Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Если жена не работает: хорошо или плохо это для брака?
  • Перерасчет пенсионного обеспечения Исковое заявление о пересчете пенсии
  • Договор мены недвижимого имущества Договор мены недвижимого имущества образец
  • Синхрофазотрон - что это: определение, принцип действия, применение
  • Бухучет инфо 4 фсс за полугодие сроки
  • Материнский капитал: на что можно потратить
  • Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура. Конституционное право Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды

    Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура. Конституционное право Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды

    4. Судебная власть Российской Федерации

    Судебная власть в Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в судебной системе государства. В настоящее время в судебную систему Российской Федерации входят суды трех категорий:

    Обычные суды (суды общей юрисдикции и военные трибуналы);

      арбитражные суды;

      конституционные (уставные) суды.

    Так, в судебную систему на территории Тульской области входят Тульский областной суд, Тульский областной арбитражный суд, городские и районные суды.

    Высшими судебными органами Российской Федерации являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

    Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ принимаемых и действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ.

    В состав Конституционного суда РФ входят 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий каждого – 12 лет.

    Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд РФ .

    Арбитражные суды наделены специальной подсудностью, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений:

    1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

    2) между Российской Федерацией и субъектами РФ.

    Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан. Поэтому арбитражные суды имеют и другие названия: хозяйственные, торговые.

    Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный суд Российской Федерации

    Все суды Российской Федерации относятся к федеральным органам государственной власти. Это означает, что они выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации, а не субъекта России или ее отдельного района или города. Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной, как, например, в США, где функционируют одновременно и единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата.

    Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. В то же время есть два исключения из этого положения.

    Во-первых, каждый субъект Российской Федерации может создавать свой конституционный (или уставный) суд (в зависимости от статуса субъекта РФ) для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов государственной власти субъекта РФ, правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (или уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции или устава субъекта РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ, поэтому их финансирование идет из бюджета субъекта РФ.

    Во-вторых, в 1998г. в России был возрожден институт мировых судей. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Субъекты РФ своими законами определяют должности мировых судей, порядок их деятельности и размеры судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

    Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

    Обеспечение заработной платой мировых судей и социальных выплат является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому осуществляется из федерального бюджета. А материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации

    Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

    Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

    Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

    дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда;

    Прочие дела в соответствии с федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» №188-ФЗ от 17 декабря 1998г.

    Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

    Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

    Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

    Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

    Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

    Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

    - конституционного;
    - гражданского;
    - административного;
    - уголовного.

    Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

    Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
    Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

    Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

    В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

    1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

    2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

    Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

    3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

    Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на должность судьи : достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

    Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации, систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации, систему арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституционных нормативных правовых актов.

    Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами власти Федерации и субъектов Российской Федерации;
    • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести в Государственную Думу проект закона по предметам своего ведения. Так, например, Конституционный Суд России выступил автором и инициатором Федерального конституционного закона, регулирующего порядок его организации и деятельности.

    Важным является полномочие Конституционного Суда России давать толкования Конституции Российской Федерации. Значительная часть статей Конституции России уже подвергалась толкованиям данного органа. Так, например, Конституционный Суд России дал толкование статей Конституции Российской Федерации о порядке изменения статей глав с 3 по 8 Конституции России. Позднее указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации было положено в основу Федерального закона «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ.

    Конституционный Суд Российской Федерации участвует в отрешении Президента РФ от должности.

    Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции

    Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства . Основным звеном этой системы являются районные (городские) суды. Следующее звено - суды субъектов Российской Федерации . Они рассматривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступлениях , выступают в роли судов второй (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов низшего звена (в порядке надзора).

    Военные суды образуют свою систему: военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий (1 звено), военных округов, судов видов, родов войск (2 звено).

    На высшем уровне военные суды вливаются в систему судов общей юрисдикции путем военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации . Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время военных сборов и некоторые другие.

    Верховный Суд - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Этот орган возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, городов федерального значения, а также районные (городские) народные суды. Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верхового Суда РФ, судебных коллегий по гражданским, уголовным делам, а также военной коллегии.

    Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела:

    1. в качестве первой инстанции - уголовные дела особой сложности, а также гражданские дела;
    2. в кассационном порядке - по жалобам и протестам на

    1. Принцип разделения властей.

    Принцип разделения властей - правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

    Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

    Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля - он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

    Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

    Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы - Конституции.

    Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

    В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

    Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

    Равноправие властей.

    2. Понятие судебной власти.

    Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

    Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

    3. Признаки судебной власти.

    Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

    Признаками судебной власти являются:

    Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

    Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

    Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

    Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Особый статус выразителей судебной власти - судей.

    4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

    Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

    К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

    Подчинение Конституции РФ

    Законность.

    Демократичность.

    Открытость.

    Гласность.

    Гуманизм.

    Соблюдение прав человека и гражданина.

    5. Задачи судебной власти .

    Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

    К задачам судебной власти РФ можно отнести:

    Формирование режима Законности

    Поддержание правопорядка

    Восстановление прав конкретных субъектов общества.

    Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

    6. Понятие правосудия.

    Правосудие - вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

    7. Признаки правосудия.

    К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

    Осуществляет только специально уполномоченным на то органом - судом.

    Особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие - судей и присяжных заседателей.

    Правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

    Правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

    Общеобязательная сила судебных решений.

    8. Понятие судопроизводства .

    Судопроизводство - деятельность по рассмотрению дел в суде.

    9. Виды судопроизводства.

    Судопроизводство подразделяется:

    Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

    Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

    10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

    Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

    Глава 1 Характеристика судебной власти по Конституции Российской Федерации

    1.1. Конституционные принципы осуществления правосудия

    1.2. Гарантии независимости судебной власти

    Глава 2 Судебная система Российской Федерации

    2.1. Понятие судебной системы

    2.2. Система федеральных судов

    Заключение

    Список использованных источников и литературы


    Скорее всего, время, в которое мы с вами сейчас живем, наши потомки и историки назовут – «периодом правового реформирования, - коренной ломки прежней судебной системы и замены ее другой, более современной, основанной на принципах соблюдения прав человека».Началом становления судебной власти в современной России, без сомнения, является Концепция судебной реформы в Российской Федерации , представленная первым Президентом России Б.Н. Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Президент России Б.Н. Ельцин в сопроводительной записке к Концепции подчеркнул, что проведение судебной реформы является необходимым условием обеспечения функционирования демократического правового государства. Ее целью провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей. Ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствования судопроизводства, повышения доступа к правосудию, приведения российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права. Но главной задачей судебной реформы было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

    Выделяя судебную власть, как самостоятельную и независимую от законодательной и исполнительной власти, Верховный Совет РСФСР, исходил из важного принципа построения демократического государства, – принципа разделения властей. И этот принцип в дальнейшем был закреплен в Конституции РФ, которая предусматривает три виды государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную , устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и судам Российской Федерации. Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть – один из видов государственной власти.

    Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях, так, можно говорить, что судебная власть – это система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. В частности энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Конституция РФ, содержит специальную главу «Судебная власть», статьи которой определяют не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

    Судебная власть –– это вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (власть общественного мнения, власть средств массовой информации, «власть толпы»), судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленных Конституцией и другими законами. В то же время власть, это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, а также осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» .

    Анализируя понятие «судебная власть», авторы учебника ""Правоохранительные органы"", отмечают: «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу … властью является, то что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не ее исполнитель». В.И. Швецов считает, что, «исходя из семантики слова, ""власть"" следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий».

    Конституция РФ, и другие законы основанные на ее положениях, указывают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, и ни какие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ и другими законами, термин «судебная власть» наполняется правовым содержанием, и нормы Конституции дают основания для правильного понимания сущности рассматриваемого явления.

    Концепция разделения властей, взятая за основу Конституцией РФ, лежит в основе западных концепций правового государства, но сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. «В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии и французским правоведом и философом Шарль Луи Монтескьё (1689-1755). При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.)» .

    Традиционно основоположником «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка. В основании политической философии Локка лежит идея охраны собственности от нарушений законности – «…Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием…» . И для того, чтобы этого не происходило Дж.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, с передачей каждой особому кругу лиц.

    Свое дальнейшее развитие теория получила в работах Ш. Монтескье, в фундаментальной работе "О духе законов"(1748г), Монтескье пришел к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Сумбатян Ю.Г. рассматривая теорию Монтескьё, отмечает: - «Цель его теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод»

    Судебной власти Монтескье в своих работах уделял особое внимание: - «Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя ». Монтескье справедливо считал, что если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится и возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Поэтому каждая ветвь власти должна быть предназначена для осуществления определенных функций государства, и «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры "всегда были лишь точным применением закона"". Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц» . Однако, «… Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий» .

    В данный момент принцип разделения властей реально осуществляется на практике в различных государствах мира, и история показала, что разделение властей служит гарантией демократизма государственного строя, законности правосудия, и тем самым не допускает развитие авторитаризма и тоталитаризма. В то же время, этот принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать одностороннее и ошибочные решения вопросов.

    В советские времена концепция Монтескьё подвергалась жестокой и предвзятой критике с классовых позиций, к примеру, в учебнике по судоустройству, изданном в 1974г., говорилось: «Советская наука отвергает как несостоятельную теорию разделения властей, согласно которой судебная власть полностью отделена от власти законодательной власти исполнительной. Утверждения Монтескье скрывали классовую сущность буржуазного суда, давали возможность сводить деятельность суда к выполнению юридической функции, выражающейся в конкретных актах, но всегда пассивной, что деятельность суда есть одна из форм реализации государственной власти» .