Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • Перерасчет пенсионного обеспечения Исковое заявление о пересчете пенсии
  • Договор мены недвижимого имущества Договор мены недвижимого имущества образец
  • Синхрофазотрон - что это: определение, принцип действия, применение
  • Бухучет инфо 4 фсс за полугодие сроки
  • Материнский капитал: на что можно потратить
  • Как попасть на прием к иранскому целителю
  • Подготовка к работе вспомогательного оборудования тракторов. Раличное рабочее оборудование трактора. Гидронавесная система тракторов

    Подготовка к работе вспомогательного оборудования тракторов. Раличное рабочее оборудование трактора. Гидронавесная система тракторов

    РАБОЧЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

    На современных тракторах отечественного производства примене­на навесная гидравлическая система. Она служит для присоединения прицепных, полунавесных и навесных орудий к трактору. Ею управляет тракторист с рабочего места. Навесная гидравлическая система состоит из механизма навески и гидравлической части.

    Механизм навески обеспечивает трактора с сельскохозяйственными орудиями. В него входят несколько тяг и рычагов, присоединенных к трактору обычно в задней части.

    Гидравлическая часть предназначена для поднятия и опускания орудий, присоединенных к трактору. В нее входят гидробак I (рис. 74), масляный насос 3, распределитель 4 и гидроцилиндры 8.

    Рис. 74. Схема гидравлической системы трактора:

    1 - бак; 2 - маслопроводы низкого давления; 3 - маслинный насос; 4 - распре­делитель; 5 - золотник; 6 - рукоятка управления золотником; 7 - маслопроводы высокого давления; 8 - гидроцилиндр; 9 - механизм навески; 10 - навесное ору­дие; 11 - опорное колесо; П - "Подъем"; Н - нейтральное положение; О - "Принудительное опускание"; Пл. - "Плавающее положение"

    Бак соединен металлическим трубопроводом со всасывающей ка­мерой насоса. Нагнетательная камера насоса трубопроводом сообщается с распределителем. Рукоятки 6 распределителя расположены в кабине. Трехзолотниковый распределитель делает систему универсальной и позволяет управлять раздельно сельскохозяйственными машинами или орудиями, расположенными сбоку, впереди и сзади трактора, с помо­щью гидроцилиндров с которыми соединена нагнетательная полость распределителя соединена с баком через фильтр. Действие гидросистемы основано на использовании давления масла, нагнетаемого масляным насосом в гидроцилиндр. Во время работы масляный насос засасывает масло из бака и под большим давлением подает его к распределителю. В зависимости от положенья рукояток распределителя, масло по масло­проводу 7 направляется в гидроцилиндр, поднимая или опуская соеди­ненное с ним орудие или сливается в бак. Универсально-пропашные тракторы кроме перечисленных частей гидравлическим или механиче­ским догружателем ведущих колес, позволяющим за счет навесного орудия увеличить сцепной вес трактора и повысить его проходимость. Составные части навесной гидравлической системы соединены между собой маслопроводами.

    Гидробак служит резервуаром для рабочей жидкости (масла). Он состоит из корпуса и крышки. Бак сварен из двух штампованных из листовой стали половин. В верхней половине бака размещены заливная горловина, масломерная линейка, сапун и фильтр.



    Масляный насос, применяемый в гидросистеме тракторов, - шесте­ренного типа (НШ). Насосы отличаются подачей и направлением вра­щения. Насос состоит из корпуса 9 (рис. 75) с крышкой 1, ведущей 6 и ведомой 8 шестерен, обойм и управляющих деталей.

    Шестерни насоса изготовлены заодно с валами. В корпусе насоса находятся две полости: всасывающая с входным отверстием 10 и нагне­тательная с входным отверстием 11. Шестерни насоса расположены между двумя полуцилиндрическими обоймами подшипниковой 2 и поджимной 3. Подшипниковая обойма служит единой опорой для валов шестерен. Поджимная обойма под действием усилия, развиваемого дав­лением масла в зоне нагнетательного отверстия, поджимается к наруж­ной поверхности зубьев шестерен, обеспечивая необходимый зазор ме­жду зубьями и поверхностью обоймы. При вращении шестерен масло из высасывающей (заборной) полости переносится во впадинах их зубьев в нагнетательную полость.

    Гидроцилиндры предназначены для поднятия или опускания сель­скохозяйственных орудий. На тракторе имеется один основной цилиндр шарнирно установленный на задней оси рамы трактора в комплекте с механизмом навески. Выносные цилиндры комплектуют с гидрофици-рованными прицепными орудиями на заводах.

    Все гидроцилиндры конструктивно выполнены одинаково и разли­чаются только размерами деталей. Цифра в марке обозначает внутрен­ний диаметр цилиндра. Рассматриваемые цилиндры - двустороннего действия, масло под давлением может нагнетаться как в переднюю, так и в заднюю полости.

    Рис. 75. Масляный насос: а -в сборе; б - детали; в - схема работы;

    1 - крышка; 2 - обойма подшипников; 3 - поджимная обойма; 4 –резиновое кольцо; 5 - манжеты; 6 - ведущая шестерня; 7 - платики поджима; 8 – ведомая шестерня; 9 - корпус; 10 - входное отверстие; 11 - выходное отверстие; 12 - манжета радиального уплотнения.

    Каждый цилиндр состоит из корпуса 5 (рис. 76), представляющего собой отрезок трубы с тщательно обработанной внутренней поверхно­стью, и двух крышек 1 и 8, скрепленных с корпусом четырьмя шпиль­ками 6. В цилиндре находится поршень 4, в кольцевой канавке которого установлено уплотняющее резиновое кольцо с прокладками из пласти­ка.

    Рис. 76. Гидроцилиндр: а -устройство; б - схема работы;

    1 - передняя крышка; 2 - шток; 3 - маслопроводная трубка; 4 - поршень; 5 - корпус цилиндра; 6 - шпилька; 7 - отверстие для подвода масла в заднюю полость; 8 - задняя крышка; 9 - клапан; 10 - головка штока; 11 - передвижной упор ограничителя хода штока; 12 - чистики; 13 - штуцер замедлительного кла­пана: 14 - замедлительный клапан; 15 и 16 - выходное и входное отверстия для отвода и подвода масла; А и Б - полости цилиндра

    Поршень закреплен гайкой на стальном штоке 2, проходящем через отверстие задней крышки цилиндра и оканчивающемся головкой, кото­рую соединяют с подъемным рычагом механизма навески. В расточке крышки смонтированы металлические чистики 12, которые служат для снятия со штока грязи. В задней крышке цилиндра находятся клапан 9 регулирования хода поршня и два отверстия для подвода и отвода масла из цилиндра, при подъеме орудия масло поступает через отверстие 15 по трубке 3 в полость А. Под его давлением поршень со штоком пере­мещается вверх, поднимая навесное орудие. Одновременно масло из полости вытесняется поршнем к отверстию 16. При опускании орудия масло движется в обратном направлении. Ход поршня регулируют пе­ремещением упора 11 по штоку.

    Распределитель направляет поток масла в гидроцилиндры. Он авто­матически переключает систему на холостой ход по окончании подъема или опускания орудия, а также предохраняет систему от перегрузки. На большинстве тракторов устанавливают трех секционный клапанно-золотниковый распределитель с независимой работой каждой секции. Рас­пределитель состоит из корпуса 6 (рис. 77), верхней и нижней крышек, трех золотников 8, перепускного 10 и предохранительного 12 клапанов.

    Рис. 77. Распределитель: 1 - рукоятка; 2 - сливной канал (сливная полость); 3 - верхняя крышка;

    4 - пружина; 5 - отводные каналы; 6 - корпус; 7 - отводные каналы; 8 - золотник; 9 - нижняя крышка; 10 - перепускной клапан; 11 – главный подающий канал (нагнетательная полость); 12 - предохранительный клапан; 13 - регулировочный винт

    В корпусе распределителя имеются отверстия для золотников и ка­налы для прохода масла. Главный проходящий канал 11 соединяется с насосом. Отводные каналы 5 и 7, выходящие наружу попарно против золотника, соединяются с гидроцилиндрами. Причем масло, выходящее из каналов, расположенных на уровне отлитой на корпусе "П." должно поступить в цилиндр для подъема орудия. Против перепускного канала в корпусе распределителя находится сливной канал 2, который соединя­ется с гидробаком. Золотники входят в отверстие корпуса с очень малым зазором. Каждый золотник, управляя работой одного гидроцилинд­ра, может занимать четыре положения. Золотник перемещают рукоят­кой 1. Среднее положение рукоятки - нейтральное. Перемещение ее назад соответствует положению "Подъем", вперед - "опускание" и крайнее переднее положение "Плавающее". При перемещении рукояток золотники определенным образом располагаются выточками против соответствующих каналов в корпусе.

    Механизм навески (рис. 78) служит для присоединения к трактору навесных и полунавесных орудий и установки их в рабочее и транс­портное положения. Он смонтирован сзади трактора и при соответст­вующей наладке может работать по двух- и трехточечной схеме присое­динения орудия к трактору.

    Рис. 78 . Механизм навески (трактора Т-150К):

    1 - нижняя ось; 2 - поворотный рычаг штока; 3 - верхняя ось; 4 - гидроци­линдр; 5 - упорный рычаг; 6 - блокирующий палец; 7 - масленки; 8 - вал подъ­емных рычагов; 9 - подъемный рычаг; 10 - центральная тяга; 11 - раскос; 12-стопорный палец; 13 - нижняя тяга; 14-ограничительная цепь; 15-палец телескопического соединения; 16 - центральная головка; 17 - отверстие

    Трактор, оборудованный навесной системой, и сельскохозяйствен­ное орудие вместе образуют, навесной агрегат. По сравнению с прицеп­ным он обладает некоторыми преимуществами: хорошей маневренно­стью, меньшим расходом топлива на единицу выполненной работы, относительно малой металлоемкостью навесных машин. Механизм на­вески состоит из нижней 1 и верхней 3 осей, закрепленных на раме трактора, верхней (центральной) тяги 10, подъемных рычагов 9 и свя­занных с ними нижних продольных тяг 13. На верхней оси свободно вращается полый вал, внутри которого с обеих сторон запрессованы чугунные втулки. На шлицевых концах вала установлены подъемные рычаги. На левом конце вала свободно помещен поворотный рычаг 2 штока гидроцилиндра, который соединен односторонней связью с ле­вым подъемным рычагом.

    При работе трактора с навесными орудиями, которые заглубляются принудительно, поворотный рычаг штока и левый подъемный рычаг жестко соединяют пальцем, вставленным в отверстие 17. Запрещается вставлять палец в отверстие при работе с машинами и орудиями, не требующими принудительного заглубления (плугами, сеялками, куль­тиваторами и т.п.).

    Прицепное устройство устанавливают при полностью поднятом механизме навески. Оно состоит из прицепной скобы 2 (рис. 79), уп­ряжной скобы 3 (серьги) и шкворня 5.

    Рис. 79. Прицепное устройство:

    а - расположение точки прицепа по высоте; б - устройство; 1 - бугель; 2 - прицепная скоба; 3 - упряжная скоба (серьга); 4 - палец; 5 - шкворень

    Прицепная скоба закреплена болтами в бугелях 1, которые уста­новлены на соединительных кронштейнах рамы. В прицепной скобе расположены отверстия, в которых установлены соединительные паль­цы упряжной скобы. Упряжную скобу соединяют с прицепной обычно одним пальцем, при этом снижаются потери мощности трактора на по­воротах.

    Автоматическая сцепка (рис. 80) предназначена для присоедине­ния сельскохозяйственной машины или орудия с трактором. Она состо­ит из рамки 1 и замка 6, приваренного к остову (раме) сельскохозяйст­венной машины. Рамку устанавливают на задний механизм навески. При комплектовании агрегата трактор подъезжает к машине задним ходом, после чего поднимают механизм навески до полного входа рам­ки в замок и закрывают защелку.

    Рис. 80 . Автосцепка: а - устройство; б - действие;

    1 - рамка; 2 - планки; 3 - пружина; 4 - трос; 5 - рычаг; 6 - замок; 7 - рама орудия (машины); 8 - палец

    Гидрофщированный прицепной крюк устанавливают на многие ко­лесный тракторы. Его используют для работы трактора. Во время рабо­ты трактора на транспортных работах груженый прицеп через крюк до­полнительно нагружает задние колеса трактора, в результате чего воз­растают сцепной вес трактора и его тяговое усилие.

    Валы отбора мощности (ВОМ) предназначены для передачи мощ­ности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных ма­шин. Их различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте вращения и способам управления. Большинство тракторов обо­рудовано задним ВОМ, некоторые - передним. Универсально-про­пашные тракторы имеют задний и боковой ВОМ.

    По типу привода валы отбора мощности подразделяют на зависи­мые, независимые, полузависимые и синхронные. С зависимым приво­дом ВОМ вращается от трансмиссии при выключенном сцеплении ос­танавливается. ВОМ с независимым приводом получает вращение от коленчатого вала двигателя через ведущую часть сцепления независимо от выключения сцепления. Полунезависимый привод позволяет вра­щаться ВОМ при переключении передач, во время остановки, но не дает возможность включить и выключить его при движении трактора. У ВОМ с синхронным приводом частота вращения изменяется при пере­ключении передач пропорционально скорости движения трактора. Син­хронный привод применяют на пропашных тракторах для привода ра­бочих органов машин, скорость работы которых должна быть согласо­вана со скоростью движения трактора (например, навесных сеялок). Частота вращения ВОМ стандартизирована: 9 с" 1 (540 об/мин) и 16,6 с 4 (1000 об/мин). Хвостовики ВОМ всех тракторов имеют одинаковые по размеру шлицы и расположены на одной высоте от уровня опорной по­верхности трактора. Если ВОМ не используют, то выступающий его конец закрывают колпаком. Способы управления валами отбора мощ­ности бывают механические и гидравлические.

    Гидравлическая система ВОМ включает в себя масляный насос 5, фильтр-заборник 8, клапанное устройство и маслопроводы. Клапанное устройство имеет два клапана, которые смонтированы в одном корпусе, прикрепленном к задней стенке редуктора. Клапан 16 поддерживает в системе постоянное давление (1,0 МПа) при переменной подаче масле­ного насоса. Клапан 4 плавного включения (рис. 81) необходим для управления ВОМ. Он состоит из шарика, двух пружин, штока и эксцен­трика 6 с рычагом 5 управления.

    При включенном ВОМ клапан плавного включения выполняет роль предохранительного клапана. Когда рычаг 5 находится в выключенном положении, эксцентрик освобождает шток от поджатия. В этом положе­нии масляный насос засасывает рабочую жидкость через фильтр из под­дона редуктора и по нагнетательному маслопроводу подает ее к клапан­ному устройству (параллельно к обоим клапанам 4 и 7). Рабочая жид­кость (масло) через открытый клапан 4 плавного включения сливается в поддон и частично через канал 3 в ведомом валу поступает на смазыва­ние фрикционных дисков гидроподжимной муфты 2. При перемещении рычага 5 управления (рис. 81, б) в положение включения ВОМ эксцен­трик поворачивается и толкает шток вниз. Шток поджимает обе пружи­ны, прижимая шарик к седлу. Свободный слив рабочей жидкости прекращается, и она под давлением поступает в подпоршневую полость 10, сжимая фрикционные диски муфты. Давление рабочей жидкости возрастает от 0 до 1,0 МПа. При повышении давления более 1,0 МПа клапан 4 открывается, и излишек масла перепускается на слив в поддон. Клапан 4 открывается, и излишек масла перепускается на слив в поддон. Плавность включения муфты ВОМ зависит от темпа перемещения ры­чага управления.

    Рис. 81. Схема работы гидросистемы ВОМ: а - при выключенном ВОМ; б - при включенном ВОМ;

    1 - фильтр-заборник; 2 - гидроподжимная муфта; 3 - канал; 4 - клапан плавного включения; 5 - рычаг управления; 6 - эксцентрик; 7 - клапан постоянного дав­ления; 8 - масляный насос; 9 - ведомый вал; 10 - полость

    На тракторе может быть установлен боковой ВОМ 9 (рис. 82), который облегчает привод механизмов сельскохо­зяйственных машин, располо­женных впереди и с боков трак­тора, боковой ВОМ устанавли­вают с левой стороны коробки передач (вместо боковой крыш­ки). Во вращение ВОМ приво­дится через подвижную шестер­ню 2, которую поводком 6 пе­ремещают по шлицам вала 7. Включают и выключают боко­вой ВОМ (при выключенном сцеплении) с помощью тяги 3, расположенной под поликом (с левой сторон сиденья).

    Рис. 82. Боковой ВОМ трактора МТЗ-80:

    1 - корпус; 2 - подвижная шестерня; 3 - тяга управления; 4 - рычаг; 5 - фикси­рующая пластина; о - поводок; 7 - ведомый вал

    Для снижения скорости движения, остановки и удержания в непод­вижном состоянии тракторы и автомобили оборудуют тормозной сис­темой. Различают следующие виды тормозных систем:

    Рабочую, необходимую для регулирования скорости движения машины и ее плавной остановки;

    Стояночную, которая служит для удержания машины на уклоне;

    Вспомогательную, предназначенную для крутых поворотов трактора.

    Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода.

    Тормозной механизм служит для создания искусственного сопро­тивления движению трактора и автомобиля. Наибольшее распростране­ние получили фрикционные тормоза, принцип действия которых осно­ван на использовании сил трения между неподвижными и вращающими деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внут­ренней, цилиндрической поверхности вращения, в ленточном - на на­ружной, а в дисковом - на боковых поверхностях вращающего диска. По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые - на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные - в стояночной.

    Привод тормозов предназначен для управления тормозными меха­низмами при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические и гидравлические. Меха­нический привод тормозов применяют на всех рассмотренных ранее тормозах тракторов. Этот привод используют и на стояночных тормо­зах, которыми оборудованы все автомобили и некоторые трактора.

    Стояночный тормоз. На автомобилях установлены стояночные тормоза барабанного типа (рис. 83, а). Неподвижный диск 3 закреплен на корпусе коробки передач. На диске симметрично установлены две коробки 5, которые размещены внутри барабана. Тормозной барабан 7 закреплен на ведомом (вторичном) валу коробки передач. К тормозным колодкам снаружи прикреплены фрикционные накладки. Нижние кон­цы колодок через пальцы 9 опираются на коническую головку регули­ровочного винта 10. Верхняя часть колодок опирается на толкатели 6 разжимного устройства, которое состоит из стержня 4 и двух шариков. Стержень соединен через приводной рычаг и тягу с рычагом 2 цен­трального (стояночного) тормоза. Для затормаживания автомобиля (рис. 83, 6) рычаг 2 тормоза рукой перемещают назад.

    В это время нижний конец рычага, перемещаясь вперед, через тягу и проводной рычаг 11 действует на разжимной стержень 4 с шариками.

    Рис. 83. Стояночный тормоз барабанного типа (автомобиль ГАЗ-53А): а - устройство; б - схема работы (тормоз включен);

    1 - кнопка фиксатора; 2 - рычаг; 3 - неподвижный диск; 4 - разжимной стер­жень; 5 - тормозные колодки; 6 - толкатель; 7 - барабан; 8 - стяжная пружина; 9 - пальцы; 10 - регулировочный винт; 11 - приводной рычаг; 12 -тяга; 13 - шарик; 14 -тормозной барабан

    Под воздействием шариков 13 и толкателей б верхние концы коло­док раздвигаются и их фрикционные накладки прижимаются к тормоз­ному барабану, который затормаживается и препятствует вращению соединенного с ним карданного вала трансмиссии. В заторможенном положении рычаг тормоза фиксируется на секторе защелкой. Чтобы выключить стояночный тормоз, необходимо освободить защелку, нажав на кнопку 1и переместить рычаг тормоза вперед. При этом разжимной стержень 4 тоже переместиться вместе с шариками вперед и освободит толкатели 6. Под действием стяжных пружин 8 колодки отойдут в ис­ходное положение. Необходимый зазор между фрикционными наклад­ками колодок и барабаном устанавливают регулировочным винтом 10.

    На колесном тракторе общего назначения применяют стояночный тормоз ленточного типа (рис. 84). Торможение достигается трением, воз­никающим между тормозной лентой и шкивом, который закреплен на валу привода переднего ведущего моста. Шкив 4 охватывает стальная лента 5 с чугунными накладками. Один конец ленты закреплен в крон­штейне 9, привернутом к корпусу раздаточной коробки, а с другой соеди­нен системой тяг с ручным рычагом 12 управления центрального тормоза, расположенным в кабине. Рычаг тормоза фиксируется храповиком.

    Рис. 84. Стояночный тормоз ленточ­ного типа (трактора Т-150К):

    I- регулировочный болт; 2 - опоратормозной ленты; 3 - оттяжная пружина; 4 - шкив; 5, - тормозная лента; 6 - регулировочная гайка ленты;7 - тяга; 8 - пальцы; 9 - кронштейн;10 - компенсирующая пружина; 11- двухплечий рычаг; 12 – рычаг управления тормозом

    Равномерный зазор между тормозной лентой и шкивом обеспечивают оттяжные пружи­ны 3 и регулировочный болт 1. При переводе рычага 12 на себя усилие передается через систему тяг на ленту, которая затягивает­ся вокруг шкива и затормажива­ет его. В исходное положение ленту возвращают пружины по­сле отведения рычага от себя. На некоторых колесных тракторах установлены дисковые тормоза.

    Барабанный тормозной механизм с гидравлическим приво­дом применяют на автомобилях. Он состоит из двух колодок 13

    (рис. 85), установленных на опорном диске 2, колесного тормозного цилиндра 3, опорных пальцев и регулировочных эксцентриков. На на­ружные поверхности колодок наклепаны фрикционные накладки. Пе­редняя накладка длиннее задней. При торможении они прижимаются к тормозному барабану колеса с большой силой. Этим обеспечивается их равномерное изнашивание. Между собой колодки стянуты пружиной 4. Их нижние концы опираются на эксцентриковые шайбы, надетые на опорные пальцы 11, а верхний - на сухари поршней колесного тормоз­ного цилиндра. Зазор между колодками и тормозным барабаном колеса регулируют с помощью эксцентриков 1, установленных под колодками в опорном диске.

    Рис. 85. Барабанный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А: 1 - регулировочный эксцентрик; 2 - опорный диск; 3 - колесный цилиндр; 4 - стяжная пружина; 5 - сухарь; 6 - поршень; 7 - разжимная пружина; 8 - кор­пус; 9 - манжета; 10 - клапан; 11 - опорные пальцы; 12 - эксцентриковые шай­бы; 13-колодки; 14 - направляющие скобы; 15 - контргайки

    Колесный тормозной цилиндр включает в себя корпус 8, прикреп­ленный к диску колеса, два поршня 6, установленных в корпусе и суха­ри 5. Для уплотнения в поршни с помощью пружин 7 упираются рези­новые манжеты 9, чтобы в цилиндр не попадали пыль и грязь, он с обе­их сторон закрыт резиновыми защитными колпачками. В корпусе ци­линдра имеются два канала. Через нижний канал поступает тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра, а через верхний - удаляет­ся воздух из тормозной системы. Выпускное отверстие этого канала закрыто клапаном 10 с резиновым колпачком. Тормозная жидкость по­дается от главного тормозного цилиндра в колесный по металлическим трубам и гибким шлангам из прорезиненной ткани.

    Гидровакуумный усилитель (рис. 86) состоит из силовой камеры 4, цилиндра 9 и клапана управления

    Рис. 86. Схема гидровакуумного усилителя:

    1 - педаль тормоза; 2 - впускной трубопровод; 3 - запорный клапан; 4 - силовая камера; 5 - воздушный клапан; 6 - вакуумный клапан; 7 - диафраг­ма клапана управления; 8 - воздушный фильтр; 9 - цилиндр усилителя; 10 - поршень усилителя; 11 - поршень клапана управления; 12 - толкатель; 13 - колесный тормозной цилиндр; 14 - главный тормозной цилиндр; А и Б - полости силовой камеры

    Корпус силовой камеры представляет собой две штампованные чашки, соединенные хомутами. Между чаш­ками зажаты края диафрагмы, наружной пружиной. Диафрагма соеди­нена через тарелку и толкатель 12 с поршнем 10, помещенным в ци­линдр усилителя. Внутри поршня помещен шариковый клапан с пружи­ной. Клапан управления включает поршень 11, диафрагму 7 с пружиной и два клапана: воздушный 5 и вакуумный 6, соединенные между собой штоком. Гидровакуумный усилитель работает следующим образом.

    При отпущенной педали тормоза воздушный клапан управления закрыт, а вакуумный клапан открыт и через него полости А и В силовой камеры сообщаются между собой. Следовательно, в полостях А и Б ус­танавливается одинаковое давление. При нажатии на педаль 1 тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра через открытый шариковый клапан поршня 10 усилителя поступает к колесным тормозам, приводя их в действие. По мере увеличения давления на педаль тормоза поршень 11 и диафрагма 7 клапана управления перемещаются вверх. При этом вакуумный клапан 6 закрывается, разобщая между собой полости А и Б, а воздушный 5 открывается. В полости Б создается разрежение, по­скольку она соединена с впускным трубопроводом двигателя. Вследст­вие разницы давлений в полостях А и Б силовой камеры диафрагма, толкатель и поршень 10 усилителя перемещается вправо, шариковый клапан закрывается, и давление тормозной жидкости перед поршнем увеличится благодаря дополнительному давлению, создаваемому гид­ровакуумным усилителем. Чем больше усилие, прикладываемое води­телем на педаль тормоза, тем больше давление воздуха на диафрагму гидровакуумного усилителя и соответственно увеличивается давление жидкости в колесных тормозах цилиндра. Между силовой камерой и выпускным трубопроводом установлен запорный клапан 3, автоматиче­ски разъединяющий их при остановке двигателя. Поскольку в момент остановки в полости Б имеется запас вакуума, то обеспечивается одно-два торможения с усилием при неработающем двигателе.

    Пневматический привод. На рисунке 87 показано расположение со­ставных частей пневматического привода на автомобиле. Пневматический привод обеспечивает работу колесных тормозов и стеклоочистителей. Для создания запаса сжатого воздуха служат воз­душные баллоны 3. Во время торможения воздух из баллонов поступает в камеры 4 и 9 и затормаживают колеса.

    Рис. 87. Схема пневматического привода тормозов автомобиля: 1 - компрессор; 2 - стеклоочиститель; 3 - воздушные баллоны; 4 - задние тор­мозные камеры; 5 - соединительная головка; 6 - разобщительный кран; 7 - со­единительный шланг; 8 -тормозной кран; 9 - передние тормозные камеры

    На колесных тракторах пнев­матический привод обеспечивает дополнительную работу механизма выключения сцепления, позволяет использовать воздух для накачки шин и заправки топливного бака.

    Тормозная камера 9 (рис. 87) приводит в действие колесный тор­мозной механизм за счет энергии сжатого воздуха. При нажатии на педаль тормоза под крышку тормозной камеры поступает сжатый воздух, который прогибает диафрагму к корпусу вместе с диском и перемещает шток. Последний через вилку передает усилие на рычаг, поворачивает его вместе с кулаком, в результате тормозные колодки разводятся и прижимаются к барабану - колесо затормаживается. После отпускания педали тормоза колодки возвращаются в исходное положение пружи­ной, которая стягивает их.

    Компрессор (рис. 87) поршневого типа двухцилиндровый, нагнета­ет воздух в воздушные баллоны. Он состоит из картера, блока цилинд­ров, головки, шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, клапанно­го и разгрузочного устройства. Под действием разрежения, создаваемо­го в цилиндре компрессора при ходе поршня вниз, открывается впуск­ной клапан, и в цилиндр через воздушный фильтр двигателя поступает воздух. Во время движения поршня вверх впускной клапан закрывается, сжатый воздух в цилиндре открывает нагнетательный клапан, поступает в головку и в воздушные баллоны.

    Тормозной кран комбинированного типа служит для управления колесными тормозами трактора и прицепа. Он установлен на лонжероне рамы. В общем корпусе тормозного крана имеются две секции. Нижняя секция управляет тормозами трактора, а верхняя - тормозами прицепа. В каждой секции крана между корпусом и крышкой закреплена гибкая резинотканевая диафрагма с гнездом выпускного клапана.

    Тормозная система гусеничного трактора состоит из педалей и ры­чагов левых и правых тормозов. Рычаги и через тяги воздействуют на ленту тормоза солнечной шестерни, а педали через тяги - на ленту ос­тановочного тормоза. Для удобства рычаги управления снабжены пла­стмассовыми рукоятками, а педали упорными подушками. Рычаги управления и педали установлены в керамических втулках на осях, ко­торые плотно входят в отверстия литых чугунных кронштейнов, закре­пленных на раме трактора. Втулки рычагов и педалей смазывают через масленки, ввернутые в торцы осей.

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Классификация тракторов и автомобилей. Основные механизмы и системы двигателя, основное и вспомогательное оборудование. Сельскохозяйственные и почвообрабатывающие машины, их классификация и маркировка. Плуги, бороны, лущильники, катки, культиваторы.

      шпаргалка , добавлен 07.06.2011

      Производственная деятельность предприятия. Виды сельскохозяйственной техники. Случаи поломок и нарушений в работе тракторов и сельскохозяйственных машин, причины их возникновения и порядок устранения. Ремонт коробки переключения передач трактора.

      отчет по практике , добавлен 26.10.2014

      Характеристика крестьянско-фермерского хозяйства "Возрождение". Применение новой широкозахватной техники для обработки почвы как фактор повышения производительности труда. Расчет количества технического обслуживания тракторов, периодичности ремонтов.

      дипломная работа , добавлен 08.01.2010

      Модернизация сельскохозяйственной техники, повышение качества сельскохозяйственной продукции. Техническая характеристика тракторов Challenger, Terrion, Versatile. Сельскохозяйственные машины для уборки кукурузы, уборки трав и кормопроизводства.

      статья , добавлен 05.03.2012

      Анализ эффективности использования тракторного парка. Планирование технического обслуживания тракторов на предприятии. Основное устройство и принцип работы установки для замены масел и технических жидкостей. Расчет основных узлов конструкции на прочность.

      дипломная работа , добавлен 05.07.2014

      Расчет состава и планирование использования машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия. Построение интегральных кривых расхода топлива. Разработка годового плана технического обслуживания тракторов. Построение графиков загрузки техники.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2016

      Характер динамических нагрузок трансмиссий и ходовой системы сельскохозяйственных тракторов. Способы повышения энергетических показателей энергонасыщенных тракторов. Расчет оптимальной жесткости пневмогидравлической планетарной муфты сцепления.

      дипломная работа , добавлен 17.11.2013

      Технологический расчет достаточности тракторов и сельскохозяйственной техники для проведения весенне-полевых, уборочных работ в агротехнический срок. Мероприятия по разведению овец. Основные ветеринарные правила для комплексно-механизированных ферм.

      дипломная работа , добавлен 02.10.2013

    Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, орга­ны управления и контроля, устройства для создания микроклима­та в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др.

    С целью улучшения условий труда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счет применения гидро- и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов. Уси­лие на органы управления трактором должно быть не более 30...50Н.

    Чтобы обеспечить необходимые комфортные условия води­телям, тракторы и автомобили оборудуют герметизированными кабинами. К кабинам современных тракторов и автомобилей предъявляют ряд эргономических требований. Все органы уп­равления трактора и автомобиля должны быть размещены в ка­бине в так называемых зонах эргономической доступности, т. е. должны быть доступны водителю при затрате им минимальной энергии.

    Важной характеристикой кабины является обзорность, поэтому в кабине предусмотрены передние, задние и боковые панорамные стекла с резиновыми уплотнителями. Боковые стекла делают от­крывающимися, для чего двери кабины оборудуют стеклоподъем­никами. Для улучшения обзорности передние и задние стекла так­же могут открываться.

    Для обеспечения безопасности водителя при столкновении, опрокидывании и в дорожно-транспортных происшествиях каби­на должна быть достаточно прочной. Поэтому ее делают цельно­металлической, сваривая из холоднокатаного профиля.

    На работоспособность водителя значительно влияют шум и вибрация в кабине. Для их снижения применяют шумопоглощаю-щие прокладки между наружными и внутренними стенками каби­ны, коврики на полу. Сами кабины крепят к остову на резиноме-таллических, пружинных или гидравлических амортизаторах. Кресло водителя оснащено антивибрационным устройством и мо­жет быть отрегулировано по массе водителя, высоте сиденья и приближенности к органам управления (вперед-назад)

    Кабины многих современных грузовых автомобилей располага­ют над двигателями. Для удобства доступа к двигателю при его техническом обслуживании их делают откидывающимися и снаб­жают надежными запорными устройствами, предотвращающими самопроизвольное опрокидывание кабины.

    Чтобы защитить водителя от воздействия окружающей среды, кабины выполняют с уплотненными дверями и окнами, обеспечи­вающими незначительное избыточное давление воздуха. Возмож­но применение системы кондиционирования воздуха. Избыточ­ное давление поддерживается вентилятором, который часто ком­понуют совместно с системой отопления.

    Для безопасности работы водителя устанавливают ремни безо­пасности, а для работы в сложных погодных условиях - стекло­очистители, устройства против обледенения и отпотевания.



    Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С, а в теплый период года не более чем на 2...3 "С выше температуры окружающего воздуха; скорость перемещения возду­ха при вентиляции - не более 1,5 м/с; содержание пыли в возду­хе - не более 2 мг/м 3 , оксида углерода - не более 20 мг/м 3 .

    Система вентиляции может быть естественной (через окна ка­бины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На боль­шинстве тракторов и автомобилей используют обе системы венти­ляции. На автомобилях принудительная вентиляция объединена с системой отопления кабины в холодное время. Для принудитель­ной приточной вентиляции кабин тракторов используют вентиля-тор-пылеотделитель, устанавливая его на крыше кабины. Этот вентилятор состоит из корпуса, колпака, патрубка, щитка и элект­родвигателя с крыльчаткой.

    Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем, как правило, водоиспаритель-ного типа. Такая вентиляционная установка подает в кабину очи­щенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух. В холод­ное время года кабины тракторов обдуваются воздухом, нагретым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух по­ступает в сердцевину радиатора через заборник по металлическо­му рукаву. В кабину теплый воздух направляется сначала по пат­рубкам со щелями на обдув лобовых стекол, а затем непосред­ственно в кабин

    Контрольные вопросы

    1. Какое оборудование трактора называют рабочим?

    2. Из каких агрегатов состоит навесная гидравлическая система?

    3. Чем отличается двухточечная схема механизма навески от трехточечной?

    4. Для чего служит тормозной механизм?

    5. Расскажите устройство и работу стояночного тормоза автомобиля.

    6. Объясните по схеме (см. рис. 1.6.4) работу пневматического привода тормозов автомобиля.

    7. Перечислите вспомогательное оборудование трактора и автомобиля.

    Трактор является энергетической составной частью машинно- тракторного агрегата, который образуется при соединении с ним различных сельскохозяйственных машин-орудий. Образование МТА носит название «агрегатирование» и осуществляется различными способами.

    Наиболее простым является прицепное агрегатирование. В этом случае связь между трактором и машиной осуществляется в одной точке, например крюке. Недостатками такого способа агрегатирования являются: низкая маневренность МТА, большие габариты, сложность передачи энергии от двигателя к рабочим органам машины.

    Навесное агрегатирование имеет весьма существенные преимущества перед прицепным. Это прежде всего хорошая маневренность, более высокая производительность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин; кроме того, на некоторых видах работ исключается необходимость присутствия вспомогательного рабочего персонала.

    Все навесные машины условно можно разделить на две группы: полностью навесные - машины, весь вес которых в транспортном положении передается на трактор, и полунавесные - машины, у которых в транспортном положении только часть веса передается на трактор, а остальная часть воспринимается собственной ходовой частью.

    При навесном агрегатировании сельскохозяйственная машина шарнирно соединяется с трактором и имеет возможность как вертикальных, так и горизонтальных перемещений. Сельскохозяйственная навесная машина соединяется с трактором посредством гидравлической навесной системы.

    Возможны разные варианты размещения навесных машин на тракторе (рис. 14.1): заднее, переднее, фронтальное, боковое, эшелонированное, шеренговое и комбинированное.

    Рис. 14.1. Варианты размещения навесных машин на тракторе: а - сзади; б - сзади справа; в - сзади слева; г - между передней и задней осями (на самоходном шасси) посредине; д - между передней и задней осями справа; е - спереди посредине (фронтально); ж - спереди и посредине (слева и справа); з - посредине слева и справа и сзади; и - спереди и посредине справа; к - фронтально сзади (при движении трактора задним ходом)

    При заднем расположении машина навешивается на тракторе так, что она находится сзади, вне базы трактора. Этот вид навески применяют на сельскохозяйственных тракторах для агрегатирования с большинством почвообрабатывающих машин для сплошной обработки почвы, с посевными, посадочными, некоторыми уборочными машинами. Заднее расположение навесной машины неудобно для обзора, а при повороте агрегата происходит смещение этой машины в сторону, противоположную повороту МТА, что осложняет работу тракториста. При заднем расположении за счет передачи всего веса навесной машины на трактор улучшается сцепление его задних колес с почвой, а недостатком в этом случае является ухудшение устойчивости и управляемости колесного трактора.

    При передней навеске сельскохозяйственная машина помещается между передним и задним мостом трактора, который движется по обработанному полю. Такую навеску еще называют средней. Такой вариант навески возможен только у тракторов, имеющих в указанной зоне достаточное свободное пространство. Особенностью этой навески является наименьшее отклонение рабочих органов машины от необходимого положения при неточном вождении МТА. Эта специфика особенно важна при выполнении пропашных работ (совокупность операций по уходу за растениями, выполняемых рабочими органами пропашной техники, движущимися между рядками растений), так как обеспечивает минимальное повреждение растений. Достоинствами передней навески являются также повышенные тягово-сцепные свойства трактора, улучшение его продольной устойчивости и управляемости, компактность МТА и хорошие маневровые свойства. При необходимости уплотнение почвы по следу колес ликвидируется с помощью специальных рыхлителей, установленных за задними колесами.

    Фронтальная навеска применяется в тех случаях, когда такое расположение машины удобно с точки зрения выполняемой операции (уборочные операции, которые высвобождают место для движения ходовой системы трактора), или при необходимости выполнения одновременно нескольких операций, когда на трактор навешивается несколько разных машин. Фронтальная навеска используется также на сельскохозяйственном крутосклонном тракторе, так как специфика его движения в том, что в конце каждого рабочего хода отсутствует традиционный поворот (нежелателен из-за опасности опрокидывания в условиях ограниченного маневрирования), т.е. трактор останавливается и следующий рабочий ход выполняет реверсивным движением. На трактор навешиваются машины во фронтальном и заднем расположении, попеременно работая так, что при каждом ходе трактор буксирует машину в тяговом режиме.

    Рабочие органы фронтально навешенных машин часто невидимы из-за капота двигателя, хотя и располагаются в направлении сектора обзора тракториста (вперед по ходу движения МТА). Поэтому фронтальное агрегатирование (использование фронтальной навески) требует такой компоновки моторной части, чтобы капот двигателя имел максимально возможный наклон вперед и вниз.

    При боковой навеске машина располагается сбоку трактора (если машина одна, то обычно с правой стороны, так как эта зона особенно хорошо просматривается трактористом) и соединяется с ним через специальный механизм, придаваемый к сельскохозяйственной машине.

    Боковая навеска характерна тем, что сила сопротивления рабочего хода, создаваемая машиной, располагается не в плоскости симметрии трактора, а на определенном плече, что создает крутящий момент, приложенный к МТА и стремящийся его повернуть в сторону расположения навешенной машины. Поэтому боковую навеску стремятся использовать с машинами, воздействие которых не нарушает стабильного прямолинейного движения МТА. В сельском хозяйстве боковую навеску применяют для навешивания однобрусных косилок и некоторой другой техники.

    Секционная (эшелонированная) навеска представляет собой комбинацию нескольких вариантов навесок: фронтальной и боковых; задней и боковой; фронтальной и задней. Обычно секционная навеска используется при работе с широкозахватными машинами (культиваторы, сеялки, сенокосилки и др.), когда расположить их в одном варианте навески невозможно. Секционная навеска используется также и при совмещении отдельных операций: рыхлении и подкормки, внесении удобрений и посева и т.п. - с применением задней и фронтальной навесок, или фронтальной и передней, или передней и задней.

    При шеренговой навеске машины в виде отдельных секций располагаются в ряд и навешиваются на сцепку, прицепляемую к трактору сзади. Данный способ навешивания применяется при комплектовании широкозахватных агрегатов, состоящих из сеялок, паровых культиваторов, борон и т.д. При шеренговой навеске соединение машин со сцепкой и сцепки с трактором удобно, однако наблюдение за работой машин затруднено.

    Как уже указывалось, агрегатирование с трактором различной техники осуществляется с помощью гидравлической навесной системы, которая состоит из подъемно-навесного устройства (механизм навески) и гидравлической системы.

    Раличное рабочее оборудование трактора


    Как известно, современный трактор - это универсальная мобильная (подвижная) машина, которая может обеспечить выполнение самых разнообразных работ. Например, тракторы МТЗ-80, МТЗ-82 могут агрегатироваться с 273 различными машинами - орудиями. Помимо работ с сельскохозяйственными машинами, тракторы можно использовать и на других работах: собирание камней с поверхности поля и погрузка их в прицепы; загрузка самолетов и вертолетов удобрениями, гербицидами и т. п.; разрезка слежавшихся скирд соломы и сена и др. А в аварийный случаях тракторы могут выполнять роль подвижной электростанции небольшой мощности, ваку-ум-насоса, необходимого для дойки коров, пожарного насоса и т. д.

    Тракторист, сидящий в кабине современного трактора, может не только управлять его движением по нужной траектории, но и воздействовать на рабочие органы машины (орудия), присоединенной к трактору, переводить ее в рабочее или транспортное положение, включать в работу и останавливать.

    Для выполнения этих действий на трактор устанавливают рабочее оборудование: гидронавесную систему (рис. 114, а), позволяющую навешивать на трактор сзади машину или орудие 7 при помощи механизма навески 6, а спереди - навески. В некоторых случаях можно одновременно навешивать машины как сзади, так и спереди. Гидросистема дает возможность управлять рабочими органами навешенных или прицепленных к трактору машин. Прицепные приспособления (см. рис. 114, г) служат для соединения трактора с прицепом или прицепными машинами. Приводные шкивы 8, размещаемые сбоку трактора или сзади (см. рис. 114, б, в), предназначены для передачи крутящего момента двигателя трактора на стационарную машину.

    Рис. 114. Рабочее оборудование трактора:
    а - гидронавесная система; б - приводные шкивы; в-валы отбора мощности; г-прицепные устройства; 1, 6 - механизмы навески; 2, 5-силовые цилиндры; 3 - насос; 4 - распределитель; 7 - навешенное орудие; 8 - боковой шкив; 9 - задний шкив; 10- боковой ВОМ; 11-задний BOM .

    Кроме устройств, приведенных на рисунке 114, на тракторе можно устанавливать догружатели ведущих колес, уменьшающие их буксование, гидравлическую систему отбора мощности и др.

    В качестве рабочей жидкости в гидросистеме трактора используют минеральные масла (моторные МГ-8 или МГ-10), трансмиссионные (АКп-10) или индустриальные 20 (веретенное 3). Тип масла, применяемого для данного трактора, обычно указывается в заводской инструкции.

    Устройство отдельных частей гидросистемы. Бак снабжен заливным отверстием, закрываемым крышкой с сапуном (рис. 115), уровнемерной линейкой, спускной пробкой и фильтром для систематической очистки рабочей жидкости от примесей.

    Рис. 115. Масляный бак:
    1 - фильтр; 2-индикатор; 3- сапун; 4 - уровнемерная линейка; 5 - фильтрующий элемент; 6 - перепускной клапан; 7 - спускная пробка; 8 - дроссель; I - фильтр чистый; II - фильтр загрязненный.

    Фильтрующие элементы фильтра состоят из отдельных секций, изготовленных из мелкой сетки, через которые во время работы гидросистемы пропускается рабочая жидкость (положение /).

    В случае засорения фильтрующих элементов проход жидкости будет затруднен и давление перед фильтром возрастает. Чтобы предупредить аварию (разрыв трубок, сеток и т.д.), в гидросистеме предусмотрен перепускной клапан 6, который при повышении давления рабочей жидкости до 0,2…0,35 МПа (у разных тракторов разное давление) откроет отверстие и пропустит жидкость в бак, минуя фильтрующий элемент (положение //).

    Для контроля степени загрязненности фильтра на некоторых тракторах в сливной магистрали между распределителем и баком помещают индикатор состояния фильтра.

    При входе масла из магистрали в индикатор установлен дроссель, защищающий индикатор от резких всплесков масла, загрязняющих верхнюю часть внутренней полости прозрачного колпака маслом.

    Маслопроводы и арматура. Для соединения неподвижно закрепленных на тракторе устройств гидросистемы применяют стальные бесшовные трубки, рассчитанные на давление до 32 МПа, которые при помощи накидных гаек присоединяют к штуцерам соответствующих частей гидросистемы: к силовым цилиндрам, основному и выносным, жидкость подводится по гибким шлангам, представляющим собой резиновые трубки, покрытые двумя хлопчатобумажными оплетками и одной или двумя стальными оплетками (в зависимости от давления, на которое они рассчитаны), снаружи имеющей слой прорезиненной ткани. При изготовлении шлангов используют маслостойкую резину. По концам шланга укреплены неразборные наконечники.

    Маслопроводы соединяют между собой при помощи муфт, снабженных самозапирающимися шариковыми клапанами (рис. 116, а).

    При соединении обоих корпусов муфт гайкой шарики, упираясь один в другой, отходят от гнезд и открывают проход для жидкости (положение /).

    После разъединения муфты шарики прижимаются пружинами к своим гнездам и не позволяют жидкости, находящейся в шлангах, вытекать наружу (положение //).

    Рис. 116. Соединительные муфты: а - с накидной гайкой; б-разрывная; 1 - шариковый клапан; 2-гайка; 3,4 - половинки муфты; 5 - шарик; 6 - пружина; / - соединенное положение; II - разъединенное положение.

    Маслопроводы, идущие к силовым цилиндрам, установленным на присоединенных к трактору машинах и орудиях, соединяются разрывными муфтами с шариковыми замками (см. рис. 116, б).

    При случайном отцеплении машины и увеличении при этом растягивающего усилия свыше 150 Н пружина (положение I) сжимается, шарики запорного устройства выходят из обоймы и освобождают обе половинки муфты, которые разъединяются, а шариковые клапаны закрывают выходные отверстия шлангов (положение II), в результате чего утечка жидкости будет исключена.

    Насос. В гидросистемах тракторов устанавливают насосы, предназначенные для подачи рабочей жидкости в силовые цилиндры под высоким давлением (до 12,5 МПа) и в таком количестве, чтобы обеспечить перевод навешенной машины или орудия из рабочего положения в транспортное в течение 2…3 с.

    Рассмотрим устройство насосов на примере НШ-32У и НШ-32-2 (Н-насос, Ш-шестеренный, 32-теоретическая подача рабочей жидкости (в кубических сантиметрах) за один оборот вала, У-унифицированный).

    Насос НШ-32У состоит из корпуса (рис. 117, а), внутри которого установлены две входящие между собой в зацепление шестерни - ведущая и ведомая. Цапфы шестерен сделаны за одно целое с ними и установлены в массивные опорные втулки. Корпус насоса закрывается крышкой. Между корпусом и крышкой имеется уп-аотнительная резиновая пластина (манжета). Для предупреждения перетекания рабочей жидкости из полости высокого давления в заборную в корпусе помещены металлический вкладыш и резиновое уплотнение.

    Рис. 117. Масляные насосы:
    а - НШ-32У; б - НШ-32-2; 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - ведущая шестерня; 4- ведомая шестерня; 5 - опорные втулки; 6 - манжета; 7 - вкладыши; Я - уплотнение; 9 - схема действия; 10- пластик; 11 - поджимная обойма; 12- центрирующая втулка; 13 - подшипниковая обойма; / - полость всасы вания; 11 - полость нагнетания.

    Действует насос следующим образом. При работе двигателя вращение от коленчатого вала или от механизмов трансмиссии (в зависимости от конструкции трактора) через шестеренную передачу передается шестерням насоса, которые при этом начинают вращаться в противоположные стороны.

    Впадины зубьев вращающихся шестерен захватывают рабочую жидкость, затем отбрасывают ее к стенкам корпуса и без сжатия переносят из полости всасывания / в полость нагнетания II. В тот момент, когда в полости нагнетания зубья входят между собой в зацепление, образуя плотный контакт, переход жидкости назад в полость невозможен.

    При дальнейшем вращении шестерен зубья выходят из зацепления, образуя разрежение в полости. За счет этого разрежения в полость всасывания поступает из бака жидкость, которая заполняет освободившиеся впадины шестерен. В дальнейшем этот процесс повторяется.

    Для того чтобы не происходили утечки жидкости по торцам шестерен, к ним постоянно под давлением рабочей жидкости прижимаются втулки.

    Насос НШ-32-2 состоит из корпуса (см. рис. 117, б) с крышкой, ведущей и ведомой шестернями, подшипниковой и поджимной обоймами центрирующей втулки, препятствующей поворачиванию обойм после их установки в корпус, уплотнительных пластиков и крепежных деталей.

    Шестерни, выполненные как одно целое с цапфами, помещены в подшипниковую обойму. Сверху на них устанавливается поджимная обойма, на которую нажимает манжета радиального уплотнения.

    По бокам шестерен в поджимной обойме установлены бронзовые пластики с резиновыми манжетами. Пластики, прижимаясь к боковым поверхностям шестерен, препятствуют перетеканию рабочей жидкости из нагнетательной полости в приемную.

    Внутренние поверхности обойм очень тщательно обработаны и плотно прилегают к наружным поверхностям зубьев шестерен.

    Сила давления рабочей жидкости в полости нагнетания через резиновую манжету 6 обеспечивает постоянное плотное прилегание внутренних поверхностей обойм к вершинам зубьев, сохраняя при этом необходимый зазор.

    Действие этого насоса аналогично действию насоса НШ-32У.

    Насосы типа НШ потребляют большую мощность. Так, например, для создания давления 10 МПа насосу НШ-32У требуется мощность до 12,1 кВт.

    Привод насосов у разных тракторов осуществляется по-разному, у одних насос получает вращение от механизмов трансмиссии, у других, реже, от шестерен распределения двигателя. Включают и выключают насосы специальными муфтами или перемещением шестерни, сидящей на шлицах вала насоса.

    Рис. 118. Распределитель: а устройство; б - схемы действия; 1 - удерживающее устройство; 2 - золотник; 3 - предохранительный клапан; 4 - рукоятка; 5 - рычаг; 6 - корпус; 7 - пластинка, укрепленная на тракторе; I- подъем; II- нейтральное положение; III - опускание; IV - плавающее положение.

    Распределитель (рис. 118, а) служит для управления действием силовых цилиндров, установленных на тракторе и на машинах - орудиях, буксируемых им.

    Устройство. Распределитель состоит из корпуса 6, закрытого по торцам крышками. Внутри корпуса находятся золотники, число которых может быть от одного до трех. Золотники представляют собой цилиндрические валики с выточками для прохода рабочей жидкости. Валики очень тщательно обработаны и подогнаны по цилиндрическим отверстиям в корпусе и служат для направления в нужную сторону потока рабочей жидкости, подаваемой насосом.

    В нижней части каждого золотника (на рисунке слева) имеется устройство, удерживающее его в необходимых положениях и возвращающее в нейтральное положение по окончании подъема или опускания навешенной на трактор машины (орудия).

    В верхней крышке распределителя (на рисунке справа) установлены рычаги, соединенные с золотниками. На этих рычагах укреплены рукоятки управления. Сбоку корпуса размещен предохранительный клапан 3.

    Действие. Если поставить рукоятку распределителя в положение «Подъем» (как это показано на пластинке, укрепленной на тракторе), то рабочая жидкость, поданная насосом, направится в полость над поршнем (см. рис. 118) силового цилиндра и поршень вместе со штоком будет перемещаться вправо и поднимать машину*. После того как поршень дойдет до конца цилиндра и упрется в нижнюю крышку, давление жидкости начнет повышаться. Как. только давление достигнет 12,5…13,5 МПа, устройство 1 (см. рис. 118, а) автоматически передвинет золотник вправо и поставит рукоятку в положение «Нейтральное» (см. рис. 118, б). При этом жидкость, подаваемая насосом, начнет перекачиваться под небольшим давлением из бака и обратно в тот же бак. Полости же силового цилиндра будут заперты, а поршень вместе со штоком будет неподвижен.

    Если по каким-либо причинам удерживающее устройство не передвинет золотник в положение «Нейтральное», давление рабочей жидкости в распределителе будет повышаться. Как только давление жидкости достигнет 14,5… 16,0 МПа, вступит в действие предохранительный клапан, который откроет проход жидкости на слив в бак и тем самым прекратит дальнейшее повышение давления.

    Обнаружив такое явление, тракторист должен немедленно вручную поставить рукоятку в положение «Нейтральное».

    При установке рукоятки в положение «Опускание» поршень силового цилиндра будет выталкиваться из цилиндра, и по окончании хода рукоятка также автоматически установится в положение «Нейтральное»*.

    Если же рычаг поставить в положение «Плавающее», золотник направит жидкость, подаваемую насосом, обратно в бак и одновременно с этим соединит между собой обе полости силового цилиндра. Это даст возможность поршню свободно перемещаться в цилиндре - «плавать».

    Силовой цилиндр представляет собой гидравлический двигатель, преобразующий энергию потока рабочей жидкости, создаваемого насосом, в механическую энергию поршня.

    Силовые цилиндры предназначены для подъема, опускания или удержания в определенном положении присоединенных к трактору сельскохозяйственных машин и орудий или их рабочих органов. Цилиндры, устанавливаемые в задней части трактора, называются основными, а помещаемые на навесных устройствах сцепок или на гидрофицированных машинах или орудиях - выносными. По своей конструкции основные и выносные цилиндры различаются только оформлением присоединительных мест и размерами.

    Устройство. Силовой цилиндр представляет собой стальной корпус (рис. 119, а), внутри которого установлен поршень со штоком. По концам цилиндр закрыт крышками, соединенными между собой шпильками.

    Рис. 119. Силовой цилиндр:
    а - устройство; б- подъем; в - заперто; г - опускание; д-механизм фиксации; 1, 7-вилки; 2 - шт^к; 3 - поршень; 4 - корпус; 5 - трубка; 6, 10 - клапаны; 8 - упор; 9 - шпильки; 11, 15 - рычаги; 12 - захват; 13 - зуб; 14 - тяга; 16-кронштейн; А, Б - полости; В, Г - штуцера.

    В передней крышке расположен клапан гидромеханического регулирования хода штока. На штоке находится упор, положение которого можно изменять, перемещая его вдоль штока.

    Силовой цилиндр при помощи вилки задней крышки соединяется пальцем с неподвижным кронштейном навесного устройства, а вилкой штока - с подъемным рычагом навесного устройства.

    Действие. При переводе рычага распределителя из положения «Нейтральное» в положение «Подъем» рабочая жидкость, подаваемая насосом под большим давлением, начинает поступать в полость Б через штуцер В, в котором установлен замедлительный клапан с небольшим отверстием в центре и с вырезами по краям. Клапан при этом сдвигается по ходу жидкости, упирается в запрессованные штифты и пропускает жидкость в цилиндр как через центральное отверстие, так и между стенками штуцера и вырезами в клапане, т. е. без сопротивления.

    Поршень под действием давления жидкости перемещается влево и поворачивает рычаг подъема механизма навески, в результате чего навешенная машина или орудие поднимается. В это время жидкость из полости А поршнем выталкивается по трубе 5, штуцер Г и шлангу обратно к распределителю, который и направляет ее на слив в бак.

    Такое движение поршня будет происходить до тех пор, пока упор не нажмет на клапан гидромеханического регулирования, который при этом переместится внутрь крышки и закроет выход жидкости. В момент закрытия клапана его движение ускоряется вытекающей жидкостью, он опережает ход штока и поэтому между его хвостовиком и упором образуется зазор 5… 10 мм.

    После закрытия клапана под действием возросшего в цилиндре давления жидкости золотник распределителя встанет в положение «Нейтральное» и закроет входное и выходное отверстия силового цилиндра. Силовой цилиндр при этом окажется запертым, поршень не будет иметь возможности перемещаться, и навешенная машина окажется жестко соединенной с трактором.

    Если потребуется опустить поднятую машину в рабочее положение, рычаг распределителя следует поставить в положение «Плавающее» (см. рис. 118,6, положение IV), при этом машина, опускаясь под действием своей массы, будет перемещать поршень рабочего цилиндра и выталкивать из полости Б (см. рис. 119, г) рабочую жидкость, которая при движении по штуцеру В прижмет замедлительный клапан 10 к бурту штуцера. Для выхода жидкости останется только дроссельное (расположенное в центре) отверстие клапана, проходя через которое она встречает увеличенное сопротивление, что значительно замедлит скорость опускания машины. Если такого клапана нет, то при постановке рычага распределителя в положение «Плавающее» навешенная машина будет опускаться быстро, с ударом.

    В тех случаях, когда навешенную машину нужно опускать принудительно (например, при работе с ямокопателем), рычаг распределителя следует поставить в положение «Опускание». Тогда рабочая жидкость под большим давлением будет поступать через штуцер Г в полость А цилиндра и выталкивать поршень со штоком вправо.

    Описанный силовой цилиндр совершает работу как при ходе поршня вправо, так и влево и поэтому называется цилиндром двухстороннего действия в отличие от цилиндров одностороннего действия, в которых жидкость подается только в одну полость - под поршень, а противоположная полость сообщается с атмосферой через сапун.

    Наибольшее усилие на штоке силовых цилиндров находится в пределах от 2000 до 110 000 Н, в зависимости от диаметра цилиндра и давления подаваемой рабочей жидкости.

    Механизм фиксации навесного устройства предназначен для удержания навешенной на трактор машины (орудия) в крайнем верхнем положении во время длительных транспортных переездов. Такой механизм устанавливают на некоторых универсально-пропашных тракторах.

    Устройство. Механизм состоит из захвата, соединенного с тягами, шарнирно укрепленными на кронштейне, и рукоятки управления, которая соединена тягой с системой рычагов.