Свято-Троицкого монастыря, поскольку «на территории, где имеется детский дом, недопустимо соседство монастыря. Часть насельниц во главе с матушкой игуменией Рафаилой (Раиса Васильевна Тертацкая) нашли приют в доме одной богобоязненной семьи. Там совершались службы. Многие современники смотрели на этот дом с ненавистью.

    Ночью 26 августа 1926 года, в день свв. Мефодия и Кирилла, чигиринский юродивый Варфолмей волновался, стучал в окно: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!» Ответила игуменья: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю».

    «… в дом ворвалась группа активистов местной организации «Безбожник» во главе с её руководителем чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к груше, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь… Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени… неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шест верных зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой…» Одна из послушниц монастыря «откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка ещё недолго дышала…» (1)

    Её тайно похоронили на Казанском кладбище – в «цыганском углу», поставив над могилкой маленький крест. Многие годы за этим особым погребением ухаживала монахиня Маргарита (Мария Устиновна Нагорная была свидетельницей мученической кончины игумении Рафаилы, она отрыла её ещё живой, и она же была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти чекиста Саламащенко). С 1999 года за могилой, по благословению священника, стала ухаживать монахиня Екатерина (Валентина Васильевна Калашник), нынешняя игумения Свято-Троицкой обители, которая у гроба мученицы получила исцеление и духовное укрепление.

    В 1929 г. в стенах Чигиринского монастыря была создана коммуна им. 12-го съезда Советов Шевченковщины. Впоследствии коммуна переросла в колхоз им. Ленина. Колхозники, расширяя свое производство, установили в Свято-Троице храме маслобойный.

    Весной 1932 активисты и комсомольцы города и села Витово начали трактором разрушать храмы монастыря, с помощью канатов сваливали кресты с куполов церквей, разрывали деревянные стены теплой, а затем и летней церквей. Уже в сентябре 1933 г. на месте Троицкой церкви остался один фундамент, а от церкви Преображения Господня - лишь место, где она возвышалась.


    До 1956 г. от обители сохранилось 16 монастырских корпусов, вне ограды - дом священнослужителя. В 1973 году по решению городского совета корпуса бывшей обители были отданы под квартиры местному населению.

    Новые власти также помогли разрушению монастыря, ища новые клады. На колокольне обнаружили даже неведомо кому принадлежащее имущество – драгоценные предметы, золото, ковры, ткани, имеющие, как всегда, историческую ценность.

    Вся территория вокруг храмов, вокруг монастыря – некрополь, здесь лежат кости огромного числа казаков, монахов, монахинь, мирян… В 1972 году монастырский некрополь разрыли, превратив его в песчаный карьер. «С останками захоронений чигиринцы (от мала до стара) поступали кощунственно: костями бросались, черепами играли в футбол или натыкали их на палки и с ироническими насмешками возили по городу. Особенно досталось малоистлевшим останкам. Старожилы рассказывали, что в процессе разрушения иногда извлекали из могил практически полностью сохранившиеся тела и облачения». Песок из карьера решили использовать для отсыпки дороги к электростанции, которую так и не построили.

    В 2003 году в город вернулась чудотворная заступница Чигирина – икона Божией Матери Одигитрия.

    12 декабря 2006 архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в сослужении многочисленного духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери Чигирина. После Литургии состоялся крестный ход с мощами местночтимых прмц. Рафаилы (Тартацкая).

    Рака с мощами прмц. Рафаилы

    10 июля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил для местного прославления и почитания игумению Рафаилу (Тертацкую).

    Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру. Известны случаи исцеления от наркомании, от головной и зубной боли, различных травм головы, рук и ног, по молитвам к матушке люди находят работу и жильё, покровительствует матушка водителям, путешествующим, нищим … Преподобномученице игумении Рафаиле надо молиться в первую очередь тому, кто падает под тяжестью своего Креста. Молиться о том, чтобы донести даже самый тяжелый Крест - до конца.

    Временный Свято-Троицкий храм изначально решили сделать внутри железнодорожного вагона. Получился такой необычный монастырь "на рельсах" с небольшим куполом и звонницей на швеллерах.

    В настоящее время в Свято-Троицком монастыре располагаются пределы в честь Преображения Господня, свт. Николая Чудотворца, свт. Митрофана Воронежского.

    В обители находятся святые источники: Святой Троицы, вмц. Марины, вмц. Варвары, мч. Иоанна Воина, сщмч. Киприана и мц.Иустины, прмц. Рафаилы, игумении Чигиринской.

    Родник св. мч. Иоанна Воина


    Адрес: Украина, 20901, Черкасская обл., г.Чигирин, ул.Короленко, 47.
    Тел.: + 38 097 297 98 47; + 38 04730 270 63

    Литература

    Преподобномученица Рафаила, игуменья Чигиринская. Житие. Служба. История Свято-Троицкого Чигиринского монастыря. Житие блаженного Варфоломея Чмгиринского»/Авторы-составители: архимандрит Филарет (Зверев), Татьяна Черкасец, - г. Чигирин, 2009.

    http://orthodoxy.org.ua/uk/tserkovni_hroniki/2006/12/25/4794.html
    http://www.odnarodyna.ru/articles/14/918.html?print
    www.mineya.ru/august/89-rafaila-chigirin sk.pdf

    Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.

    Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи. Еще в детстве ее сердце возгорелось пламенной любовью ко Господу. Будучи ребенком, она часто уединялась в молитве, умилялась церковными песнопениями. А в отроческом возрасте испросила родительское благословение на поступление в монастырь. С юных лет Раиса воспитывалась и духовно возрастала в лоне Свято-Троицкой обители под мудрым руководством мастистых стариц и опытных духовников. На фоне мирного течения тихой монастырской жизни она с усердием несла различные послушания и слыла прекрасной умелицей. Особо удивляла она сестер своим искусным вышиванием и ткачеством ковров. Долгие годы спустя люди бережно сохраняли рушники, украшенные работой матушки. Но более всего любила Раиса церковные службы. Одаренная от Творца богатым голосом и прекрасным слухом, она не переставала постоянно славить Его. Клиросное послушание было для нее наиболее желанным. Достоверно известно, что матушка знала наизусть Псалтырь – его непрестанное чтение стало в тяжелое время ее главной поддержкой. А еще эта раба Христова восхищалась прекрасным творением Божьим – цветами. Обладая художественным вкусом, она благолепно украшала ими храмы, выращивала в своей келии и в «райском саду» – обители целые оранжереи. И особо любила розы.

    Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.

    29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении). Верная дочь и воспитанница обители была назначена матерью ее сестер в самое сложное, и, казалось, абсолютно безысходное время. Она трезво осознавала, что жезл ее настоятельства был жребием мученичества. Невысокая ростом, по-женски слабенькая телом, матушка Рафаила имела твердую веру, и во всем уповала лишь на Господа. Воистину, «сила Божия в немощи человеческой совершалась». (II Кор.12:9)

    С первых месяцев открытых гонений на монастырь игуменья, по духовному рассуждению с сестрами, решила игнорировать все увеличивающееся давление властей, угрозы вероятной расправы и не оставлять место своего монашеского подвига. Она стремилась следовать, по милости Божией, Христовой заповеди: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (МК.13,13)

    Неистощимое упование на Промысел Божий придавало ей особую устойчивость в тех обстоятельствах, в которых другие неизбежно отчаивались. Ибо в тот период многие люди унывали от скорбей и безысходности сложившейся ситуации, некоторые поддавались обманным соблазнам и шли на поводу человеческой слабости. Сколько мудрости, сил и твердости нужно было тогда иметь, чтобы показать своим монастырским дочерям, что успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь непоколебимым стоянием в вере до конца. И самое главное – требовался личный пример.