Войти
Юридический сайт - Spravka01
  • ФНС личный кабинет для физических лиц — вход, регистрация
  • Нюансы оплаты налогов за другого человека
  • Аспекты, описание. Расчет аспектов
  • Все что нужно знать о собеседовании при приеме на работу - основные задачи, виды, этапы и структура проведения Как грамотно проводить собеседование
  • Можно ли расторгнуть договор на продажу квартиры с риэлтором и как правильно это сделать?
  • Организационные структуры отделов продаж
  • В России пройдёт "Десятилетие детства". На государственном уровне: Путин объявил в России Десятилетие детства Десятилетие детства меры поддержки семей с детьми

    В России пройдёт

    Своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует Десятилетие детства. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации.

    Вице-премьер уточнила, что основными вопросами при реализации новой стратегии станут ясельное обеспечение детей, поддержка материнства, детства и демографии.

    По ее словам, очень важно «мобилизовать силы и ресурсы государства для того, чтобы качественно обеспечить здоровье, образование и успешное развитие каждого ребенка, живущего в нашей стране», заявила вице-премьер в ходе заседания Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

    Объявить в стране Десятилетие детства предложила спикер Совета Федерации Валентина в ноябре 2016 года. Тогда Матвиенко заявила, что новый план станет продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Спикер также отметила, что стратегия призвана «выстроить на 10 лет главные направления работы по поддержке детства, ежегодно принимать конкретные планы с обозначением приоритетных задач на конкретный год».

    С 2015 по 2017 год проходит второй этап нацстратегии в интересах детей.

    Важными пунктами государственного плана стали меры по сокращению бедности среди семей с детьми, обеспечению доступности и качества образования, поиску и поддержке талантливых детей и молодежи, профилактике изъятия ребенка из семьи, предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей, ставших жертвами насилия.

    Напомним, что в ноябре 2016 года Владимир Путин обновил состав совета по реализации нацстратегии в интересах детей. В число 35 членов совета вошли министр образования и науки , уполномоченный по правам ребенка , а также член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства . Главной задачей совета было определение приоритетных направлений государственной политики в интересах детей и подготовка предложений по решению этих проблем.

    В феврале 2017 года уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова сделала заявление в « » в связи с резонансным делом об изъятия из многодетной приемной семьи Дель сразу восьми детей.

    «Сама процедура отобрания детей бесчеловечна, — заявила Кузнецова. — Мы должны внимательно разобраться во всех проблемных случаях, составить «дорожную карту» — как мы, защитники детей и семьи, будем действовать.

    Надо вести речь о выработке четкого алгоритма действий для тех, кто приходит проверять родные и приемные семьи и принимает решения о разлучении детей с мамой. Мы должны также выработать четкие критерии, исключающие возможность применения такой меры, как отобрание детей, по надуманным поводам (не так разложено белье, не тем одеялом укрыт). Надо задуматься и об алгоритме возвращения детей в семьи, попавшие под излишнюю придирчивость контролирующих органов».

    Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала, что главной проблемой школьного образования являются слишком слабые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

    «Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию.

    То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, — наполнить стандарты», - заявила Васильева зимой 2017 года.

    По мнению министра, мешает также излишнее количество учебников, которые могут не соответствовать друг другу по содержанию: «В федеральном перечне их (учебников) сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года».

    Главными приоритетами государства в области социальной политики несомненно должна быть забота о будущем поколении. Изменения принятые президентом страны в плане социальной политики называют историческим событием. Одним из направлений в этом является Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 64 . Следует отметить, что неоднократно поднимались вопросы о заботе детей со стороны государства. Начало этому положил Б.Н. Ельциным еще в 1995 году, который первым подписал Указ о создании программа под одноименным названием, которая стартовала в 2018 году. После Указа Б.Н. Ельцина об этой программе надолго забыли и лишь в 2012 году была запущена новая программа под названием «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 65 .

    Следует отметить, что положительные результаты утвержденной стратегии все таки имеются, это в частности продление выдачи материнских сертификатов, создание реабилитационных центров, увеличение детских садов и новых школ, предоставление жилья молодым учителям в сельской местности, создание школ для одаренных детей, выдача грантов молодым ученым и т.д.

    Запущенная программа, по сути, должна быть продолжением предыдущей. В своем Указе Президент дал задание Правительству РФ, совместно с Министерствами образования и науки, а также Министерством Социальной защиты, Министерством труда и занятости и Министерством внутренних дел, Министерством культуры, разработать план мероприятий к этой программе, но дал слишком маленькие сроки, не более трех месяцев. Почему именно десятилетие, и почему такие небольшие сроки, и можно ли написать программу касающуюся будущего государства попробуем разобраться.

    На сегодняшний момент утвержден только План мероприятий до 2020 года 66 , по которому ряд министерств и ведомств должны внести предложения проводимых в рамках Десятилетия. То есть, пока как таковой программы нет, никаких конкретных решений нет, а после плана необходимо вносить предложения в Государственную думу по принятию новых законов или указов Президента, поэтому никаких революционных событий пока не произошло, финансирование заложено, а план может остаться нереализованным.

    Сам План Десятилетия разделен на одиннадцать разделов:

    1. Мероприятия, направленные на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей

    2. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры детства

    3. Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни

    4 Мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей

    5. Мероприятия, направленные на культурное и физическое развитие детей

    6. Развитие системы детского отдыха и детского туризм

    7. Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей

    8. Мероприятия, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

    9. Мероприятия, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

    10. Публичные мероприятия

    11. Организационные мероприятия

    Проанализировав первый раздел Десятилетия, в мероприятиях, направленных на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей мы видим, что в первых пунктах нет ничего кардинально нового, а подтверждаются принятые законы о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, вторым пунктом идет уже принятое и известное на законодательном уровне продление действия выдачи материнского сертификата. В плане это звучит как подготовка предложений по продлению и развитию предложений материнского капитала, данные предложения должны быть представлены в третьем квартале 2018 года, которые должны представить четыре министерства: минтруд, минфин, минэконом развития, минстрой 67 .

    Третий пункт плана при его реализации был бы значительной помощью семьям, ожидающим ребенка. Направлен он на принятие списка товаров для новорожденного, который должен быть подарен каждой новоиспеченной матери. Такой вид социальной помощи начал действовать в столице с текущего года, и надо отдать должное мэру города Москвы, что это короб с приданым, из 46 предметов, который предназначен каждому новорожденному, не зависимо от того, в какой семье он родился, с достатком или в малообеспеченной. Согласно Плану Десятилетия, этот список, или как там обозначено, акция, должна быть разработана руководителями субъектов Российской Федерации совместно с ведущими производителями товаров для новорожденных. Скорее всего, мы снова столкнемся с тем, что данное благо уже отписано на финансирование субъектов, и подарки в регионах будут значительно отличаться, в зависимости от благосостояния региона. Да и в ближайшем будущем их мало кто получит, так как в плане это обозначено ни как обязательное социальное обеспечение, а как акция. А ведь акция может быть разовой, или для определенных лиц и т. д. Таким образом, от третьего пункта плана больших изменений ждать не стоит.

    Так же не обещает ничего нового, по крайне мере для нашей республик и четвертый пункт первого раздела. Он направлен на расширение масштабов оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и его приоритизация в системе мер государственной поддержки. Ответственным исполнителем, как и предыдущем случае является органы исполнительной власти субъектов. То есть здесь так же зависит от финансового благосостояния субъекта.

    Остальные пункты раздела направлены на подготовку предложений о совершенствовании механизмов помощи многодетным малообеспеченным или молодым семьям, так же малообеспеченным в приобретении или строительстве жилья, или земельного участка. А так же последний пункт данного раздела, посвящен предложениям по усилению контроля за расходованием бюджетных средств.

    Второй раздел программы направлен на планирование мероприятий, по развитию инфраструктуры детства. Сюда включены направления, касающиеся и дошкольного, и общего среднего образования в плане доступной, современной образовательной среды. А так же направления касающиеся отдыха. Но пока только на стадии докладов, и которые должны быть выслушаны только в 4 квартале 2018 года. Ответственные за доклады Правительство РФ и министерство образования и науки.

    Другие направления инфраструктуры детства касаются развития сети дополнительного образования, одаренных детей и психологических центров, профессионального образования инвалидов.

    Третий раздел касается медицинской помощи детям и формирования основ здорового образа жизни. Самый конкретный пункт, запланированный в этом разделе на первый квартал текущего года, в виде ведомственного акта касается в приведение нормативно-правовой базы медицинской реабилитации детей в единое соответствие с современными процессами.

    И действительно это необходимо сделать, так как, не смотря на обязательное медицинское страхование и бесплатную медицинскую помощь, детям которым необходимо срочное медицинское вмешательство, а затем и постмедицинская реабилитация, не могут получить бесплатную помощь в нашем государстве, а вынуждены как говориться собирать деньги всем миром, через СМИ и т.д., и обращаться в платные клиники за рубежом.

    И еще один пункт, касается принятия Федерального закона о расширении календаря профилактических прививок, намечен на первый квартал 2019 года.

    Все остальные пункты плана выглядят в виде докладов, предложений, разарбтке пилотных проектов. Например, такие предложения как реконструкция детских поликлиник, строительстве перинатальных центров, мониторинг рождаемости и т.д

    Четвертый раздел программы предполагает большой объем работы именно в сфере процесса обучения, это мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей. Здесь предполагается разработать новые государственные образовательные стандарты. Создание не менее тридцати сетевых школ по направлению инновационного развития. Планируется разработать комплекс мероприятий по вовлечению детей в программы проектирования будущего и предпринимательства. Проведение различных конкурсов по типу «Worldscilss». Внедрение дополнительных уроков информатики, применение в преподавании информационных систем.

    На мой взгляд, недопустимо применять широко в системе образования методы проектирования, если посмотреть все учебники самой распространенной программы «Школа России», то начиная со второго класса детям необходимо создавать различные проекты. И задания выглядят так, используйте информацию интернет составьте проект «Мой город», «Моя семья», «Десятичные дроби» и т. д. Но ведь это попросту доклады, скаченные из интернет.

    Конкурс профессионального мастерства «Worldscilss», это очень хорошая идея. Но если взять Республику Мордовия, и профессиональные учебные заведения, которые готовят специалистов рабочих профессий, которые и должны участвовать в этом конкурсе, то это невозможно по причине того, что все эти заведения переведены на местный бюджет, и последние лет десять на материальную базу Республика не закладывала ни копейки. Так как можно обучать профессионалов технического уровня на устаревшем оборудовании. Роме того, государственных предприятий в Республике нет, так где студентам можно осваивать практические навыки. Да и подготовка и участие в «Worldscilss», удовольствие не из дешевых.

    Так же в этом разделе предлагается в школах ввести такой предмет, как «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», только вот интересно, специалист в какой области должен преподавать такой предмет, и будет ли учитываться семейное положение этого специалиста.

    Пятый и шестой раздел схожи в своем направлении, они посвящены культурному и физическому развитию детей, и развитию системы детского отдыха и детского туризм

    К сожалению, все, что было утрачено в постсоветский период, в плане отдыха, теперь пытаются возродить. Так в программе предусмотрены направления поддержания проектов от частных инфраструктур по созданию оздоровительных центров, развития детско-юношеского туризма. Здесь так же ожидаются доклады, но ответственными в данном направлении являются субъекты Российской Федерации, поэтому предложений будет не много. Так как возродить детские оздоровительные базы отдыха или, тем более, построить их снова регионы просто не способны. Возьмем, например нашу Республику, только в Ичалковском районе существовало 4 детских лагеря, сейчас остался один «Орленок», который принадлежал и принадлежит ПАО «Электровыпрямитель». С момента существования лагеря до сегодняшнего дня там не построили ни одного нового здания, не сделали ремонт. По понятным причинам, завод не может вкладывать туда деньги, а Республике, по всей видимости этот балласт, в виде здоровья детей не нужен. Остальные три огромных лагеря просто исчезли, даже не осталось фундамента.

    К сожалению, в этом вопросе, все, что касается разработке программ по развитию туризма и отдыха, ответственными являются Минобрнауки России Минкультуры РоссииРостуризм Минпромторг России, а что касается финансирования, то органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятно, что с такой политикой все останется на прежнем уровне. Необходимо разделить с учетом благосостояния субъекта Российской Федерации. Если регион ничего не производит и не добывает полезные ископаемы, откуда найдутся средства на базы отдыха, а привлечение частных лиц приведет к огромной стоимости отдыха, в результате большинство семей не смогут отправить ребенка на базу отдыха.

    Седьмой раздел посвящен создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей в информационном пространстве. В этом разделе впервые на законодательном уровне, пусть пока и на уровне предложений затронули интернет пространство, которое с каждым днем занимает все большее место в жизни детей и подростков. Это и образовательный процесс, и творчество, и общение. Но все чаше интернет играет отрицательную роль в неокрепшей психики подростков.

    Поэтому Министерство Внутренних дел предлагает принять закон о возможности моментальной блокировки доступа к сайту, где первоначально усматривается пропаганда суицидального поведения, склонение к суицидам несовершеннолетних, допроцедуры проведения экспертизы, с возможностью возобновления доступа к сайту в случае непризнания размещенной на нем продукции. А также, беспрепятственно получать информацию от интернет-провайдеров о пользователях социальных сетей, не в рамках уголовного дела, когда уже предотвратить преступление зачастую поздно, а в рамках любой проверки, до возбуждения уголовного дела. Кроме того, по мнению МВД назрела необходимость срочно внести в Уголовный Кодекс дополнительные статьи об ответственности за распространении недостоверной информации в сети интернет.

    Восьмой раздел предусматривает мероприятия, касающиеся равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. То есть детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И действительно, следует кнкретно подойти к решению данного вопроса, так как все больше и больше случаев криминального характера происходит с детьми, которые попадают в приемные семьи. Остро назрел вопрос пересмотра некоторых законодательных актов, что и было отражено в данном разделе. Так предусмотрено внести изменения в Семейный кодекс в части конкретизации понятия «детское насилие», «жестокое обращение».

    В Административный кодекс, по части применения и ужесточения системы административных мер воздействия и наказания в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей приемными семьями.

    В Налоговый кодекс, в части предоставления налоговых льгот для приемных семей, многодетных приемных семей, семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.

    Широко развернут вопрос по созданию единой системы органов опеки и попечительства, а так же профессиональных служб поддержки для приемных семей и контроль над ними.

    Много мероприятий, по разработке положений в части жилищного вопроса для детей сирот. Это увеличение средств на предоставления жилья детям сиротам в возрасте до 23 лет. Проработка вопроса по предоставлению не только жилья, но и субсидий из числа детей – сирот.

    Девятый раздел посвящен мероприятиям, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Здесь широко уделен вопрос работы специальных служб с подростками. А в частности создание дополнительных психологических центров по работе с подростками и родителями, обязательные телефоны доверия. Разработка программы социальных служб по предотвращению суицида. Введение в образовательных заведениях дополнительных уроков психологии. Создание психологических служб в школах, а также в профессиональных учебных заведениях.

    Действительно это необходимо, но образовательные заведения финансируются из местного бюджета, и снова вопрос упирается в деньги. Большинство учебных заведений нашей Республики не имеет в штате психолога.

    Десятый и одиннадцатый разделы носит организационный характер реализации данной программы.

    Таким образом, план мероприятий говорит о многих направлениях, уже закрепленных на законодательном уровне. Направления затронуты в качестве дополнительного образования, дошкольного образования, создание центров, учебно-методических организаций пока запланировано на уровне предложений или докладов, которые должны быть представлены в период с 2019-2020 годы.

    Так же не изменилось процентное соотношение между субъектами и федеральным бюджетом в плане финансирования социальной сферы. Зачастую субъект не может финансировать образование, медицину. Ведь даже на Федеральном уровне при распределении бюджета, на последнем месте стоит образование и культура. И такие хорошие блага как подарки новорожденным предусмотрены в плане не как обязательная помощь в каждом регионе, а как акция.

    Таким образом, Программа «Десятилетия детства» имеет много положительных моментов, но назвать ее глобальной в изменении социальной политики нельзя.

    Во-первых, необходимо было учесть положительные моменты предыдущей программы.

    Во-вторых, Программа не содержит единой стратегической концепции улучшения социальной политики, а лишь отраслевые направления, зачастую не соотносимые между собой. Она стала неким отражением видения социальной политики различных, не связанных между собой ведомств, поэтому и получилось, что каждое министерство предложило самое лучшее, но оно с друг другом не состыковывается. Например, Министерство здравоохранения бьет тревогу, в отношении ухудшения здоровья детей, из-за непосильной нагрузки в образовательных учреждений и чрезмерного использования мобильных средств, что привело к снижению зрения почти у 70% школьников. А Министерство образования, в свою очередь делает акцент на использование в обучении только электронных учебников, мобильной связи и дополнительных уроков не физической культуры, а информатики.

    В-третьих, необходимо было провести дополнительное обсуждение Программы родителей, представителей школ, детских садов, профессиональных учебных заведений, медицинских работников, представителей из регионов и т.д.

    Публикации, 10:00 02.08.2017

    "Чтобы дети были счастливы". Анна Кузнецова о задачах Десятилетия детства

    Контекст

    Гармония всего мира не стоит слезинки одного ребенка, считал Иван Карамазов. Да, не стоит. Вот только огромная доля этих слез льётся не по вине каких-то немыслимых обстоятельств непреодолимой силы, а по вполне очевидным причинам. И мы эти слова должны адресовать прежде всего самим себе. Ведь по большому счёту нет счастья в мире, где несчастливы дети. А счастье детей - это и есть счастье всего мира, счастье целой страны или счастье одной семьи.

    Поэтому, когда меня спрашивают, а в чём состоит задача Десятилетия детства, объявленного Президентом, я не сомневаюсь в ответе. Задача Десятилетия - это счастье детей России, а значит - счастливая страна в целом.

    Конечно, эта задача кажется слишком огромной и невыполнимой. "А как сделать так, чтобы не бояться больших задач?" - спросила я участников форума "Территория смыслов" и тут же получила верный ответ: "Разбить на маленькие задачи". План Десятилетия детства, обсуждение предварительного варианта которого началось на этой неделе, и есть та самая разбивка большой задачи на маленькие достижимые цели.

    Немного о том, как составлялся этот план и какое участие в этой работе приняли уполномоченные по правам ребёнка.

    Итак, Президент Владимир Путин своим Указом объявил 2018-2027 годы Десятилетия детства в России. Указ был подписан 29 мая, и, пожалуй, лучшего президентского подарка к Международному дню защиты детей нельзя было и придумать. Мы встретились с главой государства буквально через два дня, 31 мая, и, конечно, я поблагодарила его за это решение. Но вместе с тем, не могла не обратиться с важнейшей, на мой взгляд, просьбой - посодействовать широкому общественному обсуждению будущей программы. Повторюсь - тема детства касается каждого, потому что каждого касается тема будущего своей страны. Десятилетие детства как раз и даёт нам возможность создать образ этого будущего, точнее, - сделать всё, чтобы этот образ был светлым, уверенным, надёжным. Важно, чтобы каждый мог внести свою лепту в его создание, чтобы были учтены самые разные мнения и приняты самые конструктивные предложения.

    Только при этом нельзя забывать о трёх правилах:

    Правило первое - преемственность. Любое государственное решение должно быть последовательным и преемственным. Оно не может перечёркивать то, что уже принято и реализуется. Составляя план проведения Десятилетия детства, мы должны взять всё лучшее, что было в Национальной стратегии действий в интересах детей. Но при этом, конечно, сделать выводы из её отрицательных моментов, в частности, - избежать заведомой невыполнимости отдельных пунктов.

    Отсюда правило второе - исполнимость. Документ не должен оставаться просто документом, любой его пункт должен быть реализуем.

    И, наконец, правило третье - ощутимость. Каждый должен почувствовать действие этой программы на себе, Десятилетие детства должно дать ощутимый эффект для каждой семьи и каждого ребёнка.

    "Начни с себя. Просто бери и делай", - вот ещё один совет, который я давала на "Территории смыслов". И обсуждение Десятилетия детства тоже начала, можно сказать, с себя - с института уполномоченных по правам ребёнка. Предложения генерировались Общественным и Экспертными советами при Уполномоченном, дискуссии велись в рабочих группах при Общественном совете. Но вот что ещё важно. Россия - страна "от югов до снегов", у нас 85 регионов, и каждый - со своими особенностями, со своей историей и традициями. Обсуждать программу, касающуюся всей страны, невозможно без учёта мнений регионов, поэтому о своих предложениях мы попросили высказаться уполномоченных в субъектах, обсудить их на окружных совещаниях, а здесь, в Москве, собрали президиум Координационного совета уполномоченных - координаторы со всех восьми федеральных округов представили свои уже обобщённые идеи. И в эти же дни на площадке Общественной палаты прошёл форум Ассоциации организаций в защиту семьи, где программу Десятилетия детства обсуждали общественники.

    И вот предварительные итоги. Более 30 предложений детских омбудсменов включено в предварительный план мероприятий в рамках Десятилетия детства, аккумулированный Министерством труда и социальной защиты РФ. И каждое предложение отвечает на один и тот же вопрос: что нужно сделать для того, чтобы дети были счастливы? С одним лишь уточнением: а какие именно дети?

    Если мы говорим о детях из многодетных семей, то им посвящены предложения по расширению комплекса мер социальной поддержки. Если мы говорим о детях-школьниках, то для них - инициативы о бесплатном питании, о расширении перечня бесплатных курсов и кружков, если о дошкольниках - развитие ясельных групп и внедрение института "сертифицированных" нянь. Если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья - то здесь предложен целый ряд мер по совершенствованию системы реабилитации, по развитию паллиативной помощи. Говорим о подростках? Значит, задумываемся об информационной безопасности, о профилактике антисоциального поведения. Думаем о сиротах? Значит, совершенствуем работу органов опеки и попечительства, развиваем систему постинтернатного сопровождения. Не дай бог, несовершеннолетний совершил преступление - заботимся о том, чтобы колония была местом не столько наказания, сколько воспитания и образования. И так далее - на сайте deti.gov.ru о своих инициативах мы рассказали подробнее.

    Конечно, есть и предложения, которые касаются детей в целом. Например, по летнему отдыху - здесь как раз и стоит задача, чтобы правом на его получение мог воспользоваться каждый ребёнок, вне зависимости от своего социального статуса или от статуса его родителей. А есть и такие инициативы, которые направлены вообще на будущие поколения, на детей детей, на предотвращение конфликтов и несчастий в будущих семьях, где появятся свои дети. Это, например, предложения по распространению курсов основ семейной жизни. Уроки семейного счастья - так я их называю.

    Будут ли ещё предложения? Конечно, будут. План и предварительный, и касается лишь первого периода Десятилетия - до 2020 года. Работа не останавливается.

    Аккурат накануне Международного дня защиты детей президент России Владимир Путин подписал Указ «Об объявлении в Российской федерации Десятилетия детства». Давайте узнаем, что готовит нам грядущее десятилетие!

    Указ: коротко и не очень ясно

    «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановляю объявить 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства».

    (Кликните на фото для увеличения)

    Вот, собственно и весь указ, подписанный президентом. Из него не очень понятно, что к 1 сентября придумает правительство. Дать всем мамам денег? Увеличить декретный отпуск до 10 лет? Запретить аборты? Однако придумать что-то надо, потому что…

    Рожать больше некому

    …в прошлом месяце президент обсудил с министром труда и соцзащиты Максимом Топилиным проблему снижения рождаемости в стране. Эксперты прогнозируют спад рождаемости в связи с демографическим кризисом 1990-х годов.

    Нужно отметить, что до демографического кризиса 90-х в стране был демографический подъем 80-х. Объяснялся он, помимо прочих причин,

    • Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года, согласно которому оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком был продлен до одного год, а неоплачиваемый - до полутора;
    • Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года, увеличившим оплачиваемый отпуск до полутора лет, а неоплачиваемый - до трех.

    Женщины, которым больше не нужно было разрываться между работой, няней и яслями, стали рожать больше и чаще. Но в 90-х (когда, напомним, распался СССР, то тут, то там вспыхивали локальные гражданские конфликты, инфляция превратилась в гиперинфляцию, зарплаты задерживались на несколько месяцев, прошло две денежных реформы - и это далеко не полный список) это счастливое время закончилось. Возник так называемый «русский крест» - превышение смертности над рождаемостью, и эта тенденция сохранилась на долгих 20 лет.

    Что преломило тенденцию - вопрос спорный. Эксперты считают, что роль материнского (семейного) капитала в увеличении рождаемости была важной, но не единственной. Ведь в 2007 году, когда ввели эту меру поддержки рождаемости, 20-25 лет исполнилось многочисленному поколению «длинных декретов», родившемуся в 80-х.

    Если бы я был президентом

    Но теперь праздник кончился, детям 80-х уже за 30 и существенного вклада в рождаемость они уже не внесут.

    ” - Мы знаем о проблемах, которые нас ожидают, которые зародились еще в 90-х годах, когда страна столкнулась с обвальным, если не сказать катастрофическим, падением рождаемости. Это приводит к тому, что в ближайшее время - эксперты это хорошо знают - количество женщин репродуктивного возраста будет сокращаться, и к 2025 году, по мнению экспертов, их количество уменьшится по сравнению с 2015 годом на 34%, - заявил Владимир Путин

    (Демографические прогнозы Росстата до 2035 года выглядят безрадостно Кликните на фото для увеличения... нет, не демографии - картинки)

    Соответственно, сегодняшним 20-летним девушкам для поддержания демографического баланса придется рожать вдвое больше, чем предыдущему поколению. И их еще нужно на это уговорить! Но как?

      Премьер Дмитрий Медведев предложил поддерживать молодые (до 23 лет) семьи, где появляются первенцы,

      Политик и общественный деятель Юрий Крупнов отправил президенту свой законопроект «О статусе многодетных семей», предсматривающий налог на малодетность,

    • Осенью прошлого года некая некоммерческая организация «За жизнь» провела масштабную всероссийскую компанию за запрет абортов, сумев привлечь на свою сторону руководство всех основных религиозных конфессий страны,
    • Наконец, и это единственная уже реализованная инициатива -

    А вот И то верно - к чему стимулировать женщину рожать второго ребенка, если и первого-то рожать некому, а нужно, чтобы родила она, как минимум, четверых?

    Пять лет в интересах детей

    Впрочем, перестанем играть в аналитиков и займемся констатацией фактов. А факты таковы: у «Десятилетия детства» был вполне амбициозный предшественник - пятилетка детства, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная указом Президента РФ от 1 июня 2012 года. (Опять первое июня, обратили внимание, да? Каждые пять лет первого июня президент и правительство ходят в баню защищают интересы детей… )

    Мы уже пять лет живем в условиях «действий в интересах детей», надеемся, вы это уже увидели, заметили, ощутили на себе и оценили.

    Ведь … «в результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей»

    Если не заметили - то вот вам немного статистики по данным Федеральной службы государственной статистики.

      Численность населения страны с 2012 по 2017 год возросла на 3,8 миллиона человек, со 143 до 146,8 млн. человек.

      Материнская смертность уменьшилась с 219 человек за 2012 год (11,5 случаев на 100 тысяч родов) до 188 человек в 2016 году (10 случаев на 100 тысяч родов).

      Младенческая смертность (смертность детей от рождения до года) уменьшилась с 8,6 случаев на 1000 человек, родившихся живыми, в 2012 году до 6 случаев на тысячу в 2016 году.

      Число детей, оставшихся без попечения родителей , снизилось с 2012 по 2105 год на 25%, причем число сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, уменьшилось вдвое: если в Домах ребенка в 2012 году содержалось 11145 детей, то в 2015 - только 6142 ребенка.

    Не все конечно, так хорошо, как кажется на первый взгляд.

    К примеру, не удалось справиться с бедностью. Если в 2012 году в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума проживало 17,6% всех детей до 16 лет, то в 2015 году уже 21,4%.

    Но в целом жить стало лучше, жить стало веселее.

    Взгляд в 2027 год

    Но вернемся к «Десятилетию детства». Никаких фантазий, только публичные заявления официальных лиц! Владимир Путин подписал указ, разумеется, не просто потому, что заметил на календаре дату «1 июня». С хорошо продуманным экспромтом в ноябре 2016 года выступила спикер Совета Федераций Валентина Матвиенко.

    Что ж, приоритеты вице-премьера ясны, но как только впервые прозвучала фраза «Десятилетие детства», Владимир Путин тут обновил состав совета по реализации нацстратегии в интересах детей. В число 35 членов совета вошли министр образования и науки Ольга Васильева и уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Каждая из дам высказалась о наболевшем. - об образовании:

    31 мая встретилась с президентом и рассказала, что одной из серьезных проблем детства в нашей стране стала проба Манту:

    - Настолько эта тема волновала наше родительское сообщество, что тысячи обращений поступило в аппарат Уполномоченного, - доложила омбудсмен. - Была неоднозначная юридическая практика по решению этого вопроса, и тысячи детей оставались без допуска в дошкольные и школьные образовательные учреждения. До того как мы вместе обсудили это, была только одна возможность попасть - сделать Манту, как мы все с вами делали.

    Теперь, благодаря детскому омбудсмену, в медицинскую практику будут широко внедрены альтернативные варианты ранней диагностики туберкулеза у детей.

    Но главное, конечно, что сам Путин вкладывает в понятие «Десятилетие детства»? Вероятно, следует ориентироваться на утвержденный им перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, состоявшегося 15 ноября 2016 года. Итак, премьеру Дмитрию Медведеву поручено …

      развивать систему ранней (и разносторонней) помощи детям с ограниченными возможностями , детям, оставшимся без попечения родителей из семей в социально опасном положении;

      остановить перепрофилирование детских санаториев и курортов , особенно если они расположены в Евпатории;

      обеспечить развитие фундаментальных научных исследований в области профилактики детской инвалидности ;

      рассмотреть вопрос о поэтапном расширении программы неонатального скрининга .

    И, конечно, усовершенствовать систему профилактики подросткового суицида (оказывается, у нас есть такая система - осталось ее только усовершенствовать).

    Раньше благородные рыцари отправлялись сражаться с драконами, теперь - с .

    Но это, как вы сами понимаете, первые прикидки - к 1 сентября мы ждем по-настоящему воодушевляющей программы от всех министерств и ведомств. Даже любопытно, какими способами нас будут уговаривать рожать, рожать и еще раз рожать.

    Ведь о том, что каждый пятый ребенок страны живет в семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, не упомянул пока никто. И то верно - это не с синими китами бодаться…

    Подготовила Алена Новикова

    В 2017 году заканчивает свое действие «Национальная стратегия действий в интересах детей». Ее преемницей стала заявленная В.В. Путиным программа «Десятилетие детства», которая будет действовать до 2027 года. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка.

    Программа «Десятилетие детства»

    29 мая 2017 года был подписан указ о новой социальной программе под названием «Десятилетие детства».

    Действие программы рассчитано до 2027 года и предполагает, что будет уделено особое внимание таким вопросам, как:

      школы и ясельные группы, доступные каждому ребенку;

      поддержка материнства и детства;

      улучшение демографии.

    С 2018 «Десятилетие детства» как новая глобальная социальная программа вступает в действие.

    В период с мая по 29 августа 2017 года по поручению президента правительством были разработаны и согласованы основные мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие три года. По информации, предоставленной главой Минобрнауки Ольгой Васильевой, план «Десятилетия детства» включает в себя такие приоритетные вопросы, как:

      образование и воспитание;

      вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;

      семейные проблемы и работу с родителями;

      детский отдых и дополнительное образование.

    План мероприятий до 2020 года

    Создание плана мероприятий в рамках «Десятилетия детства» проводилось с учетом достигнутых результатов «Национальной стратегии действий в интересах детей». Например, есть сдвиги в вопросе доступности дошкольного образования, в частности детских садов. Очередь в 28 млн. мест была сокращена до 68 тыс., и работа по этому вопросу продолжается. Хотя этот же вопрос для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет всё ещё является открытым.

    Мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие 3 года предполагают ведение работы по следующим направлениям:

    1. Разработка и внедрение новых программ по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей.

    Будут затронуты вопросы:

      пособий семьям с детьми;

      продления и развития действующей программы материнского капитала;

      всеобъемлющей помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей;

      помощи молодым семьям в строительстве или приобретении жилья;

      возможности переобучения молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

      мер, дающих возможность совмещать трудовую деятельность и обязанности по воспитанию детей.

    2. Разработка мер, обеспечивающих поддержку детства:

      обеспечение доступности и качества образования детей;

      организация региональных центров психолого-педагогической и социальной помощи детям;

      доступность и возможность получения детьми дополнительного образования;

      качество и доступность получения детьми современной медицинской помощи;

      развитие и популяризация детско-юношеского спорта;

      создание региональных центров и образовательных организаций для обеспечения обучения и поддержки детей инвалидов;

      организация центров, которые будут работать с одаренными детьми;

      создание и развитие современных центров отдыха и туризма детей;

      разработка мер, обеспечивающих повсеместность и доступность культурного развития детей;

      обеспечение детей качественными продуктовыми товарами.

    Особую актуальность программа приобретает на фоне прогнозируемого резкого падения рождаемости, которое по словам ученых связано с кризисом рождаемости 90-х годов.

    О своевременности принятия Указа президента «Десятилетие детства» говорят и основные результаты первого этапа «Национальной стратегии действий в интересах детей», в работе которой были задействованы не только органы государственной власти, но и научные, и общественные организации.

    Согласно официальной оценке стратегии, работа по всем обозначенным направлениям велась в позитивном ключе. Именно поэтому так важно добиться преемственности стратегии и программы «Десятилетия детства».

    Среди особо действенных мер, реализация которых продолжается и в настоящее время, была выделена программа материнского капитала. Повышение рождаемости было результатом комплекса мер, но основным звеном все же являлась программа выплат материнского капитала. Для недопущения спада рождаемости в программе «Десятилетия детства» большое значение уделяется мерам поддержки многодетных семей.

    Еще одним достижением Национальной стратегии, которое должна подхватить и развить программа «Десятилетие детства», является воспитание детей, находящихся без попечения родителей и детей-сирот в приемных семьях. С начала вступления в действие Национальной стратегии количество таких детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, уменьшилось вдвое. А в некоторых регионах, например, в Чувашии в 2016 году в приемных семьях находилось 94,5% детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому в программе «Десятилетия детства» так много внимания было уделено разработке мер по поддержке таких семей.

    Серьезные результаты достигнуты и в вопросе информационной безопасности детей. «Десятилетие детства» продолжит работу в этом направлении.