Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
  • Информация о налоговой декларации Кто обязан подать декларацию 3 ндфл
  • Что такое проскомидия, как и за кого можно подавать записку
  • Сталинские репрессии — причины, списки репрессированных и реабилитированных жертв
  • Приходные и расходные кассовые ордера: порядок оформления, правила заполнения и образец
  • Фундаментальные исследования
  • Улан-удэ - верхнеудинск, фотоистория. Основание города улан-удэ Основание верхнеудинска

    Улан-удэ - верхнеудинск, фотоистория. Основание города улан-удэ Основание верхнеудинска

    Сегодня, когда мы строим социальное государство, в обществе нет ясного понимания, что же получится в итоге? И что такое «социально ответственный бизнес»? Тогда как в истории столицы нашей республики есть довольно продолжительный период, когда такой бизнес существовал.

    На торговых путях

    В торговом городе Верхнеудинске основными жертвователями были, конечно, купцы. Если простой горожанин при сборе средств жертвовал от 1 до 3 рублей (что было немало в ценах тех лет), то купцы жертвовали от 100 рублей и выше. И это было заметное явление в общественной жизни. Незадолго до революционных потрясений, в 1903 году, в Верхнеудинске было основано Общество по оказанию помощи бедным, избрано правление, которое возглавила Елизавета Голдобина, супруга именитого купца. Но это финальный этап благотворительного движения. А как всё начиналось?

    Уже к началу 18-го века Верхнеудинск мог считаться крупным торговым центром Забайкалья. Торговля с Китаем, добыча золота, пушнины привели к появлению зажиточного слоя – купечества. Это были активные граждане: купцы строили магазины и заводы, выступали в качестве меценатов. Значительную долю в купеческом сословии составляли старообрядцы – люди, крепкие в вере, имевшие твёрдые моральные принципы.

    Они жертвовали большие деньги на благие дела: строили и содержали больницы, сиротские, инвалидные дома, приюты для бедных и престарелых, вносили пожертвования в пользу церкви и школ. В конце 18-го и начале 19-го веков купцы составляли 12,8% населения города. В конце 18-го века в Верхнеудинске вели торговлю 20 купцов, записанных в гильдии. В 1844 году в городе насчитывалось уже 69 гильдейских купцов.

    Купцы I гильдии торговали в Кяхте по границе с китайцами и внутри империи. Купцы II гильдии торговали оптом и в розницу по городам и ярмаркам. Торговля же купцов III гильдии ограничивалась Верхнеудинском и его уездом. Но были и мелкие торговцы, которые тоже не чурались благотворительности, что считалось богоугодным делом.

    Среди купцов Верхнеудинска в первой половине 19-го века наиболее именитыми считались Митрофан Курбатов – владелец стеклоделательного завода и лучшего в городе двухэтажного каменного дома, братья Мордовские, купцы Пётр Лебедев, Пётр Фролов, Гаврило Михайлов, Александр Шевелев, Александр Кобылкин, Яков Рубинштейн, семьи Сотниковых, Лосевых, Меньшиковых, Труневых, Налетовых и других.

    Была ли благотворительность выгодной? В соответствии с Регламентом Главного магистрата 1721 года купцы получали достаточные льготы и возможности предпринимательства, так как освобождались от рекрутской повинности. Им разрешалось покупать крестьян и переводить их в чернорабочие, а также нанимать работников из другого сословия.

    Регламент ускорил концентрацию капитала в купеческой среде и положил начало выделению её в купеческое сословие. К концу 18 века, с принятием Городового положения – «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи», купеческое сословие окончательно оформилось. О некоторых из них расскажем ниже.

    Отцы города

    В архивных материалах того времени содержатся документы, свидетельствующие о том, что «генераторами идей» и главными исполнителями общественно-полезных дел были два купца-мецената - Митрофан Курбатов и Александр Шевелёв. Митрофан Кузьмич был купцом I гильдии, почётным гражданином города Верхнеудинска и городским головой с 1816 по 1819 годы. На паях с московским купцом по фамилии Гуляев, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым он построил мыловаренный и стекольный заводы, первый из которых был на то время единственным в Забайкалье.

    Купец Курбатов , не получивший систематического образования, серьезно и основательно занимался самообразованием, слыл интеллигентным человеком. На свои средства в 1817 году он построил на Селенге дамбу для «отвода стремительной воды, которая... приносит до сих пор спасительную пользу и будет примером служить позднему потомству и благодарности жителей города». Эта дамба сохранена до нашего времени, возле нее находится городской пляж.

    Дом Курбатовых был центром культурной жизни Верхнеудинска

    В 1822 году Митрофан Курбатов собрал наплавной мост через Уду, за что был награжден золотой медалью «За заслуги» и званием «Почетный гражданин Верхнеудинска». Дом Курбатовых был центром культурной жизни Верхнеудинска.

    Дом Курбатова, наши дни. Russianstock.ru, Зорикто Дагбаев

    Александр Шевелёв был одним из крупных жертвователей на развитие просвещения Верхнеудинска. Он сделал щедрый дар городу, подарив ему дом под училище и обеспечив квартирами учителей. За это он был награжден серебряной медалью на алой ленте «для ношения на шее». Как и Курбатов, Шевелёв состоял в числе первых акционеров строящегося Гостиного двора. Наследником своих капиталов он оставил сына Григория.

    Григорий Александрович , как и отец, занимался строительными подрядами. B 1830 году им был получен казенный подряд на строительство лечебного корпуса на горячих туркинских дюнах (ныне курорт Горячинск).

    Также Григорий Шевелёв арендовал земельный участок вблизи города, возле реки Березовки (ныне Стрелка) до впадения её в Уду, и занялся здесь опытами по выращиванию американского табака и китайской пшеницы, овощей и производством клея. Он первым в Забайкалье занялся разведением мериносовых овец, взялся за коневодство, проводил опыты по разведению пчел. Внук Александра Шевелёва Михаил Григорьевич основал первое на Дальнем Востоке пароходство, суда которого ходили между Ханьхоу (Китай) и Владивостоком.

    Ещё один купец (I гильдии) - Яков Немчинов. Почётный гражданин города Верхнеудинска, меценат, он немало сделал для обустройства города. В 1906 году при открытии 3-го и 4 классов реального училища арендовал второй этаж своего дома. На средства Немчинова была построена каменная часовня во имя первого епископа самостоятельной Иркутской епархии Святителя Иннокентия, иркутского чудотворца. Его сын, купец Андрей Яковлевич Немчинов, известный человек в городе, пожертвовал 1000 рублей на организацию встречи наследника русского престола цесаревича Николая Романова в Верхнеудинске.

    Встреча цесаревича. К его визиту в Верхнеудинске возвели триумфальную арку



    «Царские врата» сегодня. Russianstock.ru, Зорикто Дагбаев

    До наших дней

    Щедрым даром для нужд города прославился Пётр Фролов – почетный гражданин Верхнеудинска, мещанин, владелец усадьбы. В 1870 году благодаря его помощи было открыто первое в Забайкалье среднее мужское учебное заведение – реальное училище, которому он выделил свой двухэтажный каменный дом (ул. Ленина, 11). Позже при Верхнеудинском реальном училище была учреждена стипендия имени жертвователя. Еще один благотворительный жест он сделал, завещав свой капитал в сумме 100 тысяч рублей, согласно пожеланиям, выраженным епископом Забайкальским и Нерчинским, для возведения храма во имя Святого Иоанна Крестителя.


    То самое, первое в Забайкалье мужское реальное училище

    Иван Голдобин – иркутский купец I гильдии, также потомственный почётный гражданин Верхнеудинска. Ивану Флегонтовичу и его жене Елизавете Евграфовне правительством выдана грамота на потомственное почётное гражданство. О благотворительной деятельности купца было известно всему городу.


    Дом купца Голдобина



    А сегодня здесь располагается музей истории города

    Большой заслугой Голдобина считается приём в своем доме (ул. Ленина, 26) наследника русского престола цесаревича Николая Романова. В главном доме усадьбы Голдобина цесаревич останавливался 21 июня 1891 года по возвращении из своего кругосветного путешествия.

    Музей истории города, интерактивное представление «Карьера купца И.Ф.Голдобина». Russianstock.ru, автор Марк Агнор

    Его супруга - Елизавета Голдобина – потомственная почётная гражданка Верхнеудинска, была попечительницей приюта для арестантских детей. В 1896 году она завещала Верхнеудинску 25 тысяч рублей на строительство богадельни и приюта. Как почетная попечительница верхнеудинской женской гимназии пожертвовала в пользу этого учебного заведения 1000 рублей. Была удостоена в 1904 году Высочайшего Его Императорского Величества благоволения.

    Александр Кобылкин гражданин Верхнеудинска, купец I гильдии, владел пивоваренным, стеклоделательным минеральных вод на Батарейной площади и усадьбой. В 1901 году он взял в аренду на 38 лет также участок земли в 2400 кв. саженей напротив своего пивоваренного завода (на Батарейке) для устройства павильона и беседок для отдыха горожан. Главный дом усадьбы Кобылкина (ул. Ленина, 27) сохранился до сих пор. Стоит на учете как памятник архитектуры местного значения…

    Основатели города Верхнеудинска, ныне носящего имя Улан-Удэ, знаменитые казаки-землепроходцы пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев... Сегодня имена "служилых людей", заложивших зимовьё на берегу реки Уды, на месте которого впоследствии появилась столица Бурятии, привлекают внимание историков и обывателей не только из-за праздного интереса. В первых числах сентября Улан-Удэ отметит юбилейную дату - 350-летие со дня основания города. О людях, положивших начало столице республики, исторических хрониках и памяти предков, читайте в материале ИА UlanMedia.

    "Пионеры Забайкалья", или "сибирские конкистадоры"

    Отметим, что о личностях Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева известно крайне мало. О самом существовании этих исторических персонажей известно лишь благодаря служебной документации – различным "отпискам" воеводам казачьих острогов. Существует несколько "рапортов", составленных лично Осипом Васильевым, где сообщается об их дипломатической и строительной деятельности совместно с Гаврилой Ловцовым, и ещё некоторое количество подобных документов, составленных их коллегами, где фигурируют имена этих двоих. Эти документы датируются периодом с 1665 по 1684 годы. Из подобного рода служебной документации извлечь какие-то биографические данные об основателях столицы Бурятии почти невозможно.

    Это ведь семнадцатый век, хорошо, что сохранились хотя бы такие упоминания о Ловцове и Васильеве, - говорит историк Леонид Орлов.

    К сожалению, очень много документов той поры просто погибло в последующие эпохи. Тем не менее, некоторые исследователи пытались по отрывочным сведениям воссоздать портреты основателей Улан-Удэ. Один из них – знаменитый краевед Эдуард Дёмин , написавший немало трудов по истории Забайкалья. Его труд "Удинск. Очерки начальной истории, нераздельной с Селенгинском", вышедший в 2014 году, довольно подробно описывает становление Удинского и Селенгинского острогов. В частности, автор уделяет много внимания именно историческим личностям, основавшим остроги. Так кто же были эти два мужественных русских "конкистадора", плечом к плечу шедших сквозь дебри Сибири?

    Осип Васильев

    Десятник Осип Васильев по предположению Эдуарда Дёмина был интеллектуальным лидером "тандема", будучи более образованным и опытным, История не сохранила сведений о дате или месте его рождения, также как о дате и обстоятельствах смерти. Из немногочисленных связанных с ним документов, известно, что он "сибирский уроженец", который неоднократно исполнял функции переводчика ("толмача"), владел грамотой, что свидетельствовало о хорошем образовании, часто писал служебные документы.

    Макет Селенгинского острога. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Впервые имя Осипа Васильева упоминается в документе от 7 мая 1645 года – допросах свидетелей гибели казака Семёна Скорохода от рук баргузинских тунгусов. Осип Васильев расписался вместо одного из допрошенных, видимо по причине неграмотности последнего.

    "К сему допросу вместо промышленого человека Леонтия Васильева Пенечкина по его велению енисейской казак Оська Васильев руку приложил" - говорится в тексте.

    Можно предположить, что это тот самый Осип Васильев, основатель Селенгинского и Удинского острогов, ведь грамотные люди в те времена были редкостью, а большинство отписок по строительству Селенгинского острога написаны Осипом Васильевым. Таким образом, Осип Васильев начинал карьеру как служилый Енисейского острога, и возможно, родился где-то на территории современного Красноярского края либо Иркутской области. Учитывая хорошее знание им монгольского языка, не исключено, что он был рождён в смешанном браке.

    Более поздние документы с упоминанием Осипа Васильева датированы уже 1666 годом. В них Осип Васильев предстаёт служилым Баргузинского острога в чине десятника, участвующим в экспедиции с целью основания Селенгинского острога.

    Согласно отписке, отправленной Осипом Васильевым енисейскому воеводе Василий Голохвастову, он был командирован из Енисейского острога в 1662 году "на байкаловскую службу в Баргузинский острог", получив "двоегодное денежное, хлебное и соляное жалование" - на два года вперёд. Речь, вероятно, идёт о двухгодичной "вахте". В той же отписке говорится, что Осип Васильев в 1664 году вызвался участвовать в экспедиции в верховья Селенги с целью строительства Селенгинского острога. Это совпадает с содержанием послания енисейского воеводы Василия Голохвастова в Сибирский приказ на имя царя Алексея Михайловича, сделанного в 14 августа 1666 года. В нём говорится что Осип Васильев подавал соответствующую "челобитную" вместе с Гаврилой Ловцовым, они и стали во главе рискованного предприятия.

    Именно с 1664 года и можно формально отсчитывать появление их "тандема", хотя знакомство и сотрудничество двух "служилых людей", вероятно, началось намного раньше. Отметим, что именно в ходе этой экспедиции состоялись два главных свершения Ловцова и Васильева: основание Селенгинского острога и Удинского ясачного зимовья.

    Эдуард Дёмин предполагает, что Осипу Васильеву, учитывая звание десятника, в это время было около 30 лет или больше. Между тем, в Средневековье, к которому и относится XVII век, средняя продолжительность жизни была существенно ниже нынешней, соответственно, планки юности и зрелости были меньше современных. Напомним, что даты рождения Ловцова и Васильева, или их возраст на момент каких-то событий нам неизвестны даже приблизительно. Что до вероисповедания Осипа Васильева и Гаврилы Ловцова, они родились задолго до церковной реформы, соответственно, согласно современным представлениям были древлеправославными-старообрядцами.

    В отписке Василия Голохвастова говорится, что в 1665 году после строительства Селенгинского острога Осип Васильев ездил с дипломатической миссией к монгольскому царю Кукан-хану: так в русских летописях именовали халхаского хана Даши-хунтайджи, и убедил того отправить троих послов русскому царю. Учитывая, что Осип Васильев в подобного рода переговорах часто выступал как переводчик, Эдуард Дёмин предлагает рассматривать его как основателя традиций славной плеяды казачьих толмачей Забайкалья.

    Следует сказать, что за успешную селенгинскую экспедицию Осип Васильев вместе с Гаврилой Ловцовым удостоились в 1667 году "царского милостивого слова" от самого Алексея Михайловича. В письме в Енисейский острог самодержец подробно отметил их заслуги, упоминается там и Удинское ясачное зимовьё.

    В 1669 году Осип Васильев отправляется в Москву, чтоб отвезти "переписные книги", скорее всего, документацию из новопостроенного Селенгинского острога, затем возвращается в Селенгинск. В "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" о нём упоминается "Оска Васильев, толмач, детей у него Оски, нет, в нынешнем 177 году послан с переписными книгами к Москве".



    Казачий молебен у поклонного креста на месте основания Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Четыре года спустя, в 1673 году, Осип Васильев снова участвует в дипломатической миссии "сына боярского" Ивана Перфирьева к монгольскому Тушету-хану с целью вручения ему жалованья и переговоров об открытии доступа в Китай. В этой экспедиции Осип Васильев исполняет функции переводчика, и фигурирует уже в звании пятидесятника. Таким образом, человек, вошедший в историю как "десятник Осип Васильев" дослужился до более высокого чина.

    Последний раз имя Осипа Васильева упоминается в "Писцовой книге 1686 года" Иркутского острога. В хрониках того периода, согласно Эдуарду Дёмину, упоминается и пашенный крестьянин Осип Васильев, бывший "гулящий человек". Хотя речь идёт как будто о разных людях, краевед не исключает версию, что Осип Васильев, осев в Иркутском остроге, решил уйти на покой и заняться мирным хлебопашеством.

    "Осип приезжал Селенгинский город строить, и тому уже 23 года. И с того времени вашего царского величества [со] служилыми людьми мы в совете и любви промеж собой жили".

    Практически такие же слова произносят другие монгольские послы в "Статейном списке Фёдора Головина", охватывающего период с 1686 по 1692 год. Дата смерти Осипа Васильева неизвестна, явные потомки в исторических документах не прослеживаются.

    Гаврила Ловцов

    Сведения о жизни пятидесятника Гаврилы Ивановича Ловцова ещё более скудные. Впервые он упоминается в отписках Осипа Васильева от 1665 года как "пятидесятник" и как "Енисейского острогу десятник казачий", в звании пятидесятника он фигурирует и в отписке Василия Голохвастова. Можно видеть, что Гаврила Ловцов также был "служилым" Енисейского острога, как и Осип Васильев. Логично предположить, что так же как и Осип Васильев был отправлен из Енисейского острога служить в Баргузинский острог. Далее, в древних отписках говорится об участии Гаврилы Ловцова в селенгинском походе, инициатором которого он был вместе с Осипом Васильевым. Позже Гаврила Ловцов сопровождал из Селенгинского острога в Иркутский трёх послов от Кукан-хана, с которыми должен был ехать к царю. Как следует из служебной переписки, эта попытка налаживания дипломатических связей провалилась – по неизвестной причине монгольские послы сбежали.

    Согласно версии историка Евгения Залкинда, до послов дошли недостоверные слухи о военном конфликте между Кукан-ханом и казаками, и те испугались, что русские выместят на них гнев.

    Из отписки Осипа Васильева также следует, что побег произошёл по "простоте и небрежению" Гаврилы Ловцова, что может быть признаком неких трений в "тандеме", возможно, соперничества, хотя в других документах подобное не прослеживается. Отметим, что согласно отписке Василия Голохвастова от 1666 года Гаврила Ловцов договорился с Кукан-ханом, чтобы тот дал двух новых послов взамен сбежавших, коих он благополучно доставил в Енисейский острог, а после сопровождал в Москву в Сибирский приказ. Гаврила Ловцов, как и Осип Васильев, удостаивается похвалы в письме царя от 1667 года.



    Реконструкция облика землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Позже имя Гаврилы Ловцова фигурирует в выписке 1672 года из ясачной книги Енисейского уезда о количестве ясака, собранного с бурят. Там сообщается о количестве пушнины, собранной Гаврилой Ловцовым в Селенгинском остроге с 1670 по 1671 годы. Тогда же, в 1672 году Гаврила Ловцов снова сопровождает в Москву монгольское посольство, о чём подробно говорится в отписке тобольского воеводы Ивана Репнина. В 1673 году Ловцов доставляет из Москвы "жалованную грамоту" и подарки монгольскому хану Очирою и его брату тайше Батуру.

    Уже в 1675 году, в отписке енисейского воеводы Михаила Приклонского тобольскому воеводе Петру Салтыкову Гаврила Ловцов фигурирует в чине "приказного человека" Селенгигского острога и в статусе "сына боярского". Это карьерный рост, повышение статуса – причисление к "детям боярским", низшему слою феодального сословия на Руси. В самой отписке говорится о товарах из Китая, отправленных Гаврилой Ловцовым царю. Товары были получены в результате торговли, которую Гаврила Ловцов вёл с Китаем в государственных интересах, на ясачную пушнину, а также от пошлины с частной торговли. Таким образом, Гаврила Ловцов проявил себя грамотным хозяйственником, налаживающим внешнюю торговлю, и организовавшим, пожалуй, первую в Бурятии таможню. Отметим, что в 1689 году посол Федор Головин использовал составленные Гаврилой Ловцовым нормы "подённого корма", снаряжая в Москву послов монгольских тайшей, принявших русское подданство.

    В документах 1681 года Гаврила Ловцов извещает воеводу Ивана Власова о грабительских набегах монголов, позже отчитывается о карательной операции, в ходе которой селенгинские служилые люди отбили у монголов угнанный скот.

    Последний раз Гаврила Ловцов фигурирует в переписях селенгинских поселений от 1693 года. В более поздних переписях упоминается множество казаков с фамилией Ловцов, вероятно, его потомки. Отметим, что в "Переписной книге служилых людей Енисейского уезда от 1669 года" Гаврила Ловцов, подобно Осипу Васильев, упомянут как бездетный. Можно предположить, что он решил обзаводиться детьми после того как жизнь в Селенгинском остроге наладилась и стала более безопасной. Что касается даты смерти легендарного основателя Верхнеудинска, о ней также ничего неизвестно. Но по предположениям Эдуарда Дёмина, учитывая звание пятидесятника, на момент селенгинской экспедиции Гавриле Ловцову должно было быть около 30 лет, соответственно, на момент последних документальных упоминаний – около 60 лет. Умер он, скорее всего, где-то в Селенгинске.

    Можно видеть, что Гаврила Ловцов был физически и духовно сильный человек, не чуждый авантюризму, риску. Оценивая деятельность этого исторического персонажа, Эдуард Дёмин считает, что Гаврила Ловцов отличался волей и административным талантом. И таким образом, дополнял "интеллектуала" Осипа Васильева. Вдвоём же они стали силой, которая навсегда изменила течение истории на правом берегу Байкала.

    Селенгинская экспедиция

    Селенгинская экспедиция, 1664-1665 годов в верховья Селенги, где в неё впадает река Чикой, стала событием, вписавшим имена Ловцова и Васильева в историю современного Улан-Удэ и Бурятии. В наши дни памятниками того авантюрного рейда можно считать столицу республики и посёлок Новоселенгинск в Селенгинском районе Бурятии. Экспедиция должна была основать опорный пункт у Чикоя, обложить ясаком местных эвенков, а также бурят, откочевавших от Братского и Балаганского острогов.

    Эдуард Дёмин оценивает это как авантюру "служилых" Баргузинского острога, совпавшую с планами Сибирского приказа по дальнейшей экспансии на восток. Из исторических документов следует, что подготовка экспедиции началась в 1664 году, а результаты в виде построенных опорных пунктов появились в 1665 году.

    В отряде насчитывалось 85 участников, известных поимённо. Согласно отчётам Осипа Васильева, администрация Баргузинского острога выделила довольно скромное материальное обеспечение, предоставив два судна в плохом техническом состоянии, полковую пушку и небольшое количество боеприпасов. Остальное вооружение и запасы пришлось закупать в долг в острогах на реке Ангаре. Отмечается, что были предусмотрены и подарки для задабривания коренных народов, привлекаемых в русское подданство.

    "…и всякия Руские товары, сукна красные и медь в котлах и олово и всякая мелочь иноземцам на подарки, чем нам ласкою и приветом дарить и удобрять иноземцов Братцких и Тунгуских людей, и внов призывать и уговаривать всякою ласкотою и добротою великим государем царского величества высокую руку, чтобы оне иноземцы великим государем в ясачном соболином платежу были покорны", - гласит отписка Осипа Васильева от 1665 года.



    Маршруты землепроходцев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Это свидетельствует, что обложение бурят и эвенков ясаком строилось, по крайней мере, не одной лишь угрозой насилия.

    По отчётам Осипа Васильева можно составить маршрут, по которому двигалась Селенгинская экспедиция: из Баргузинского острога через Байкал в Ангару до Нижнего Братского, Балаганского и Иркутского острогов, потом снова через Байкал и вверх по Селенге до её притока, реки Чикой. В свете некоторых исторических документов возникает предположение, что 350-летие основания Улан-Удэ, которое будут торжественно отмечать в первых числах сентября 2016 года – в действительности следовало отмечать годом раньше...

    Когда всё-таки был заложен Улан-Удэ?

    Согласно устоявшейся версии историков, Удинское зимовьё было построено в 1666 году. Этот год выбран, поскольку им датируется отписка Осипа Васильева (ориентировочно 7 мая 1666 года), долгое время считавшаяся самым ранним упоминанием о существовании зимовья.

    "…а для тех новых призовных иноземцов поставлено ясачное зимовье на усть Уды реки" - говорится в тексте.

    В итоге, 1666 год был принят как дата основания Верхнеудинска – Улан-Удэ на официальном уровне. Но по мнению Эдуарда Дёмина, в действительности Удинское зимовьё было построено в 1665 году – одновременно с Селенгинским острогом, или даже раньше.

    Краевед отстаивает эту версию, опираясь на более раннюю отписку Осипа Васильева в Сибирский приказ, посвящённую постройке Селенгинского острога. Она также датируется 1666 годом, не ранее 26 марта. В ней тоже упоминается зимовьё: "Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью".

    27 сентября 7174 года по старому русскому летоисчислению "от сотворения мира" соответствует 7 октября 1665 года по григорианскому календарю.

    Из данного исторического документа следует, что на момент официальной даты основания Селенгинского острога зимовьё уже существовало и функционировало для сбора ясака с окрестных эвенков. По словам Эдуарда Дёмина, данная отписка по какой-то причине просто выпала из поля зрения историков. В итоге, в силу своеобразной инерции, установилась некорректная на его взгляд дата основания столицы Бурятии.



    Стилизация под старинную карту в музее истории Улан-Удэ. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Эдуард Дёмин предполагает, что Удинское зимовьё было построено даже раньше Селенгинского острога, эту теорию он строит, опираясь на ряд обстоятельств.

    В обычае русских первопроходцев, когда они двигались вглубь Сибири и Дальнего Востока, было оставлять после себя зимовья – охотничьи, ясачные. Это было оправдано: они идут в неизвестную страну, и нужно поддерживать обратную связь. Зимовья позволяли им и передохнуть, и пополнить запасы, - говорит Эдуард Дёмин.

    Краевед также предлагает рассмотреть маршрут, по которому двигалась экспедиция. Кроме того, он призывает принять во внимание, что суда, предоставленные отряду Ловцова и Васильева, согласно отпискам, имели очень сильный износ, и в какой-то момент стали непригодны для использования. Ввиду всего перечисленного, краевед предполагает, что отряд первопроходцев, поднимаясь по Селенге, на устье Уды сделал остановку, чтобы починить изношенные суда, которые согласно отпискам, требовали серьёзного ремонта. Тогда же на слиянии Уды и Селенги было поставлено зимовьё, и уже тогда начаты переговоры с окрестными эвенками о переходе в российское подданство. А само место, ввиду стратегического удобства, было присмотрено, наверное, ещё прежними экспедициями землепроходцев – Петра Бекетова в 1654 году и Афанасия Пашкова в 1657 году. Этим логично объясняется готовность зимовья на момент строительства Селенгинского острога. И если зимовьё было построено в 1665 году, это логично объясняет противоречия прежней версии, поскольку в 1666 году Ловцов и Васильев участвовали в дипломатической миссии в Монголии и не могли непосредственно участвовать в его постройке. Таким образом, версия о 1665 году аккуратно расставляет всё по местам.

    Что касается превращение Удинского зимовья в Удинский острог, историки ориентировочно относят это на 1678 год, а в казачьих отписках Удинский острог уверенно фигурирует примерно с 1684 года. Учитывая даты последних упоминаний о Ловцове и Васильеве, можно предположить, что Удинский острог был построен при их жизни, не исключено, что и с участием.

    Первые дипломаты

    Говоря о роли Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева как основателей Улан-Удэ и Новоселенгинска, исследователи, как правило, упускают их вклад в развитие дипломатических отношений с Монголией. Например, налаживание контактов с "Кукан-ханом", которого убедили снарядить посольство русскому царю, или участие в переговорах с Тушету-ханом, где Осип Васильев явно был не просто толмачом, но лицом, влияющим на принятие решений. Опять же, можно вспомнить благие отзывы монголов об Осипе Васильеве спустя 23 года после строительства Селенгинского острога.



    Один из эскизов памятника Ловцову и Васильеву. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

    Эдуард Дёмин отмечает, что для строительства Селенгинского острога казакам должно было требоваться много лошадей в качестве тягловой силы. Но казаки передвигались водным транспортом, на котором сложно везти лошадей. Поэтому Эдуард Дёмин предполагает, что лошади могли быть закуплены или выпрошены у тех же монгольских тайшей, что вновь предполагает дипломатические контакты.

    Так или иначе, можно наглядно видеть, что Гаврила Ловцов и Осип Васильев были не только воинами и строителями, но и дипломатами, заложившими фундамент серьёзных внешнеполитических отношений в нашем регионе.

    Вместо заключения

    История богата биографиями славных путешественников, землепроходцев и просто смелых людей. В прежние времена далекие земли могли покорить только отчаянные люди, готовые к лишениям и неудобствам, но также и свершениям, открытиям и встречам с новыми землями. Гаврила Ловцов и Осип Васильев, заложившие основы для формирования современных Улан-Удэ и Бурятии, были как раз таким людьми. Версия о корыстных мотивах их экспедиций многим историкам, в том числе и Эдуарду Дёмину, кажется спорной, учитывая, что землепроходцы редко наживали богатство, при полной тягот и опасностей жизни, скудном жалованье.

    Следует отметить, что землепроходцы шли не как завоеватели, а скорее, как альтернативная политическая сила, предлагавшая новым подданным защиту и государственность. По словам Эдуарда Дёмина, монгольские ханы строительство острогов восприняли спокойно, конфликты начались много позже, когда бурятские и эвенкийские племена перестали платить им дань, перейдя в русское подданство. Кроме того, землепроходцы были слишком малочисленны, чтобы что-то навязать народам Сибири одной лишь силой, и неуклюжее огнестрельное оружие той эпохи отнюдь не обеспечивало решающего преимущества.

    Как следует из казачьих отписок, землепроходцы старались больше прибегать к дипломатии. Возвращаясь же к личностям Ловцова и Васильева, можно видеть ярких и талантливых исторических персонажей. Тем удивительнее, что в Бурятии имена этих двух землепроходцев долгое время были известны лишь узкому кругу профессиональных историков и краеведов. Широкой общественности эти имена стали известны лишь после бурных дискуссий в республиканских СМИ по вопросу установки памятника основателям Улан-Удэ. К слову о памятнике – приходится констатировать, что помпезный 350-летний юбилей город встретит без мемориала своим основателям. И таким образом, по меткому выражению общественников Бурятии, получится юбилей без юбиляра. Между тем, в Улан-Удэ нет даже улицы, названной в честь Ловцова и Васильева.

    В то же время в других городах Сибири и Дальнего Востока своих основателей чтят: так, в Омске установлен памятник Ивану Бухгольцу, Петру Бекетову - в Чите и Якутске, Якову Похабову - в Иркутске, в Хабаровске и Владивостоке также стоят мемориалы основателям городов.

    Во многих городах Сибири и Дальнего Востока есть памятники легендарному сибирскому губернатору, графу Муравьёву-Амурскому, в Иркутске в 2015 году был поставлен бюст другого сибирского губернатора Михаила Сперанского, кстати, отлитый в Улан-Удэ. Только в столице Бурятии нет ни одного мемориала деятелям эпохи основания Сибири.



    Ранний эскиз памятник основателям Улан-Удэ. Фото: "Верхнеудинский вестник"

    Можно вспомнить, как американцы сумели романтизировать в мировой массовой культуре образ Фронтира, пионеров Дикого Запада. Узнаваем в мире и образ идальго-конкистадора в кирасе и шлеме. А ведь эпоха освоения Сибири - непаханный пласт для создания не менее ярких образов, захватывающих приключенческих произведений. Популяризация образа землепроходцев Сибири в массовой культуре может привлечь дополнительный поток туристов в регион. А пока служилые люди Гаврила Ловцов и Осип Васильев ждут талантливого писателя-беллетриста, который описал бы их приключения в форме художественно-исторического романа.

    Накануне предстоящего 350-летия столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска) появилась документальная возможность усомниться в правильности общепризнанной сегодня даты его основания - 1666 год. Дате принятой, так сказать, по умолчанию, но документально точно так и не подтверждённой, пишет известный бурятский краеведе Эдуард Дёмин, в своей статье в газете «Бурятия» .

    Краткая история вопроса

    Прежде немного о более чем двухвековой истории обозначения историками в печатных изданиях разных дат основания и основателей Селенгинска и Удинска, в общей начальной истории неразрывно связанных.

    Возможно, самые первые конкретные сведения о датах основания и основателях забайкальских Селенгинска и Удинска опубликует в 1838 году известный сибирский историк П.А. Словцов (1767-1843) в первом издании «Исторического обозрения Сибири»: «Почти достоверно, что Селенгинск, с 1666 г. существующий, застроен командою ос. Иргенского, спустившеюся по Хилку; что этот новый замок (...) поставил в 1668 г. ос. Удинской, опирающийся на Селенгинске». И в сноске: «Нигде, к сожалению, не замечено, в чем состояло енисейскаго начальства содействие возведению Удинскаго и Селенгинскаго острогов? Поэтому желал я взглянуть в Енисейскую летопись». Знаменитый историк, как видно, не обладал документальными подтверждениями, но называя даты по Селенгинску и Удинску, верно судил об основании второго от первого.

    В 1883 году сибирский историк И.В. Щеглов в своём «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири» назовёт даты: «1649. Основание Верхнеудинского острога» (...). 1666. Основан Селенгинск - острогом». Щеглов называет в принципе противоречащие друг другу даты по Удинску и Селенгинску, хронологически и организационно неразрывно связанные.

    Очень показательны для критического отношения к сведениям прежних авторов, как и своим собственным, оказавшимся неточными, исторические труды ещё одного известного в прошлом историка Сибири В.К. Андриевича. В своих ранних работах - «Пособии для написания истории Забайкалья» (1885 г.) и «Кратком очерке истории Забайкалья» (1887 г.) - он пишет: «Толбузин (...) распорядился постройкой Селенгинского острога в 1666 году; построен в 1668 году острог Удинский (Верхнеудинский)». В этих же работах Андриевич убедительно доказывает несостоятельность названной Щегловым даты основания «Удинского острога» в 1649 году. Но в главном своём труде «История Сибири» (1889 г.) он уже не пишет, что именно нерчинский воевода Ларион Толбузин распорядился постройкой Селенгинского острога, вместо этого читаем: «Селенгинский острог выстроен в 1666 году (...). По документу, хранящемуся в московском архиве государственной коллегии иностранных дел, в книге под №9» на стр. 3 записано: «Про Селенгинский острог тамошние казаки, в 7181 году (1673) в Москву с мунгальскими посланцами приезжавшие, сказали: ставили-де они тот острог, отобрався из Енисейска 80 человек собою, без воеводского ведома, тому ныне 9-й год». Стало быть, казаки ставили острог в 1665 году». Здесь весьма важно обратить внимание на то, что приведенные Андриевичем архивные данные об основании Селенгинского острога именно в 1665 году стали первой публикацией этой даты.

    В монографии 1916 года историка А.П. Васильева «Забайкальские казаки» уточненные и дополненные именами непосредственных деятелей сведения об основании Селенгинска начинаются прямо с подзаголовка «Основание Селенгинска десятниками казачьими Осипом Васильевым и Гавриилом Ловцовым в 1665 г.». Затем следуют строки этого раздела: «В 1665 году в бытность в Баргузинском остроге приказчиком стрелецкаго головы Перваго Самойлова десятники казачьи Осип Васильев и Гавриил Ловцов (...) подали Самойлову челобитную, прося разрешения привести под государеву руку изменников бурят, отъехавших из Балаганска, живших теперь на Чикое, и поставить среди их кочевьев острог на реке Селенге, при устье Чикоя. (...). Здесь 27 сентября 1665 года, выбрав угоже место в монгольской земле, новый острог поставили и назвали его Селенгинским». В отношении основания Удинска автор ограничился только одним упоминанием об «Удинском зимовье (при устье Уды)». Не отмеченной ещё большой заслугой забайкальского историка Васильева является самая первая публикация им, со ссылкой на документальные архивные источники, имен отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно, и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях.

    Зачинателями-энтузиастами современного составления истории Прибайкалья, в том числе и «биографии» Верхнеудинска, были видные научные и общественные деятели Восточной Сибири: историк и этнограф Н.Н. Козьмин; историк, краевед, знаток местных архивов В.П. Гирченко и известный бурятский историк и этнограф М.Н. Богданов.

    По дате основания Верхнеудинска первым из них выскажется Гирченко, который в 1922 году в историческом очерке «Прибайкалье» без ссылки на источники напишет: «В 1665 году был основан вблизи впадения р. Чикоя в Селенгу острог Селенгинский. Через год [т.е. в 1666 г. - Э.Д.] при впадении в Селенгу реки Уды для сбора ясака с окрестных тунгусов было поставлено Удинское зимовье, превратившееся впоследствии в гор. Верхнеудинск».

    Козьмину же принадлежит, очевидно, самая первая в современном местном краеведении специальная работа по истории Верхнеудинска, опубликованная в 1925 году под названием «Очерки гор. Верхнеудинска». В ней Козьмин, поместив дату по Щеглову, тут же дезавуирует её бесспорным историческим фактом: «Основание Удинского острога относят к 1649 году, но интересно то обстоятельство, что Спафарий, дважды проехавший в 1675 году то место, где должно быть Удинскому острогу, не упоминает о нём совершенно. (...). Едва ли Спафарий мог пропустить Удинский острог, если бы он существовал».

    Большой исторический очерк Гирченко «Основание и начальная история города Верхнеудинска» тоже вышел в 1925 году. В нём Гирченко, ссылаясь на печатные источники, отмечает: «В «отписке», составленной 30 сентября 1665 года, казачий десятник Васильев донёс енисейскому воеводе о том, что служилые люди... выбрав угоже место в мунгальской земле, на Селенге реке... острог новый поставили»; «а иноземцев к новому Селенгинскому острогу», - сообщал тот же Васильев в другой отписке, датированной 14 августа 1666 года, - «было призвано: в ясашный платеж коленкурского рода иноземцев тунгусских людей 25 человек... а для тех новых призывных иноземцев поставлено ясачное зимовье на устье Уды реки». Гирченко, подтверждая обоснованность сомнений Козьмина, закроет вопрос о 1649-м, заключив свой хронологический анализ словами: «Датирование основания Удинска 1649 годом также противоречит вышеприведенным данным». Но, как укажет потом исследователь градостроения и памятников Забайкалья, автор книги «Архитектура Улан-Удэ» Л.К. Минерт (1983г.), он сам ошибётся, датируя цитируемые им строки отписки Васильева 14 августа 1666 года, вместо указанного в документе 27 апреля 1666 года.

    В 1926 году в «Очерках истории бурят-монгольского народа» историка и этнографа М.Н. Богданова (введение Н.Н. Козьмина), на той же документальной основе, будет обозначена дата основания Селенгинского острога - 1665 год и назван один из его основателей - «казачей десятник Осип Васильев».

    В последующие советские годы историк Е.М. Залкинд (в 1949 г.) напишет: «В 60-е годы (...) строятся несколько острогов, крупнейшими из которых были основанные в 1666 г. Селенгинский и Удинский». В отношении Селенгинского острога Залкинд позже, в монографии 1958 г. «Присоединение Бурятии к России», уточнит: «Постоянные сношения с Кукан-ханом завязались после постройки в 1665 году в устье Чикоя Селенгинского острога». Автор обозначит и «строителя острога Гр. Ловцова», неверно называя его Григорием, по документам же он Гаврила.

    В «Хронологии», приложенной к «Истории Бурят-Монгольской АССР», изданной в 1951 году, основание Селенгинска и Удинска отнесено к 1666 году.

    Видимо, следуя этой хронологии, в отношении Удинска эту же дату повторят в своих книгах об Улан-Удэ историки Ф.М. Шулунов - в 1955 -м, Ц.Ц. Дондуков - в 1961 -м, оба не называя его основателей.

    В 1966 году историк Н.В. Ким в «Очерках истории Улан-Удэ» напишет: «В 1666 году казаки Селенгинского острога, спустившись вниз по Селенге, дошли до устья Уды и заложили здесь небольшое казачье зимовье (Удинское). (...). В августе 1666 года в одном из своих донесений в Сибирский приказ служилые люди писали по этому поводу: «А для тех... призовых иноземцев поставлено... зимовье на устье Уды реки». А в очерке же 1976 года «Удинский острог» Ким конкретизирует дату и назовёт одного из основателей: «Улан-Удэ ведёт начало от небольшого казачьего зимовья, построенного в 1666 году служилым человеком Осипом Васильевым «сотоварищи», которые годом раньше основали Селенгинский острог». Как видим, Ким тоже ошибается относительно даты отписки (не в августе 1666 г., а 27 апреля).

    Самый серьёзный хронологический анализ проведёт уже упомянутый исследователь Л.К. Минерт, который в уникальной монографии 1983 года - «Памятнике архитектуры Бурятии» - по дате напишет: «Г. Улан-Удэ (б. Верхнеудинск) основан на рубеже 1665-1666 гг.». В названной выше книге он рассмотрит этот вопрос подробно: «Хотя время строительства зимовья в документах не указано, но оно довольно точно определяется временем между двумя донесениями (отписками) Осипа Васильева, т. е. 30 сентября 1665 г. и 27 апреля 1666 г. Принято считать годом основания г. Верхнеудинска (Улан-Удэ) 1666 г. Как видно из сказанного, строительство зимовья осуществлялось или в последних месяцах 1665 г., или в самом начале (январь, февраль) 1666 г. При этом более вероятным представляется октябрь 1665 г., до ледостава Селенги».

    Позже поддержит мнение Минерта дальневосточный историк А.А. Артемьев в монографии 1999 года «Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине ХУ11-ХУ111 вв.».

    В статье 1991 года «И зимовье казачье построили» и в книге 1995 года «Удинский острог» краевед Алексей Тиваненко пишет: «Хотя Осип Васильев пишет, что приступил к строительству нового острога [Селенгинского - авт.] 27 сентября 1665 г., - это маловероятно». Уже одни эти строки не могут вызвать доверия к автору по причине, что в соответствующих отписках Васильева отсутствует слово «приступил», а однозначно обозначено - «острог новый поставили», также писал царю, по отпискам Васильева, и енисейский воевода. И ещё: вполне нормальным, весьма здравым, к тому же грамотным человеком, казачьим десятником, бесстрашным первопроходцем, совмещавшим здесь обязанности приказного и толмача, был один из них - основателей Селенгинска и Удинска - Осип Васильев... И не подлежит сомнению, что он в полной мере отвечал за свои действия и отписки перед «товарыщи», воеводой и царем...

    В весьма информативной книге 1993 года историка С.В. Евдокимовой «Очерки истории городов Забайкалья ХУ11-ХУ111 вв.» в отношении основания Селенгинского острога названы ставшие уже документально бесспорными сведения: дата - «27 сентября 1665 г.», основатели - «пятидесятник Григорий [Гаврила - Э.Д.] Ловцов и десятник Осип Васильев». Но о времени возникновения Верхнеудинска историк пишет, что служилые люди «под руководством Гаврилы Ловцова, «приискивая» новые земли, дошли до устья реки Уды (...) 14 августа 1666 года [в источнике, как уточнил Л.К. Минерт, 27 апреля - Э.Д.] поставили зимовье». Правда, далее, время основания зимовья определено автором более осторожно: «Будет правильно считать, что к осени 1666 года зимовье уже существовало».

    Подводя некоторый итог по этому выборочному перечню, можно сказать, что датой основания Селенгинска в прошлом назывались 1668 и 1666 годы, а Удинска - 1649, 1666 и 1668 -й. Первым, кто в 1889 году назовет 1665 -й годом основания Селенгинского острога, был историк В.К. Андриевич, а первым, кто, указав на ошибку В.П. Гирченко (повторявшуюся потом) при датировании одной из отписок (не август 1666 г., а 27 апреля), в 1983 году документально усомнился в общепринятом сегодня 1666 годе основания Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) был исследователь Л.К. Минерт. Ну, а первым, кто в 1916 году, со ссылкой на документальные архивные источники, обозначит имена отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях, был историк забайкальский А.П. Васильев.

    Теперь уже можно перейти к недавно обнаруженному мною древнему акту, который однозначно подводит черту под столь длительной разноголосицей мнений относительно даты основания современной столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска).

    Документ этот, не введённая ещё в наш местный историко-краеведческий оборот «Отписка енисейских казаков О. Васильева с товарищами в Сибирский приказ о постройке Селенгинского острога, о монгольских послах и Китайском государстве», датируемая «1666 г. не ранее марта 26», - «временем написания списка с договорной челобитной (ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп.1, 1666 г., д. №2, л.14)». Она приведена в сборнике документов «Русско-монгольские отношения. 1654-1685», опубликованном в 1996 году.

    Уникальный древний акт

    Вот соответствующие извлечения из этого документа, адресованного всеми первостроителями Селенгинского острога непосредственно русскому царю:

    «Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, бьют челом холопы ваши Енисейского острогу десятник Оська Васильев с служилыми людьми. (...).

    И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 27 день , выбрав угожее место, на Селенге-реке в Мунгальской земле за помочью божиею, вам, великим государем, новый Селенгинской острог поставили, а по окладу мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты. А вышина острогу полтретьи сажени печатных, а круг острогу крепь-ров, чеснок и надолбы». (...).

    И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 30 день , я, Осипко Васильев [с] служилыми людьми с товарыщи из нового Селенгинского острогу тех мунгальских послов к вам, великим государем, к Москве послал, а с ними, послами, отпущены Енисейского острогу пятидесятник казачей Гаврилко Ловцов да служилые люди Пятунка Фофанов да Федька Иванов Вятченин, до охочих казаков десятник // казачей Тимошка Григорьев, да с ними ж отпущен томачем служилой человек Тараско Афанасьев. (...).

    Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью, и тех призовных и приезжих иноземцев тунгусских людей баргузинские ясачные тунгусы на усть Итанцы-реки побили, а тех убойных людей погромной живот у баргузинских ясачных тунгусов стрелецкой и казачей голова Первой Самойлов за всякою угрозою взял себе скот и живот и ясырь».

    Уникальность этого древнего акта для начальной истории Селенгинска и Удинска видится ещё и в приводимом в нём перечне имён и фамилий почти половины их первостроителей, которых, как сегодня известно, было 85 человек. Публикуя этот перечень, очень надеюсь, что кто-то из современных жителей Бурятии признает в них своих забайкальских первопредков. Вот эти имена-фамилии первостроителей и первопоселенцев, подписавших обращение к царю:

    «Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году взят из Иркуцково острогу енисейской служилый человек Афонько [Фе]доров Байдон в новой Селенгинской острог для ваших великих государевых дел для толмачества тунгусково и брацково языку и мунгальсково переводу. Пожалуйте, великие государи, тому толмачю в Енисейском остроге ис своей царьской казны ево казачьи оклады, денежное и хлебное и соляное жалованье выдать.

    Да пот сею же отпискою к вам, великим государем, послана договорная челобитная за нашими руками, список слово в слово, как я, холоп ваш Оська Васильев, служилых людей и новоприборных казаков прибирал и призывал на ту вашу великих государей селенгинскую службу.

    На лл. 8-14 об. рукоприкладства: К сей отписке Селенгинсцково острогу приказной человек десятник казачей сибирский уроженец Оська Васильев и вместо десятника Офоньки Казымина и вместо толмача Офо[нь]ки Бойдона по их велению и вместо себя руку приложил. Вместо служилых людей Василья Степанова, Евдокима Микифорова, Онцифора Ермолина, Филипа Симанова, Михайла Иванова Палачева и за себя по их веленью Захарко руку приложил. Служилой человек Ивашко Тюхин руку приложил. Вместо служилых людей и охочих казаков Михаила Колесарева, Тимофея Родукова, Луки Ивлева, Кузьмы Могулева, Ярафея Могулева, Игнатья Стефанова, Лу[ку]ки Фомина, Михаила Кичигина, Ивана Тельново, Якова Кирилова, Ивана Осипова, Третьяка // Денисова, Сергия Иванова, Оники Григорьва, Ивана Васильева, Левонтия Тимофеева, Ивана Белоголова, Дмитрея Иванова, Савы Григорьева, Олексия Яковлева, Оники Кирилова, Михаила Яковлева, Максима Власова, Офонасья Елесеева, Герасима Нанаримсково [правильно - Наримсково] и вместо себя Тимошка Данилов Татаринов руку приложил. Вместо охочих казаков Стеньки Миха[й]лова, Якуньки Максимова, Ондрюшки Матфиева, Ондрюшки Козьмина, Вавилки Григорьева и за себя Ивашка Афанасьев руку приложил. // Вместо охочих казаков Екима Оверкиева, Федора Ондриева охочей казак Ефимко Михайлов руку приложил. Вместо служилых людей Василья Семенова, Ондрея Иванова Неудачи и во всех служилых людей вместо неумеющих в грамоте и за себя Енисейского острогу служилый человек Петрушка Васильев Власьев по их велению руку приложил. (ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп.1, 1666 г., д. №2, лл. 8-12. Подлинник)»..

    Как можно убедиться из называемых в этом акте дат, дата «во 174 году сентября в 27 день » относится и к постановке Селенгинского острога и к существующему уже «на усть Уды-реки к ясачному зимовью».

    Таким образом, надёжно документально подтверждённой датой основания Удинского зимовья, следовательно, и города Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) следует теперь считать не 1666-й, а 1665-й год. Зимовье в устье Уды ставилось, очевидно, практически одновременно с самим Селенгинским острогом, в те же месяцы 1665 года и теми же первостроителями.

    Улан-Удэ - Верхнеудинск, фотоистория Свою историю город Улан-Удэ ведет с 1666 года, когда на крутом берегу реки Уда («Заудинском камушке») было поставлено зимовье для сбора ясака. К 1680 году на его месте уже стоял острог, защищавший южные рубежи России от набегов кочевников, а после подписания мирного договора с табангутскими сайтами город Удинск начинает расти и развиваться. С первой половины 18 века через Верхнеудинск проходит Сибирский тракт, или как его еще называли «Великий чайный путь», по которому проходила основная торговля России с Китаем.

    В современном Улан-Удэ (так стал называться Верхнеудинск посте 1934 года) немало домов и памятников 19 века. Некоторые из них в начале XX века были запечатлены на фотографии, благодаря чему мы можем сравнить старые виды города и современные. Nota Bene:Фотографии начала XX века взяты из открытых источников Интернета. Большая улица (улица Ленина)



    На карте

    Улица Ленина (бывшая Трактовая, Большая, Большая-Николаевская), как и в прежние времена остается главной улицей города.
    Царские ворота



    На карте

    20-21июня 1891 года во время путешествия по Восточной Сибири, г. Верхнеудинск посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события была построена Триумфальная арка «Царские ворота», которая тогда называлась «Царские врата». Украшали арку двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем тоже была снесена. Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку восстановили. Слева от арки – приют арестантских детей.
    Большая улица



    На карте

    Вид на царские ворота снизу. Справа на фотографии 7 запечатлен Музей Природы Бурятии и театр кукол "Ульгэр". Здание это было построено в 1917 году как дом общественного собрания. Строили его пленные австрийцы.
    Почтово-телеграфное управление



    На карте

    Почтово-телеграфная контора. Почтовая служба до Селенгинска и Нерчинска по «государеву указу» была организована в городе в 1733 году. Представленное на снимках здание почтово-телеграфной конторы было построено в конце XIX века, причем первый этаж здания кирпичный, второй – бревенчатый. Дело в том, что своего кирпича в городе не было, а везти его через Сибирь было тяжело и дорого, поэтому для удешевления строительства иногда применялась вот такая комбинированная технология. 1 января 1895 года здесь была открыта первая сберегательная касса.
    Дом купца Голдобина (Музей истории города)



    На карте

    Дом купца Голдобина И.Ф., ныне музей города, а в 1891 году, во время приезда цесаревича Николая Александровича, он на короткий промежуток стал резиденцией будущего императора Николая II. На первой фотографии дом снят, как раз, в момент ожидания прибытия Его Императорского Высочества.
    Усадьба Курбатова



    На карте

    Дом купца первой гильдии Курбатова М.К. (с колоннадой на старой фотографии) был построен еще в начале XIX века и считался самым богатым домом города. В 1824 году путешественник Алексей Мартос, проезжая через город, записал: «Дом купца Курбатова чистой архитектуры с правильным портиком есть одно из лучших зданий в городе».В 1875 году этот дом был продан купцам братьям Бутиным (со всеми надворными постройками) за 25 тыс. рублей серебром. В 1950 году был разобран портик и надстроен второй этаж, утрачены лепной фриз мезонина и декоративные дымники на трубах. Вследствие этих изменений дом утратил многие архитектурные достоинства.
    Магазин-пассаж Второва



    На карте

    Магазин-пассаж товарищества "А.Ф. Второв съ сыновьями". Второв А.Ф. – иркутский купец первой гильдии, крупнейший торговец текстильными товарами в Сибири. Имел многие магазины и мануфактуры по всей России: Верхнеудинск, Иркутск, Екатеринбург, Томск, Новониколаевск, Петровский Завод, Барнаул, Бийск, Троицкосавск, Сретенск, Камень, Чита. В начале XX века товарищество Второва обладало основным капиталом в 10 млн. рублей.
    Дом Капельмана



    На карте

    Дом купца Нафтолия Леонтьевича Капельмана, известный более как «здание Буркоопсоюза» или «дом с Атлантами». Дом был построен в рекордно короткие сроки: всего за 4 месяца, о чем горделиво сообщает надпись на фасаде здания «2 июня – 1907г. – 5 октября». Часть помещений особняка занимала семья хозяина, часть – сдавалась. Здесь торговал чаем китаец Син Тай Лунь, размещалась популярная кофейня Цыгальницкого, а врач-стоматолог Зубовский (!) принимал своих пациентов.
    Городская библиотека



    На карте

    Здание городской библиотеке. В советское время и сейчас здесь размещается… городская библиотека.
    Дом Трунева



    На карте

    Дом купца Трунева был заложен в 1874 году и перестраивался 5 раз. До революции здесь размещалось Верхнеудинское отделение Русско-Азиатского банка, директором которого был П. Т. Трунев. А в 20 января 1920 года в доме открыла свою канцелярию японская военная миссия. 6 марта 1920 года, после изгнания семеновцев и интервентов из Прибайкалья, в здании находилось правительство Дальневосточной Республики (в 1920-1922 г.г. де-юре независимое государственное образование с капиталистическим укладом в экономике в Забайкалье и Дальнем Востоке).
    Дом Пахолкова/ Полицейское управление



    На карте

    Дом мещанина Пахолкова – первое каменное жилое здание в городе (1801-1804 гг). В 1809 г. дом был куплен государственной казной под размещение присутственных мест, уездного казначейства. Позже здесь размещались уездный и земские суды, полицейское управление г. Верхнеудинска, а в связи с расположением в дворовой части пожарной команды, на крыше появилась надстройка - двухъярусная деревянная пожарная каланча с сигнальной мачтой. (Кстати пожарная часть во дворе находится до сих пор) Во время сильного пожара 1878 года каланча пострадала, но была восстановлена. Сняли ее с крыши дома только в 30-х годах прошлого века.
    Городской садикъ



    На карте

    Сердце старого города – это гостиные ряды (слева за часовней) – памятник архитектуры XIX столетия. Иннокентиевская часовня слева была воздвигнута в 1830 году в честь Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Ровно через сто лет, в 1930 году, она была разрушена и восстановлена только в 2003. В центре на новой фотографии (на старой – выглядывает из-за деревянной будки) можно увидеть кубическое здание общественного колодца.
    Гостиный двор



    На карте

    Гостиные ряды. Такие, думаю, есть почти в каждом старом сибирском городе. Строились по образцу гостиных рядов в Санкт-Петербурге.
    Торговые ряды



    На карте

    Центральная часть торговых рядов купца Курбатова (его дом представлен на снимках 12, 13). Как видно, в поздние времена был достроен второй этаж.
    Городское училище



    Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.

    Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.

    Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.

    Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.

    Это место почиталось бурятским населением как священное.

    В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.

    В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.

    В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.

    В 1689 году по ходатайству Ф.А.Головина Удинский острог получает статус города и становится административным и военным центром Забайкалья. Сооружение Удинского острога - города сыграло огромную роль в установлении мирной жизни в Забайкалье и развитии торговли с Китаем.

    Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.

    Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.

    Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.

    Превращению Удинского острога и крепости в город способствовали приток русских переселенцев в долину Селенги и экономический подъем прилегающих районов. Удинский острог становится основным пунктом хранения товаров и формирования караванов для торговли с соседями. Благодаря своему выгодному географическому положению город превратился в административный и торговый центр Забайкалья, посредника между Монголией, Китаем и городами Восточной Сибири.

    По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.

    К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.

    С 1768 года была учреждена торговая ярмарка, с 1780 года она стала проводиться два раза в год и была самой крупной по размерам торгового оборота в Забайкалье. Город развивался, как один из крупных центров оптовой торговли на "Чайном пути", в нем проживала большая колония богатых купцов, на средства которых были построены многие общественные здания.

    С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.

    В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.

    В 1793 году было открыто первое учебное заведение - малое народное училище, преобразованное в 1806 году в уездное. В нем работал известный педагог и поэт Д.П.Давыдов, автор песни "Славное море священный Байкал".

    Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.

    Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.

    В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.

    В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.

    На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.

    В 1875 году в Верхнеудинске введено Городовое положение, согласно которому избирается первая Городская Дума, а городской Головой избран купец I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через город проезжает наследник русского престола, великий князь Алексей, а в 1891 году город посещает цесаревич Николай, впоследствии ставший царем Николаем II. Он возвращался по Читинскому тракту из своего кругосветного путешествия и останавливался в доме купца I гильдии И.Ф. Голдобина, в котором находится сейчас Музей истории города. В честь его приезда купечеством возведена торжественная арка - "Царские ворота", а день его прибытия 20 июня ежегодно отмечался горожанами как праздничный день.

    С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.

    В 1912 году построена первая городская телефонная станция, появился первый автомобиль и установлено автомобильное почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск-Троицкосавск. Город живет активной общественной жизнью: организуются благотворительные вечера, концерты, театральные выступления, парады, ярмарочные балаганы, маскарады, а также первые спортивные состязания. В 1915 на Базарной площади (ныне площадь Революции) состоялся первый футбольный матч между командами "Спартак" и "Гладиатор".

    Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.

    В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинск объявлен ее столицей.

    В 1926 году начинается воздушное сообщение Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром находился на месте нынешнего республиканского ипподрома. Открылся первый профессиональный театр, приступила к вещанию небольшая радиостанция.

    В 1929 году построен судостроительный завод, открыт Бурят-Монгольский институт культуры - первое академическое научное учреждение республики.

    Тридцатые годы - это годы бурного строительства. В это время население города быстро увеличивается за счет приезда специалистов и рабочих с запада страны. В 1934 году Верхнеудинск переименован - теперь он называется Улан-Удэ.

    Город развивается, преимущественно, как промышленный центр республики - строятся заводы, фабрики, пищевой и перерабатывающей продукции, крупные машиностроительные предприятия. Вместо паромной переправы через реку Селенгу построен автомобильный мост. Начинает функционировать общественный транспорт - первые 19 автобусов обслуживают 4 маршрута протяженностью 29 км.

    1932 год - открыт педагогический институт имени А.С.Пушкина и первый бурятский профессиональный театр.

    В годы Великой Отечественной Войны в городе разворачиваются военные госпитали, в которых лечатся раненые бойцы. В память этих событий установлены обелиски и монументы на площадях, проспектах и улицах, на Заудинском кладбище открыт мемориал на братской могиле воинов, умерших в госпиталях города.

    В послевоенные годы развитие города продолжается. Завершено строительство тонкосуконной фабрики.

    В 1952 году построено одно из красивейших зданий города - Бурятский государственный театр оперы и балета, ставший одним из лучших музыкальных театров Восточной Сибири и получивший в 1979 году звание "академический".

    1957 год - построен новый железобетонный мост через р. Уду вместо арочного деревянного.

    Проложен первый трамвайный путь, начала вещание первая телевизионная станция. Открываются новые ВУЗы, школы, идет бурное жилищное строительство и на карте города возникают новые микрорайоны.

    В 1966 году город торжественно отметил 300-летие со дня основания.

    В 1971 году завершена реконструкция административного центра - площади Советов с открытием памятника В.И.Ленину, ставшего одной из уникальных достопримечательностей города. На северо-восточной части города открыт "Этнографический музей народов Забайкалья" и построено новое здание Бурятского академического театра драмы им.Х.Намсараева.

    В 1990 году город был включен в "Список исторических населенных мест России". Здесь на государственной охране находятся 52 памятника истории, 177 - архитектуры и градостроительства, 3 - монументального искусства, 1 - археологии, из них 11 - памятники федерального значения.

    В 1991 году город посетил глава буддистов всего мира - Далай-лама, буддисты республики отметили 250-летие официального признание буддизма в России. В 1992 году впервые в истории Верхнеудинска Улан-Удэ город посетил Первый президент российского государства Б.Н. Ельцин.

    В 1995 году впервые за всю историю города были проведены всеобщие выборы городского головы. Главой местного самоуправления был избран В.А. Шаповалов. В июле 1996 года город отметил свое 330-летие.

    90-е годы особо отмечены возрождением православных и буддистских храмов, строительством и освящением новых культовых зданий. В 1995 году в городе начато строительство первого женского буддистского монастыря. Центр восточной медицины, образованный в 1989 году и использующий в своей практике методы тибетской медицины, идущие из глубины веков, в 1996 году получил статус регионального медицинского центра.

    В настоящее время город Улан-Удэ динамично развивающийся деловой, культурный, научный центр Забайкалья.

    Население города составляет 375,3 тыс. человек. Город по праву можно считать культурной, театральной и музейной столицей - здесь работают 6 государственных театров, бурятский национальный цирк, 6 музеев.

    В музейных коллекциях бережно хранятся предметы быта и культур народов, населявших Бурятию начиная с гуннских поселений и до наших времен. Далеко за пределами республики известны самобытное искусство художников, ювелиров, мастеров декоративно-прикладного творчества. Их работы вы можете купить, прогуливаясь по преображенной в 2004 году пешеходной части улицы Ленина.