Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • ФНС личный кабинет для физических лиц — вход, регистрация
  • Нюансы оплаты налогов за другого человека
  • Аспекты, описание. Расчет аспектов
  • Все что нужно знать о собеседовании при приеме на работу - основные задачи, виды, этапы и структура проведения Как грамотно проводить собеседование
  • Можно ли расторгнуть договор на продажу квартиры с риэлтором и как правильно это сделать?
  • Организационные структуры отделов продаж
  •  Стартер - В руководство по ремонту Издание второе ведение. Список использованных источников

     Стартер - В руководство по ремонту Издание второе ведение. Список использованных источников


    Вам потребуются: ключи «на 10» и «на 13», торцовый ключ (головка) «на 8», отвертки с крестообразным и плоским лезвием, щипцы для снятия стопорных колец, трубчатая оправка, молоток.

    2. Отверните гайку крепления шины к контактному болту.

    3. Отсоедините шину от контактного болта тягового реле.

    4. Отверните два болта крепления тягового реле и...

    5. ...снимите реле.

    6. Выньте якорь тягового реле, приподняв его вверх, чтобы петля якоря снялась с рычага.

    7. Отверните две гайки стяжных шпилек.

    8. Снимите крышку со стороны привода с редуктором и приводом в сборе.

    9. Снимите крышку со стороны коллектора со щеткодержателем и щетками.

    10. Снимите шестерню с вала якоря.

    11. Выньте якорь из статора.

    12. Обратите внимание, что на валу якоря со стороны привода установлена шайба.

    13. Выньте опору вала якоря.

    14. Выверните из крышки со стороны привода две стяжные шпильки. Эти шпильки вывертывать не обязательно, но снимать редуктор и привод удобнее без них.

    15. Выньте три планетарные шестерни редуктора. В случае повреждения их зубьев или игольчатых подшипников, заделанных в шестерни, замените шестерни.

    16. Выньте редуктор с приводом из крышки, нажав на шестерню привода стартера.

    17. Снимите опору с уплотнителем с рычага.

    18. Выньте опору 1 из уплотнителя 2. Пластмассовая опора не должна быть сильно изношена или повреждена. Дефектную опору, а также сильно деформированную или затвердевшую резиновую уплотнительную прокладку замените.

    19. Сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца с помощью подходящей оправки.

    20. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное.

    21. Снимите привод в сборе с вала привода.

    22. Снимите стопорное кольцо рычага.

    23. Снимите рычаг с поводком и шайбой.

    24. Снимите пружину рычага.

    25. Снимите рычаг с поводка и разъедините половины рычага.

    26. Снимите стопорное кольцо шестерни с внутренним зацеплением.

    27. Снимите шестерню с внутренним зацеплением и опору вала привода с вала.

    28. Снимите с опоры уплотнительное кольцо. Сильно деформированное или потерявшее эластичность кольцо замените.

    29. Снимите с опоры вкладыш.

    30. Отверните два винта и снимите щеткодержатель с крышки со стороны коллектора.

    31. Поддев отверткой фиксаторы щеток...

    32. ...снимите их и прижимные пружины. Деформированные или поврежденные фиксаторы и сильно обжатые или искривленные пружины замените.

    33. Выньте щетки из направляющих щеткодержателя.

    34. Снимите неизолированные щетки.

    35. Снимите картонную изоляционную прокладку. Замените порванную или чрезмерно обжатую прокладку.

    36. Снимите соединительную шину с изолированными щетками.

    37. Осмотрите якорь. Если коллектор 1 загрязнен или на нем имеются риски, следы подгорания и т.п., прошлифуйте коллектор мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. В противном случае замените якорь. При обнаружении на валу 2 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь. Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь замените.

    38. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь.

    39. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна. В противном случае замените привод.

    40. Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.

    41. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

    42. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, крышке со стороны коллектора, опоре вала якоря и опоре вала привода. Если втулки изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., замените крышки или опоры с дефектными втулками.Также замените крышки и опоры с трещинами.

    47. Проверьте омметром, замыкаются ли контактной пластиной контактные болты тягового реле. Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора. Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.

    48. Для ремонта реле отверните два винта 1 и отпаяйте выводы 2 обмоток реле, снимите крышку 3, зачистите головки болтов и контактную пластину наждачной шкуркой. Если головки болтов сильно подгорели, разверните болты на 180°. Соберите реле в обратном порядке

    49. Собирайте стартер в обратной последовательности. Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора – консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).

    50. Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без специального приспособления удержать их в исходном положении невозможно. Для предварительной сборки и установки щеткодержателя воспользуйтесь тонкостенной монтажной втулкой 1 с диаметром, равным диаметру коллектора или чуть больше его (около 30 мм).

    51. Установите собранный щеткодержатель в корпус стартера до упора, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора.

    Введение

    1. Устройство стартера

    1.1 Виды и назначение стартера

    1.2 Устройство стартера

    1.3 Принцип работы стартера

    1.4 Материалы, применяемые при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте стартера. Эксплуатационные материалы

    2. Техническое обслуживание стартера

    2.1 Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей

    2.2 Возможные неисправности стартера

    2.3 Перечень работ при техническом обслуживании для стартера

    3. Ремонт стартера

    3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

    3.2 Дефектация деталей стартера

    3.3 Методы и способы восстановления работоспособности стартера

    3.4 Сборочные работы

    3.5 Послеремонтные испытания

    3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

    4. Охрана труда

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение

    Данная тема «Ремонт стартера» достаточно актуальна на современном этапе. Основные задачи, стоящие перед автомобильным транспортом, это увеличение пробега автомобиля, снижение себестоимости автомобильных перевозок, повышение комфортабельности и безопасности движения.

    Важность и актуальность ремонта в автомобильных предприятиях неразрывно связано с экономическим социальным развитием всех отраслей народного хозяйства и переходе всего с развитием автомобильной промышленности и автотранспорта с научно-технологическим процессом в этих отраслях. Цель деятельности АРП является полное удовлетворение потребностей автомобильного транспорта в обеспечении работоспособности автомобилей с минимальными издержками.

    Задачами АРП является проведение капитального ремонта в необходимых количествах, и в наикратчайшие сроки, улучшение качества ремонта, расширение номенклатуры, восстановление деталей и повышение эффективности использования остаточных ресурсов деталей, узлов, агрегатов, снижение затрат на единицу полезной работы капитально отремонтированных автомобилей, повышение производительности труда и рентабельности производства.

    Двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на автомобилях, не имеют пускового момента. Для начала самостоятельной работы такого двигателя необходимо сообщить ему определенную начальную или пусковую частоту вращения, т. е. запустить двигатель. Пусковая частота вращения зависит от типа двигателя: 40 - 70 об/мин - для карбюраторных двигателей и 100 - 200 об/мин - для дизельных. В качестве пусковых устройств используются преимущественно электрические стартеры прямого действия.

    Электрический стартер представляет собой устройство, состоящее из двигателя постоянного тока, механизма сцепления - расцепления, редуктора и аппаратуры управления. Механизм сцепления - расцепления и редуктор обычно называют приводом стартера.

    В качестве источника энергии для питания стартера используются аккумуляторные батареи специального исполнения - так называемые стартерные аккумуляторные батареи.

    Цель работы - разработать предложения по повышению качества ремонта и технического обслуживания стартера. Она заключается в систематизации научных и практических знаний в области ремонта стартера, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

    Для достижения данной цели поставлены следующие основные задачи:

    Ознакомиться с устройством стартера;

    Рассмотреть основные неисправности стартера и способы устранения;

    Рассмотреть дефекты деталей стартера и методы их ремонта;

    Ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера;

    Разработать мероприятия по повышению эффективности и безопасности эксплуатации автомобилей и рекомендации к использованию при разработке технологии обслуживания автомобилей и в практической деятельности предприятий автосервиса.

    Закрепить основные нормативы безопасности.

    Письменная экзаменационная работа была написана на основе научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по проблемам эффективности эксплуатации и ремонта стартера, повышения качества обслуживания и диагностирования стартера.

    Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержит таблицы и рисунки. Список использованных источников включает 12 наименований.

    стартер автомобиль ремонт


    1. Устройство стартера

    1.1 Назначение и виды стартера

    Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией. При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин.

    В зависимости от места применения стартеры подразделяют на группы: для легковых автомобилей, для грузового автотранспорта и прочей техники. Классификация стартеров по конструктивным особенностям весьма разнообразна. В настоящее время в автомобили чаще других устанавливают стартеры редукторного типа с постоянными магнитами.

    Стартеры без редуктора. После поступления напряжения на управляющий зажим электромагнитного включателя происходит перемещение шестерни бендикса в зацепление с венцом маховика, сразу подается ток в якорь стартера, который начинает вращаться. Шестерня соединена с валом стартера посредством муфты свободного хода. После заведения мотора муфта свободного хода ослабляет соединение шестерни с валом, защищая, таким образом, якорь от лишних оборотов. При прекращении подачи тока на зажим шестерня возвращается в исходное положение.

    Стартеры c редуктором. Передача крутящего момента с якоря на шестерню обеспечена с помощью редуктора. Преимуществами стартера с редуктором являются более высокая мощность, больший пусковой момент, на 48% меньшая масса, улучшенная стартовая способность, на 100% больший срок службы и малые требования к уходу. Ремонт генераторов требуется немного реже. Несмотря на общий принцип конструкции, стартеры могут сильно различаться по своим техническим чертам, которые зависят (упрощенно) от размера и типа мотора. Размер мотора описывает так называемый момент сопротивления проворачиванию: чем он больше, тем большей обязана быть мощность стартера.

    1.2 Устройство стартера

    Стартер состоит из корпуса с полюсами и обмотки возбуждения, якоря, щёток дистанционного привода, состоящего из реле включения, тяговое реле, рычага привода с вилкой и шестерни привода, вал якоря - вращается в бронзовых втулках, в его пазы уложены несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам коллектора, к которому пружинами прижаты щётки, две которые присоединены к массе, а две другие - с концом обмотки возбуждения, а другой конец обмотки возбуждения к зажиму тягового реле.

    Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей и удерживающей обмоткой и подвижного сердечника, соединённого с рычагом шестерни привода (рисунок 1.1).

    Муфта свободного хода состоит из ведущей обоймы, перемещающей на шлицах вала, и ведомой обоймы шестерней и четырьмя клинообразными выемками. В клинообразных выемках помещены ролики с пружинами, вращения ведущей обоймы вызывает перемещение роликов в узкую часть выемки и заклинивание ведомой обоймы на ведущей. А если вращать по ходу ведомую обойму относительно ведущей, то ролики перемещаются в более широкую часть выемок, и ведомая обойма будет свободно вращаться на ведущей обойме.


    Рисунок 1.1 - Устройство стартера автомобиля (схема устройства)

    Основные части стартера:

    Втягивающее реле стартера;

    Щеткодержатель (держатель щеток) стартера;

    Вилка стартера;

    Маска стартера;

    Втулка стартера;

    Подшипник стартера;

    Задняя крышка стартера;

    Статор стартера;

    Якорь стартера;

    Бендикс стартера.

    1.3 Принцип работы стартера

    Принцип работы стартера заключается в следующем: при замыкании контактов замка зажигания по втягивающей обмотке тягового реле протекает ток, плунжер электромагнита втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита, плунжер (сердечник) электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает шестерню бендикса. Одновременно плунжер (сердечник) давит на пластину, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты. Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться. После запуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь обмотки электромагнита, под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.

    1.4 Материалы, применяемые при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте стартера. Эксплуатационные материалы

    Используемые эксплуатационные материалы – это моторное масло.

    Перед сборкой необходимо смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала.

    Диагностика стартеров проводится с помощью прибора Э-214, на стендах типа532М, Э-211, 532-2М. После установки и крепления стартера в специальном захвате стенда производят проверку в режиме холостого хода - включают стартер, дают ему поработать 30 с и производят замер силы тока по амперметру) и частоту вращения якоря (переносным тахометром).

    Если после проверки получены положительные результаты, стартер проверяют в режиме полного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают специальное приспособление с динамометром.

    Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм.

    Корпус стартера выполняют из конструкционной магнитной стали (обычно свернутой из листа - сварной).


    2. Техническое обслуживание стартера

    2.1 Значение и сущность технического обслуживания автомобилей

    У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт – по потребности.

    Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

    Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

    Техническое обслуживание: установлено в трёх видах; ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2).

    ЕО проводят ежедневно по возвращении или выезде автомобиля. В ЕО входят проверка тормозов, сцепления, указателей поворота, колёс и т. д.

    ТО-1 и ТО-2 выполняют после определённого пробега.

    В ТО-1 входят работы:

    1) Проверка уровня масла в КПП.

    2) Производится смазка рулевого управления.

    3) Проверка уровня тормозной жидкости в системе тормозов, подтекание масла на двигателе, охлаждения, света, габаритов и т. д.

    В ТО-2 входят работы:

    1) Проверка тормозов, проверка накладок на колодках задних и передних тормозов, проверка и осмотр тормозных барабанов, подшипников задних и передних ступиц, проверка и замена агрегатов.

    2) Замена масла в двигателе, в КПП и т. д.

    Есть еще сезонное обслуживание (СО), его проводят два раза в год для подготовки машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации.

    Ремонт автомобилей установлен в двух видах текущий и капитальный.

    Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

    Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

    Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта .

    Текущий ремонт (ТР) выполняют тогда, когда необходимо устранить замеченные неисправности при работе и проверки автомобиля.

    Капитальный ремонт (КР) предусматривает полное восстановления нормального состояния всех деталей, агрегатов автомобиля.

    КР выполняют в авто ремонтных мастерских или на заводе, ЕО, ТО-1, ТО-2; ТР - в комплексных гаражах, станциях обслуживания. По возвращению автомобиля с линии в комплексный гараж он проходит приёмку при которой проверяют техническое состояние и устанавливают необходимость текущего ремонта.


    2.2 Возможные неисправности стартера

    Таблица 2.1 - Возможные неисправности

    Неисправность Возможные причины неисправности Способ устранения
    При запуске стартер не крутит двигатель
    Нет массы на двигатель
    Переключатель скоростей стоит не в положении «P» или «N» (АКПП) Переключить в положение «P»
    Неисправен многофункциональный датчик АКПП Заменить датчик
    На 50-ую клемму втягивающего реле не приходит питание Проверить целостность провода клеммы. Проверить контактную группу замка зажигания
    Неисправно втягивающее реле Заменить втягивающее реле
    Сильный износ коллектора якоря Проверить и, если требуется, заменить якорь
    Стартер медленно крутит двигатель Разряжен, либо неисправен аккумулятор Зарядить или заменить аккумулятор
    Плохая масса на двигатель Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы
    Износ втулок стартера Заменить втулки стартера
    Неисправно втягивающее реле Заменить втягивающее реле
    Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой Заменить статор или якорь
    Щетки не плотно прилегают к коллектору («зависли», либо износились)
    Плохой контакт провода между стартером и аккумулятором Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Заменить щетки или щеточный узел
    Износ бендикса Проверить провод
    Стартер работает, а коленвал не вращается Разрушены части редуктора Заменить бендикс
    Неисправна контактная группа замка зажигания Заменить неисправную часть редуктора
    После запуска двигателя, стартер продолжает вращаться Неисправно втягивающее реле Заменить контактную группу замка зажигания

    2.3 Перечень работ при техническом обслуживании для стартера

    ТО-1 – провести очистительные, крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки в электороцех.

    ТО-2 – выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью тестеров делают заключение о техническом состоянии стартера. Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору (зернистость 100-140). Затем продуть сжатым возду- хом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.

    При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 000 км необходимо снять стартер с двигателя, провести его разборку и осмотр.

    Стартер потребляет большой ток, поэтому даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут снизить мощность стартера.

    Проверить исправность проводов, соединяющих аккумуляторную батарею со стартером и блоком двигателя.

    В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания .


    3. Ремонт стартера

    3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера

    Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.

    Отвернуть винты и снимять защитный кожух 8 (рисунок 3.1). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.

    Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.

    Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.

    Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

    Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

    После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.


    Рисунок 3.1 - Детали стартера 35.3708

    1 - крышка стартера со стороны привода с промежуточным кольцом; 2 - резиновая заглушка; 3 - рычаг привода; 4 - тяговое реле; 5 - крышка со стороны коллектора; 6 - щетка; 7 - пружина щетки; 8 - защитный кожух; 9 - стопорная шайба; 10 - регулировочная шайба; 11 - корпус; 12 - стяжной болт; 13 - якорь; 14 - изолирующая трубка; 15 - обгонная муфта с шестерней привода; 16 - ограничительное кольцо

    Особенности разборки стартера СТ-221 связаны с другой конструкцией коллектора и задней крышки.

    Рисунок 3.2 - Детали задней части стартера СТ-221

    1 - полюс статора; 2 - сериесная катушка обмотки статора; 3 - шунтовая катушка обмотки статора; 4 - резиновая заглушка; 5 - защитная лента; 6 - крышка со стороны коллектора; 7 - втулка вала якоря; 8 - щетка; 9 - пружина щетки; 10 - тормозной диск крышки; 11 - корпус стартера


    После снятия тягового реле необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты 5 (рисунок 3.2) на крышке 6 со стороны коллектора и снять ленту с прокладкой. Вывернуть винты крепления к щеткодержателям клемм щеток и выводов обмотки статора, и снять щетки 8.

    Отвернуть гайки стяжных шпилек и отсоединить корпус 11 с крышкой 6 от передней крышки с якорем. Вывернуть из передней крышки стяжные шпильки и вынуть из нее резиновую заглушку рычага. Отсоединить крышку 6 от корпуса.

    После разборки стартера очищают его внутренние поверхности от пыли и грязи, проверяют техническое состояние всех узлов и деталей и ремонтируют их, проверяют и заменяют подшипники, щеткодержатели и щетки, зачищают или растачивают коллектор и пр. Запрещается погружение деталей стартера в моющие жидкости (бензин, дизельное топливо и др.).

    При разборке стартера детали продувают сжатым воздухом и протирают тряпкой, смоченной в бензине. При необходимости растачивают на станке коллектор якоря, заменяют подшипники и их смазку.

    3.2 Дефектация деталей стартера

    Дефекты стaртерoв: зaбoины и заусенцы на пoсaдoчных местах крышек; срыв внутренней и внешней резьбы на отдельных деталях стaртерa; срыв шлицев гoлoвoк винтов крепления полюсных сердечников; задиры на внутренней пoверхнoсти полюсных сердечников из-за зaдевaния их железом якоря при износе пoдшипникoв; повреждение изоляции oбмoтoк якоря и возбуждения из-за перегрева или загрязнения; нарушение изоляции изoлирoвaнных щеткoдержaтелей; износ якоря под втулки пoдшипникoв в крышках и прoмежутoчнoй oпoре; износ втулок; зaмыкaние или обрыв oбмoтoк катушек реле стaртерa или окисление кoнтaктных бoлтoв и диска; повреждение муфты привoдa (зaклинивaние или прoскaльзывaние рoликoв, трещины на oднoй из полумуфт, износ зубьев или зaбoины тoрцoв шестерни и т.д.); износ рoликoв, отверстий под пальцы рычaгa привoдa.

    Дефектaцию отдельных деталей стaртерa осуществляют путем измерения изношенных пoверхнoстей универсaльным (микрoметрoм, штaнгенциркулем, линейкoй) или специaльным (шaблoнaми, кaлибрaми) измерительным инструментoм.

    Обрыв oбмoтoк реле выявляют с пoмoщью кoнтрoльнoй лaмпы. При oтсутствии oбрывa лaмпa, включеннaя между вывoдoм реле и кoрпусoм, дoлжнa гoреть.

    Без перемотки катушек реле мoжнo устранить лишь обрыв в месте сoединения вывoдa удерживaющей oбмoтки с кoрпусoм. Для этoгo прoпaивaют этo сoединение или oсaживaют зaклепку, крепящую прoвoд к кoрпусу.

    Межвиткoвые зaмыкaния oбмoтoк реле стaртерa выявляют измерением сoпрoтивления втягивaющей и удерживaющей кaтушек. Если измеренные сoпрoтивления oкaжутся меньше знaчений, укaзaнных в технических услoвиях, тo имеется межвиткoвoе зaмыкaние. Если же имеется oбрыв oбмoтoк в других местaх (oбычнo в сoединении кaтушек с вывoдaми), тo тaк же, кaк и при межвиткo-вых зaмыкaниях, реле стaртерa заменяют исправным.

    Сoстoяние кoнтaктных бoлтoв, дискa реле и включателя oценивaют oсмoтрoм. Изнoшенные меднo-грaфитoвые втулки крышек стaртерa зaменяют нoвыми. Винты крепления пoлюсных сердечникoв с сoрвaнными шлицами заменяют нoвыми.

    Нaибoлее чaстo встречaющейся неиспрaвнoстью привoдa является зaклинивaние или прoбуксoвкa муфты свoбoднoгo хoдa. Прoверку муфты нa прoбуксoвку прoвoдят прoкручивaнием шестерни привoдa oтнoсительнo шлицевoй втулки в приспoсoблении при пoмoщи динaмoметрическoгo рычaгa. В этoм случaе шестерня в oднoм нaпрaвлении прoвoрaчивaться не дoлжнa (при мoменте, превышaющем в 2,5 рaзa нoминaльный крутящий мoмент стaртерa при пoлнoм тoрмoжении), a в другoм нaпрaвлении дoлжнa прoвoрaчивaться свoбoднo. Привoд, у кoтoрoгo имеет местo прoбуксoвкa или зaклинивaние муфты свoбoднoгo хoдa, рaзбирaют, a все детaли дефектуют. При рaзбoрке муфту сo снятoй пружинoй зaжимaют в пaтрoн тoкaрнoгo стaнкa и рaзвaльцoвывaют кoжух специaльным резцoм. Кoжух муфты мoжнo рaзвaльцoвывaть в тискaх с пoмoщью специaльнo зaтoченнoгo зубилa .

    Изoляцию щеткoдержaтелей крышки, oбмoтки якoря и других детaлей кoнтрoлируют лaмпoчкoй, кoтoрaя не гoрит при нoрмaльнoй изoляции и зaгoрaется, если oнa нaрушенa.

    3.3 Методы восстановления работоспособности стартера

    При ремoнте стaртерoв выпoлняют следующие oперaции:

    Зaбoины и зaусенцы нa пoсaдoчных местaх кoрпусa и крышек удaляют нaпильникoм;

    Нaрушение изoляции щеткoдержaтелей вoсстaнaвливaют путем зaмены зaклепoк и oси. Нa нoвые зaклепки и oсь рычaгa щеткoдержaтеля нaдевaют нoвые изoляциoнные втулки и прoклaдки, пoсле чегo их рaсклепывaют и пoкрывaют гoлoвки цaпoнлaкoм или глиф-тaлевoй нитрoэмaлью № 1201;

    Ремoнт oбмoтoк кaтушек вoзбуждения и якoря oсуществляется путем зaмены изoляции. В кaчестве изoляции применяют кaбельную бумaгу, литерoид тoлщинoй 0,25...0,4 мм и хлoпчaтoбумaжную ленту.

    У кaтушек вoзбуждения: удaляют пoврежденную изoляцию; пoлoски изoляции встaвляют между виткaми; сверху плoтнo oбмaтывaют хлoпчaтoбумaжнoй лентoй; вывoдные кoнцы кaтушек сoединяют между сoбoй и спaивaют припoем ПОС-40 с применением кaнифoли; oтремoнтирoвaнные кaтушки прoпитывaют изoляциoнным лaкoм и прoсушивaют в сушильнoм шкaфу; в гoтoвые и прoверенные кaтушки встaвляют пoлюсные сердечники и зaкрепляют в кoрпусе пoлюсными винтaми. У oбмoтки якoря: кoнцы прoвoдoв oтпaивaют oт кoллектoрa; oтпaянные кoнцы секций при пoмoщи выкoлoтки выбивaют из плaстин кoллектoрa; снимaют верхний слoй прoвoдoв oбмoтки; перед снятием нижнегo слoя прoвoдoв прoверяют, oтпaялись ли кoнцы oбмoтки oт плaстин кoллектoрa, пoсле чегo снимaют прoвoдa; извлекaют прoвoдa oбмoтки из пaзoв железa якoря (фoрму изгибa секций сoхрaняют); если oбмoткa дефoрмирoвaнa, тo ее прaвят нa плите деревянным или медным мoлoткoм, прoверяя фoрму выгибa секций пo шaблoну; удaляют из пaзoв стaрую изoляцию; вместo пoврежденнoй тoрцoвoй изoляции нa клею или изoляциoннoм лaке устaнaвливaют нoвую; в изoлирoвaнный пaз уклaдывaют прoвoд с тaким рaсчетoм, чтoбы нaчaлo секции рaспoлaгaлoсь в прoрези сooтветствующей плaстины кoллектoрa с учетoм шaгa пo пaзaм; между верхним и нижним прoвoдникaми в пaзу уклaдывaют изoляцию из электрoизoляциoннoгo кaртoнa (у якoрей стaртерoв пoвышеннoй мoщнoсти хлoпчaтoбумaжный шнур диaметрoм 3 мм); уклaдкa нижних кoнцoв секций в шлицы плaстин кoллектoрa; уклaдкa нa прoвoдники вoрoтничкa из плoтнoй бумaги; зaпрессoвкa в шлицы плaстин кoллектoрa верхних кoнцoв секций; припaивa-ние кoнцoв прoвoдoв oбмoтки к плaстинaм кoллектoрa; прoверкa изoляции oбмoтки; прoпиткa и сушкa якoря; oбтaчивaние кoллектoрa с пoследующим шлифoвaнием стекляннoй шкуркoй (дoпустимoе уменьшение диaметрa кoллектoрa не дoлжнo превышaть рaзмерa, укaзaннoгo в технических услoвиях).

    В случaе, если плaстины кoллектoрa имеют зaмыкaние нa кoрпус или oслaблo их крепление нa втулке, кoллектoр зaменяют нoвым.

    При нaличии пoгнутoсти стaльнoй крышки стaртерoв их прaвят.

    Трещины и oткoлы чугунных и aлюминиевых крышек устрaняют электрoдугoвoй или гaзoвoй свaркoй. Изнoшенные втулки пoдшипникoв зaменяют нoвыми. Нoвые втулки перед зaпрессoвкoй высушивaют при темперaтуре 80...120°С в течение 1 ч, пoсле чегo выдерживaют в aвиaциoннoм мaсле МС-14 в течение 2 ч при темперaтуре плюс 180… 190°С. Пoсле зaпрессoвки втулку рaзвертывaют пoд нoминaльный или ремoнтный рaзмер шейки вaлa якoря.

    Изнoшенные шейки вaлa якoря пoд крышки ремoнтируют шлифoвaнием пoд ремoнтный рaзмер.

    Ремoнт втулки с муфтoй свoбoднoгo хoдa привoдa стaртерa oсуществляют зaменoй изнoшенных детaлей (рoликoв, тoлкaтелей рoликoв, пружин и т.д.) и зaчисткoй зaбoин и зaусенцев нa зубьях шестерни. Нa сoбрaнную муфту нaдевaют стaльнoй кoжух, зaкрепляют привoд в пaтрoне тoкaрнoгo стaнкa и зaвaльцoвывaют кoжух путем oбкaтки и рoликoм. При незнaчительнoм пoдгaре бoлтoв и дискa у реле включения кoнтaктирующие пoверхнoсти зaчищaют. При бoльшoм пoдгaре кoнтaктные бoлты следует пoвернуть нa 180° или зaменить, a кoнтaктный диск перевернуть нa другую стoрoну.

    3.4 Сборочные работы

    Собирают стартер в обратной последовательности. При этом следует обращать внимание на следующее. При сборке муфты необходимо строго соблюдать последовательность чередования дисков. Диски должны быть ровными и свободно перемещаться на шлицах ведущей обоймы и ведомой втулки. Все шлицы при сборке слегка смазать маслом, применяемым для двигателя, а подшипники качения наполнить смазкой ЦИАТИМ-201.

    Все работы по обслуживанию стартера, связанные с его разборкой, влекут за собой нарушение его герметизации. Поэтому для обеспечения надежной герметизации при сборке стартера все уплотняющие детали должны быть заменены новыми.

    Щетки дoлжны свoбoднo перемещaться в щеткoдержaтелях без зaедaний и перекoсoв; пружины дoлжны прижимaть щетки к кoллектoру с усилием, сooтветствующим дaнным технических услoвий; дoпустимый люфт вaлa якoря дoлжен быть 0,8… 1,0 мм, a рaдиaльнoгo люфтa, oщутимoгo рукoй, не дoлжнo быть; муфтa привoдa стaртерa дoлжнa свoбoднo перемещaться пo шлицaм вaлa и вoзврaщaться в исхoднoе пoлoжение; перед сбoркoй неoбхoдимo смaзaть шейки вaлa и трущиеся детaли привoдa; зaзoр между шестерней и упoрным кoльцoм при включеннoм пoлoжении реле стaртерa и люфте, выбрaннoм в стoрoну кoллектoрa якoря, дoлжен быть в пределaх 2,5-0"5 мм; дoлжен быть прoверен мoмент включения oснoвных и дoпoлнительных кoнтaктoв реле.

    3.5 Послеремонтные испытания

    Испытaние стaртерoв прoвoдят нa кoнтрoльнo-испытaтельнoм стенде типa 2214, Э211, 532М с целью прoверки хaрaктеристики хoлoстoгo хoдa и пoлнoгo тoрмoжения в сooтветствии с техническими услoвиями. Отклoнение крутящегo мoментa oт нoрмы в меньшую стoрoну, a силы тoкa в бoльшую укaзывaет нa дефекты в oбмoткaх стaртерa или нa непрaвильную егo сбoрку. Мaлый крутящий мoмент и пoтребляемый тoк свидетельствуют o плoхoм кoнтaкте питaния стaртерa. Если нaпряжение нa зaжимaх стaртерa нaхoдится в пределaх нoрмы, тo неиспрaвнoсть следует искaть в сaмoм стaртере.

    Собранный стартер проверяется на двигателе путем включения для прокручивания коленчатого вала.

    3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей

    Рабочее место - единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.

    На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.

    Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.

    Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

    Требования техники безопасности, при обслуживании и ремонте, состоит главным образом в правильной организации рабочего места, оснащением его необходимыми приспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.

    Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению.

    Выполнять технику безопасности при работе с приборами для проверки стартера.

    Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.

    По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.


    4. Охрана труда

    В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 - 85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

    Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

    Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

    1. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.

    3. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

    4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

    5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

    7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.

    8. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

    9. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.

    10. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

    Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.

    Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:

    · курить только в специально отведенных для этого местах;

    · не пользоваться открытым огнем;

    · хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

    · не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

    · проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

    · разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

    · собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого места.

    Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:

    Допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла;

    Оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;

    Допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

    Держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями;

    Мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;

    Хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;

    Пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;

    Подогревать двигатель открытым огнем.

    На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.

    Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м 2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.


    Заключение

    Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

    В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Всё это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».

    При написании работы были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения стартера. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям.

    В процессе эксплуатации стартер требует периодической проверки и технического обслуживания.

    В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания.

    Не реже одного раза в год стартер снимают с двигателя, снимают крышку и проверяют состояние коллектора и щеток, продувают сжатым воздухом, при необходимости очищают коллектор и заменяют щетки. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания, ее рекомендуется протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой шкуркой.

    Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

    Выводы по улучшению ТО и ремонта по данной теме.

    Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

    Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

    Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.

    Для упрощения произведения ремонта и других операций используются пневмо- и электро- инструменты вместо обычных.

    В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций стартеров, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована.

    Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта стартера. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта стартера, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

    В ходе написания письменной экзаменационной работы рассмотрены основы обеспечения работоспособности стартера; изучено устройство стартера; ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности стартера. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.

    Также были разработаны мероприятия по повышению качества услуг, выработаны предложения по повышению качества услуг, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.


    Список использованных источников

    1. Боровских Ю.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.И. Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. – 528 с.

    2. Епифанов Л.И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - 2-е изд., перераб. и допол. – Москва, 2009

    3. Калисеким В.С., Манзон А. И., Начума Г. Е. Учебник водителя автомобиля категории «С»: учебное пособие / Калисеким В. С., Манзон А. И., Начума Г. Е. – Краснодар: Пресс, 2008

    4. Карагодин В.И., Шестопалов СК. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990.

    5. Карташов В.П. Техническое проектирование АТП. - Москва: Транспорт, 1997

    6. Масин М.А., Звягин А.А. Автомобили ВАЗ: изнашивание и ремонт.

    7. Ю.М. Кузнецов. Охрана труда на автотранспортных предприятиях. - М.: Транспорт,1990

    8. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин и др.; под ред. Е. С. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991. – 413 с.

    9. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 1989. – 432 с.

    10. Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для ПТУ / Румянцев С. И., Синельников А. Ф., Штоль Ю. Л., – М.: Машиностроение, 1989. – 272 с.

    Основные технические данные


    Номинальное напряжение, В

    12

    Номинальная мощность (с батареей емкостью 75 А·ч), кВт

    1,65

    Режим холостого хода при напряжении 12 В:

    потребляемый ток не более, А


    частота вращения якоря не менее, мин -1

    5000

    Режим полного торможения:

    потребляемый ток не более, А

    520

    тормозной момент, Н·м (кгс·м)

    15,7(1,6)

    напряжение на клеммах стартера не более, В

    7

    Напряжение включения реле при упоре шестерни привода в прокладку 15 мм, помещенную между шестерней и упором на валу

    Не более, В


    8

    Устройство и работа

    Устройство стартера показано на рис.67. Основные узлы стартера:

    Корпус, в котором смонтированы катушки возбуждения с полюсами;

    Крышка со стороны привода, в которой установлен рычаг привода;

    Крышка со стороны коллектора, в которой крепится траверса со щеткодержателями;

    Привод, состоящий из приводной шестерни и роликовой муфты свободного хода;

    Якорь, состоящий из вала и напрессованных на него пакета же­леза и коллектора. Пакет состоит из набора пластин, имеющих по ок­ружности 29 полузакрытых пазов. В пазы пакета уложены секции обмот­ки, изготовленные из медной проволоки. Концы секций припаяны к плас­тинам коллектора в установленной последовательности. Вал якоря имеет эвольвентные шлицы, по которым перемещается привод стартера.

    Якорь в стартере имеет три опоры: в крышках со стороны коллек­тора и привода и в промежуточном подшипнике;

    Тяговое реле состоит из катушки, ярма, якоря, штока с кон­тактной пластиной и крышки с контактными болтами. Катушка имеет две обмотки, втягивающую (сериесную) и удерживающую (шунтовую).

    Рис. 67. Стартер

    1 - колпак; 2 - стопорная шайба; 3 - гайка; 4 - ось рычага; 5 - винты; 6 - выводной болт; 7 - гайка; 8 - вывод; 9 - крышка реле; 10 - тяговое реле; 11 - рычаг; 12 - винты; 13 - стяжная шпилька: 14 - гайка; 15 - винты; 16 - упорное кольцо; 17 - замковое кольцо; 18 - привод; 19 - крышка со стороны привода; 20 - кор­пус; 21 - якорь; 22 - крышка со стороны коллектора; 23 - траверса.

    Стартер работает следующим образом: при повороте ключа включа­теля зажигания по направлению часовой стрелки в положение пуска (не­фиксированное положение), включается электрическая цепь дополнитель­ного реле РС-507Б, через контакты которого ток поступает от аккуму­ляторной батареи к тяговому реле. Якорь тягового реле под воздейс­твием электромагнитного поля двух обмоток втягивается. Движение че­рез шток и рычаг передается приводу стартера. Привод передвигается по шлицам вала якоря, и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя. В конце хода якоря тягового реле контактная пластина замыкает главные контакты, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи, одновременно отключая втягивающую обмотку реле.

    Якорь стартера начинает вращаться, прокручивая коленчатый вал двигателя. После запуска двигателя при отпускании ключа включателя зажигания, который при повороте под действием пружины отключает от цепи питания дополнительное реле РС-507Б, а вместе с ним и обмотки тягового реле.

    Под действием возвратной пружины тягового реле якорь реле пере­мещается в исходное положение и посредством рычага выводит шестерню привода из зацепления с венцом маховика двигателя.

    Правила эксплуатации

    1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске дви­гателя не должна превышать 10 секунд.

    2. В случае если двигатель после первой попытки не запускает­ся, следующую попытку пуска двигателя продолжить не ранее, чем через 15-20 секунд.

    Техническое обслуживание

    После обкатки автомобиля - произвести подтяжку крепления стар­тера и проводов.

    При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2):

    Проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепле­ния стартера к двигателю, очистить от грязи;

    Проверить чистоту наконечников клемм стартера и аккумулятор­ной батареи и надежность их крепления.

    При очередном ТО, через каждые 96-100 тыс.км пробега, дополни­тельно проделать:

    Снять стартер;

    Очистить от пыли, грязи и масла;

    Разобрать стартер;

    Проверить состояние коллектора, щеток, щеткодержателей и пе­редвижения щеток в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно без заеданий.

    Заменить щетки новыми в случае износа их до высоты менее 6 мм;

    В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектора следует зачистить мелкой шкуркой зернистостью 80 или 100.

    При значительной шероховатости коллектора и выступании изоляции между пластинами коллектора следует его проточить на токарном станке и продуть сжатым воздухом;

    Проверить состояние шестерни привода и венца маховика двига­теля.

    При наличии выработки и забоин на зубьях шестерни и венца махо­вика необходимо заправить забоины поврежденных зубьев. При невозмож­ности устранения дефекта, привод и венец маховика следует заменить;

    Проверить состояние контактов электромагнитного реле. Подго­ревшие контакты следует зачистить шкуркой или плоским бархатным на­пильником так, чтобы обеспечить соприкосновение по всей поверхности с контактным диском. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеет большой износ, их следует повернуть на 180° .

    Смазать смазкой ГОИ-54 по ГОСТ 3276-74 или ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-73 шлицы вала или направляющей втулки привода, кольцо поводко­вое и ось рычага. Подшипники и шейки вала якоря - индустриальным маслом И-50А ГОСТ 20799-75 или маслом моторным М8В1 ГОСТ 10541-78;

    Собрать стартер и проверить техническое состояние.

    Возможные неисправности и методы их устранения


    Неисправности и ее признаки

    Вероятная причина

    Способ устранения

    1. При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствие характерного щелчка).



    б) ослабление крепления или окисление наконечников проводов аккумуляторной батареи;

    Очистить, затянуть крепление наконечников проводов и смазать тех­ническим вазелином.

    в) ослабление соединений выводов катушек реле;

    Затянуть винты крепле­ния или пропаять выводы обмоток катушек.

    г) обрыв обмоток катушки внутри ярма;

    Заменить реле.

    д) неисправность дополните­льного реле или электри­ческих цепей.

    Устранить неисправность

    2. При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика двигателя.

    а) отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера;

    Восстановить надежность соединений с аккумуля­торной батареей.

    б) разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

    Зарядить или заменить батарею.

    в) обрыв удерживающей обмо­тки тягового реле.

    Заменить тяговое реле стартера.

    3. При включе­нии стартера слышен скре­жет шестерни привода, ко­торая не входит в за­цепление с венцом махо­вика двига­теля.

    а) Забоины на зубьях венца маховика;

    Устранить забоины.

    б) нарушение регулировки хода шестерни привода;

    Отрегулировать.

    в) установка стартера с перекосом.

    Правильно установить стартер.

    4. При включе­нии стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не провора­чивает ко­ленчатый вал двига­теля или вращает его очень мед­ленно.

    а) Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

    Зарядить или заменить батарею.

    б) отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера;

    Зачистить и восстано­вить надежность конта­кта всех клеммовых сое­динений.

    в) задевание якоря стартера за полюсы;

    Отремонтировать стартер в мастерской или заме­нить.

    г) плохой контакт щеток с коллектором;

    Зачистить загрязненный коллектор стеклянной шкуркой зернистостью 5 ... 12 и продуть сжатым воздухом. В случае большого подгорания или большой выработки проточить или зачистить коллектор стеклянной шкуркой. После проточки биение коллектора относительно крайних шеек вала якоря должно быть не более 0,05 мм по индикатору. Проверить динамометром усилие пружин на щетки.

    д) короткое замыкание в об­мотках стартера.

    Сдать стартер в мастер­скую для ремонта.

    5. После пуска двигателя привод стар­тера выходит из зацепле­ния, а якорь продолжает вращаться.

    Приварились контакты тя­гового реле.

    Выключить зажигание, от­ключить аккумуляторную батарею. Повернуть контактные болты тяго­вого реле на 180°, а контактный диск - дру­гой стороной.

    6. При включе­нии стартера привод не входит в за­цепление.

    Пробуксовка роликовой муфты свободного хода.

    Заменить привод.

    7. После запуска двигателя якорь стар­тера закли­нило.

    Разнос якоря стартера.

    Снять стартер с двига­теля и отремонтировать его в мастерской с заменой якоря или заменить стартер.

    Порядок разборки

    Перед разборкой стартер очистить от грязи и проверить на стенде. Разбирать стартер (рис.67) в следующем порядке:

    Отвернуть гайку 7 и отсоединить вывод 8 от выводного болта 6;

    Отвернуть винт 5 крепления тягового реле к крышке со стороны привода и снять реле;

    Отвернуть гайки 14 на стяжных шпильках 13;

    Отвернуть два винта 15 и снять колпак 1;

    Снять стопорную шайбу 2;

    Снять крышку со стороны коллектора 22;

    Вынуть щетки из щеткодержателей и снять траверсу 23;

    Снять корпус 20;

    Отвернуть гайку 3, крепящую ось рычага 4;

    Вывернуть ось рычага и вынуть рычаг 11;

    Вынуть якорь 21 с приводом в сборе из крышки со стороны при­вода 19;

    Отодвинуть упорное кольцо 16, снять с вала замковое кольцо 17, а затем привод 18;

    Для осмотра контактов тягового реле отвернуть два винта 13;

    Отпаять два вывода и снять крышку реле 9.

    Осмотр и контроль деталей

    Корпус . С помощью прибора Э-236 или контрольной лампы проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус. Для этого необходимо контрольную лампу, включенную в цепь переменного тока 220 В, подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на кор­пусе (рис.68). Если лампа при этом будет гореть, то значит поврежде­на изоляция катушек возбуждения.

    Рис.68. Проверка катушек возбуж­дения стартера на короткое замы­кание с корпусом

    В этом случае необходимо занумеровать полюса катушек, на специ­альном приспособлении отвернуть винты крепления полюсов (рис.69) и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции отремонтиро­вать изоляционной лентой. После этого полюса и катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.

    Рис.69. Отвертывание винтов крепления полюсов стартера

    Крышка со стороны коллектора. С помощью прибора Э-236 или конт­рольной лампы проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодер­жателей на корпус (рис.70). В случае короткого замыкания следует за­менить изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя.

    Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержа­телях должны перемещаться свободно, без заеданий. Втулку крышки со стороны коллектора, в случае ее износа, заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5 +0,035 мм с чистотой обработки Ra2,5. Щетки, изношенные до высоты 5 мм, следу­ет заменить.

    Для проверки щеточных пружин необходимо крышку надеть на вал якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть в пределах 0,85-1,4 даН (0,85-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажи­мать на середину щетки.

    Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника); в случае необходимости в крышку установить новую втулку, диаметр отверстия которой после зап­рессовки должен быть в пределах 12,5 +0,035 мм с чистотой обработки Ra2,5.

    Рис.70. Проверка изолированных щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом

    Рис.71. Проверка обмотки якоря стартера на короткое замыкание с магнитопроводом

    Якорь. Проверить с помощью прибора Э-236 или контрольной лампы отсутствие замыкания обмотки якоря на пакет якоря. Для этого подсое­динить один конец к любому из ламелей якоря, а другой - к пакету же­леза якоря. Лампа при этом гореть не должна (рис.71).

    Внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на "разнос" обмотки. Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к петуш­кам коллектора.

    Якорь проверить на приборе Э-236 на отсутствие межвитковых за­мыканий. В случае обнаружения замыкания якорь заменить.

    Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шеро­ховатости коллектора или выступания изоляции его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до чистоты Ra1,25.

    Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа якоря относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и "разносу" обмотки якоря.

    Привод. Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на от­сутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, переме­щаться по шлицам вала. При сильном износе втулок (подшипников) при­вода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14 +0,06 мм с чистотой поверхности отверстия Ra2,5.

    При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часо­вой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку про­изводится при испытании стартера на полное торможение на стенде.

    Тягового реле. Исправность втягивающей и удерживающей обмоток необходимо проверить с помощью омметра или замерить сопротивление с помощью вольтметра и амперметра.

    Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,28±0,03 Ом, а удерживающей - 1,01±0,075 Ом. В случае неисправности обмоток тяговое реле заменить. Клеммовые болты надо зачистить, а при сильном их вы­горании повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе кон­тактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.

    Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно,

    После проверки и замены всех износившихся или поврежденных де­талей, стартер можно собирать.

    Сборка

    Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке, но при этом необходимо учесть следующее:

    Перед сборкой необходимо смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала моторным маслом;

    Если пружинное кольцо якоря имеет деформацию, его надо заме­нить новым или выправить;

    Упорная шайба 13 надевается на вал якоря со стороны привода;

    На вал со стороны коллектора устанавливаются регулировочные шайбы;

    При окончании затяжки стяжных винтов необходимо совместить штифты и пазы на крышках и корпусе;

    Проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 1 мм.

    После сборки проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без зае­даний и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места; при обратном вращении шестерня должна вра­щаться вместе с валом.

    При необходимости произвести проверку и регулировку стартера.

    Установка шестерни в выключенном положении должна быть не более 21,5 мм (размер А, рис.72) от привалочной плоскости фланца стартера.

    Рис.72. Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии: размер А - не более 21,5 мм.

    Рис.73. Схема проверки регули­ровки выключателя стартера

    Проверить полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Для этого включить тяговое реле, как показано на рис.73. Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 1,5±1 мм (рис.74). Этот зазор регулируется поворотом эксцентричной оси 11 (рис.67) рычага привода. После регулировки затянуть гайку оси, придерживая ось от поворота.

    Рис.74. Замер зазора от торца шестерни до чашки упорного кольца при полностью втянутом якоре тяго­вого реле

    Рис.75. Схема включения при испытании стартера

    1 - рычаг; 2 - динамометр; 3 -статор; 4 - тяговое реле старте­ра; 5 - выключатель; 6 - вольтметр; 7 - указатель тока; 8 -шунт указателя тока; 9 - аккуму­ляторная батарея.

    Контрольная проверка

    Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки оп­ределяется:

    1. Проверкой регулировки стартера.

    2. Проверкой стартера на холостом ходу.

    3. Проверкой стартера при полном торможении.

    Для проверки стартера необходимо: низковольтовый агрегат (или хорошо заряженная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 В, указатель постоянного тока с шунтом до 1000 А, тахометр со шкалой до 10000 мин -1 и динамометр.

    Схема включения стартера показана на рис.75. Если нет специаль­ного контрольно - испытательного стенда модели 532М, то зажимают стартер в тисках и соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через указатель тока с плюсовым, а корпус стартера с минусовым выво­дом батареи). Для соединения стартера с батареей применяют провода сечением не менее 25-35 мм 2 . Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу измеряют не более, чем через 30 с после включения стартера.

    Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 75 А и развивает не менее 5000 мин -1 .

    При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задеванием якоря за полюса или замыканием между витками, стартер потребляет ток большой силы, а обороты развиваются меньше указанных. Малая сила потребляе­мого тока и пониженное число оборотов при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствует о плохом контакте в соединениях проводов или пониженном натяжении пружин щеток.

    Для проверки стартера при полном торможении на шестерне привода закрепляют рычаг, соединенный с динамометром. Лучше использовать гидравлический динамометр. Тормозной момент М стартера определяется произведением длины L рычага в метрах на показания динамометра (ве­сов) Р в килограммах:

    Во избежание перегрева стартера испытание производится в тече­ние короткого времени. Если при заторможенной шестерне якорь враща­ется, то привод следует сменить.

    Примечание. При проведении этой проверки следует соблюдать ос­торожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

    Исправный стартер при питании от полностью заряженной батареи потребляет ток не более 520 А при напряжении не менее 8 В и развива­ет момент, равный примерно 15,7 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток выше 520 А, а тормозной момент ниже 15,7 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока ниже нор­мальной, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера ука­зывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на зажимах стартера (менее 8,0 В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность ба­тареи.

    Стартер автомобиля ВАЗ 2107 представляет собой электродвигатель, благодаря которому заводится двигатель. В статье рассматриваться основные неисправности, дается инструкция по разборке стартера ВАЗ и ремонту. Кроме того, прилагаются фото и видео материалы.

    [ Скрыть ]

    Диагностика неисправностей

    Если не крутит стартер, то его нужно либо заменить, либо отремонтировать. Прежде чем начинать ВАЗ 2107, следует выполнить диагностику для выявления неисправностей.

    Основные причины неисправностей

    Устройство стартера ВАЗ 21074 имеет аналогичное УАЗу и других моделей. Для диагностики лучше иметь схему из инструкции по эксплуатации.

    Для диагностики нужно снять стартер. Информацию о том, где находится и как снять устройство, можно найти в мануале. Демонтированный агрегат нужно очистить снаружи от загрязнений. Для проверки втягивающего реле его вывод «50» необходимо соединить с плюсом аккумулятора, а корпус агрегата с минусом (автор видео — АВТО РЕЗ).

    Следует проверить клеммы, наконечники и соединения проводов. Если они окислились, их нужно зачистить, смазать вазелином и крепко затянуть.

    Для проверки обмоток и якоря нужно выполнить последовательность действий:

    1. Сначала демонтируют заднюю крышку и разъединяют щелочной узел.
    2. Отсутствие замыкания проверяется путем соединения одного щупа мультиметра с корпусом, а второго по очереди к выводам обмоток пускателя. Значение сопротивления должны быть больше 10 кОм.
    3. Затем щупы нужно соединить с выводами обмоток. Если значение стремится к бесконечности, это говорит о наличии обрыва.
    4. Чтобы исключить отсутствие замыкания якоря на «массу», необходимо один щуп мультиметра присоединить к корпусу, второй по очереди присоединять к контактным пластинам. Показания сопротивления должны быть более 10 кОМ.

    Существует несколько основных причин, почему не работает стартер на ВАЗ 2107:

    1. После включения зажигания агрегат не крутит, только щелкает. Возможно, что разряжен аккумулятор.
    2. Устройство крутит, но для запуска двигателя требуется время. Необходимо выявить неисправности и устранить их.
    3. Если при повороте ключа устройство для запуска крутится, а двигатель ВАЗ 2107 не заводится, нужно поменять бендикс. При замене следует смазать все резьбовые соединения литолом. Кроме того, желательно проверить состояние венцов маховика.

    Руководство по демонтажу и монтажу механизма

    Если не заводится ВАЗ 2107 по причине поломки стартера, то его меняют на новый агрегат. В зависимости от модели может устанавливаться редукторный стартер на ВАЗ.

    Процедура замены состоит из следующих шагов:.

    1. В первую очередь отключается питание автомобиля путем отсоединения минусовой клеммы от аккумулятора.
    2. Далее на автомобиле с инжектором нужно снять защитный щиток от грязи.
    3. Затем следует сначала выкрутить два болта сверху, а затем болт, расположенный снизу. Когда все болты будут выкручены, агрегат сдвигают вперед. Для двигателей с инжектором необходимо снять две растяжки впускного трубопровода.
    4. Для двигателей с карбюратором необходимо снять воздухозаборник, воздушный фильтр и воздуховод.
    5. На следующем этапе необходимо открутить ключом на «13» гайку крепления наконечника провода, который соединяет вывод втягивающего реле с плюсом аккумуляторной батареи.
    6. Перед тем как снимать агрегат, нужно отсоединить провода от вывода «50». Демонтировать устройство следует через верх, просовывая его между картером сцепления и приемной трубой.
    7. Монтаж выполняется в обратном порядке.

    При ремонте меняется либо стартер ВАЗ 2107, либо его составляющие, вышедшие из строя. Для замены деталей устройство необходимо разобрать. Разобранный пускатель собирается в обратном порядке. При подключении проводов следует пользоваться схемой подключения.

    Процедура диагностики несложная и может быть выполнена любым автолюбителем, что даст возможность сэкономить на автосервисе.

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Видео «Ремонт запускающего агрегата ВАЗовской классики»

    В этом видео от Антона Видосова рассказывается о диагностике и ремонте пускового устройства для классических ВАЗов.

    Потребуются: ключи накидные 13 на 15.

    1. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

    2. Снять воздушный фильтр.

    9. Установить стартер в порядке, обратном снятии.

    Ремонт стартера

    Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем следующих простых проверок.

    3. Соединить проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоединить одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а вторым - к выводу управляющего провода тягового реле. Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.

    4. Отсоединить провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединить к нижнему контактному болту тягового реле. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 5000 мин -1 . В противном случае произвести ремонт стартера.

    Потребуются: ключи на 8, на 10, на 13, отвертка с плоским лезвием, пассатижи с узкими губками, молоток, тестер, штангенциркуль.

    1. Снять стартер с автомобиля.

    12. ...и дистанционные шайбы.

    19. Аналогично извлеч щетки положительной полярности.

    Если их высота составляет менее 4 мм, замените щетки комплектом (4 шт).

    22. Вынуть из корпуса стартера ротор с магнитами и передней крышкой.

    23. Снять упорное кольцо магнитов со стороны коллектора.

    40. Проверить состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой напряжением 12 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря - лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.

    41. Проверить, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью тестера).

    42. Проверить привод. Зубья шестерни привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, заменить привод. На рычаге привода стартера не должно быть трещин.

    43. Собрать стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:

    – смазать шлицевую поверхность вала якоря кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной;

    – смазать моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера;

    – для установки ограничительного кольца воспользуйтесь пассатижами;

    – перед установкой тягового реле нанести на его поверхность, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой силиконового герметика.

    44. После сборки стартера включить тяговое реле (см. п. 3) и измерьте зазор между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть 3–5 мм.

    45. Если зазор не входит в указанный интервал значений, отрегулировать его поворотом оси рычага, тело которого выполнено в виде эксцентрика. Для этого ослабить контргайку, повернуть ось и затяните контргайку. После окончательной сборки рекомендуется проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.